Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Пс 111,1

2-е воскресенье Великого поста

Первое чтение Быт 22, 1–2. 9–13. 15–18

Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И прост`р Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возв`л Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна и принёс его во всесожжение вместо сына своего.

И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

 
 

Второе чтение Рим 8, 31-34

Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.

 
 

Евангелие Мк 9, 2-10

Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвёл на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Пётр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшёл глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мёртвых.

 

Проповедь 1

В первое воскресение Великого поста Церковь обращает наш взор на борьбу Иисуса с искушениями дьявола. Это знак для нас. Великий пост – это борьба. Сатана сделает всё, чтобы отвлечь нас от Господа, но в этой борьбе мы не одиноки – с нами Иисус.

Сегодня Церковь поднимается на гору Фавор, чтобы посмотреть на Преображение Иисуса. Этого нам нельзя забыть. Память об этом нам ещё пригодится. Особенно, когда поднимемся на другую гору – Голгофу.

Именно тогда так легко засомневаться. Но после того, что мы увидели и услышали сегодня, мы знаем, что Он – Бог.

Второе воскресенье приглашает нас и к собственному преображению.

Ведь пост этому должен способствовать. Пусть примером станет для нас Авраам. Человек, который тоже пережил своё преображение и тоже на горе. Это произошло именно тогда, когда Бог захотел, чтобы он отдал своего единственного сына. Авраам всегда верил Господу, верит и в этот момент, молчит, делает то, что хочет Господь. Он готов пожертвовать даже своим сыном, но этой жертвы не допустит уже Бог. В этот момент Авраам поднялся на вершину веры, преобразился, всё отдал Господу, даже то, что было его самым большим сокровищем. Его руки остались совершенно пустыми, и только сейчас Господь может их наполнить своими дарами.

Каждый из нас тоже имеет своего единственного «Исаака», своё сокровище, и придёт время в нашем паломничестве веры, когда Господь Бог потребует от нас отдать его. Потребует не для того, чтобы лишить тебя счастья, но для того, чтобы наполнить твои руки настоящим сокровищем.

 

О. Артур Вильчек  CSsR

 

Проповедь 2

Как пройти к преображению?

Как радостно оказаться в обществе человека «преображённого»… Не такого, как все. Человека, осиянного блеском славы или блеском золота, кого-то несравненно более мудрого или лучшего, чем мы, либо более ловкого физически, либо обладающего большей властью. «Хорошо нам здесь быть», – воскликнули апостолы Пётр, Иаков и Иоанн, когда на горе Фавор неожиданно оказались перед преображённым Иисусом (см. Мк 9, 5). С незапамятных времён выдающиеся люди были окружены уважением, удивлением, поклонением, а иногда чуть ли не религиозным культом. Когда апостол Павел в греческом городке Листра чудесным образом исцелил одного с рождения хромого человека, очарованная толпа попросту нарекла его богом, как и сопутствовавшего ему Варнаву. Обоим апостолам пришлось немало потрудиться, чтобы удержать народ от принесения им жертв, и разъяснить, что они обычные люди, а вовсе не какие-то небожители (см. Деян 14, 8-18).

Конечно, не все великие были и есть так скромны, как Павел и Варнава. Как учит история, как минимум несколько римских императоров велели ещё при жизни воздавать божественные почести. Другие были признаны богами после смерти. Мы не очень удивляемся такими умонастроениями у язычников, если уж в наши времена, посреди христианского мира многие ведущие политики и правители считали себя и в среде их почитателей считались самое меньшее «сверхлюдьми», если не полубогами.

Всё человечество подсознательно тоскует по человеку, отличающемуся от обычных людей: великому, совершенному, преображённому. Более того, каждый из нас, независимо от того, кем является на самом деле, тихонько мечтает хотя бы раз в жизни превзойти самого себя, выдать нечто доброе и великое, блеснуть совершенством, оставить после себя нечто вечное и ценное. Во всём этом есть немалая доля самолюбия, но есть и некая забота о будущем. Все мы понимаем, что чем больше в мире будет великих и достойных людей, тем лучше для этого мира.

В русле этих стремлений и надежд находятся вновь и вновь возобновляемые, причём уже с незапамятных времён, попытки создания новой, идеальной расы разумных существ. Сколько философских учений, сколько мировоззрений, сколько общественных систем и политических партий принимались воспитывать нового, совершенного человека! Стоицизм, манихейство, Возрождение, либерализм, натурализм, фашизм, гитлеризм, коммунизм (и это только самые заметные) экспериментировали на миллионах, нерушимо веря, что с помощью тех или иных мер вырастят поколение преображённых людей, которые, в свою очередь, преобразят и всю земную действительность. Результаты этих усилий по большей мере разочаровывают. Задуманный «сверхчеловек», если даже и превышал «вчерашнего» физически и интеллектуально, то в нравственном и духовном плане до идеала ему ещё дальше, чем его предшественникам.

Может быть, всеобщая тоска по некоей высшей, более совершенной формой человечества, по миру новых, лучших, более счастливых людей, по преображению себя и других – это «фата-моргана», мираж, за которым мы никогда не угонимся? Христианин знает, что мы идём не за «обманкой». То, что мы видим в мечтах, является скорее приглашением и обещанием. Человек может и должен пытаться вырасти над собой, ибо таково, собственно, его призвание. Значит, нужно вновь и вновь идти навстречу стремлению к иному и великому, заложенному в природе человека. Но делать это нужно правильным путём, а не рассчитывая исключительно на собственные силы. Правильный путь показывает и эффективную помощь оказывает христианину его вера.

Возможно, кто-то сразу скажет: «это смехотворная, априорная, конфессиональная теория». Ну, не такая уж и смехотворная, и не столь уж априорная, хотя, признаюсь, конфессиональная, поскольку предложена христианством. Просто вспомним: из всех доныне использовавшихся методов преображения человека наилучшие шансы на успех даёт именно вера. И даёт их потому, что только она предоставляет целостный взгляд на человека, то есть принимает в расчёт всё, что человек собой представляет. Любая другая антропология: и просветительская, и рационалистическая, и фашистская с коммунистической, и биологическая с её верой, что человека можно преобразить с помощью соответствующей селекции или генной инженерии, построена лишь на части реальности, а не на всей истине о нас. Да и недоступно всем этим методам познание полной истины. Только умудрённая Божьим откровением вера знает, каков есть человек, знает его изумительную сложность, богатство его природы, высокое, просто невероятно высокое предназначение, знает также о том, что он слаб, как тростник, и о трагедии постоянно оживающего в нём зла. Только она видит в человеке, кроме материи, свободный, бессмертный, породнённый с Богом дух, мечтающий о вечной жизни. Разве такое богатые познания о существе, именуемом «человек», не дают бóльших шансов на создание некоей осмысленной педагогики, чем узкие материалистические взгляды? Вера, кроме того, располагает неизмеримо бóльшим арсеналом воспитательных средств, нежели мирские сообщества, включая даже государство и школу. Ведь к её услугам не только естественные, но и сверхъестественные силы, которыми в любой момент можно воспользоваться, причём воспользоваться, не насилуя свободы воспитанника, не попирая достоинство его личности, не затирая индивидуального колорита его личной жизни, как, к сожалению, часто делается в рамках чисто мирского образования. То, что вера может воспитывать, уже многократно подтверждалось в истории мира и отдельных народов. Плодами такого воспитания являются в первую очередь святые, по-настоящему преображённые люди, перед величием которых склоняются и неверующие.

Однако, возвещая жаждущему преображения миру о пути в лучшее завтра, не стоит бесконечно употреблять абстрактный термин «вера». Тот, Кто преображает – не теория или система. Он – личность. У него есть своё имя, и имя это – Иисус Христос.

В сегодняшнем евангельском чтении мы видим Его: с несколькими учениками Он идёт к горе Фавор. Он неизменно приводит к вершинам преображения всех своих друзей. На этот раз он берёт с Собой наверх только троих. Там Он покажет им собственное преображение. Они увидят человека, глаза которого лучатся сиянием иного мира, одеяние которого не запятнали пыль и грязь земных дорог, и оно сверкает непорочной белизной. Они увидят, что делается с человеческим телом, когда его делает своим воплощённый Бог.

Чудо преображения на вершине горы Фавор не было просто зрелищем, которое Иисус устроил перед своими Страстями троим самым верным ученикам. Оно было демонстрацией того, к чему идут все те, кто согласился связать свою жизнь со Христом. Оно также показало человеку, чего онс его человеческой природой может достичь, если вверит всего себя этому первому из Преображённых. Ибо только с Ним можно достичь таких высот. Как невозможно понять человека, не видя его во Христе, так и преобразить его в кого-то лучшего и большего, минуя Христа, не удастся никому.

Нынешнее воскресенье громко взывает ко всем жаждущим более полного и богатого человечества: иди за Тем Единственным, в Котором человечество достигло полноты всего, что запланировал для человеческой природы Бог. Доверься Ему столь же безоглядно, как доверился когда-то Авраам, хотя Тот велел ему принести в жертву – а это не укладывалось в голове отца и было крайне чуждо традициям его рода – собственного сына (см. Быт 22, 1n). Иисус не поведёт нас к преображению сквозь цветущие сады удобной, безопасной и обеспеченной жизни. По пути на гору Фавор Он говорил ученикам о предстоящих Страстях (см. Мф 16, 21n). Спускаясь с вершины, Он вновь затронул эту тему (см. Мф 17, 12.22-23). Только Он знает, какие дороги для человека самые безопасные, правильные и самые короткие.

Пути к земному величию ведут через деньги, удовольствия, власть, эгоистичное самолюбование, созидание всего на земном «здесь». А Он велит идти за Ним через самоотречение, бедность, жертвы, крест, открывая сердце другим, тоскуя по вечному «завтра» (ср. напр. Мф 6, 25-34; 16, 24-26; 19, 23-24; 22, 39; 25, 31n.; 6, 19 и т. д.).

Чисто натуральными аргументами мы не сможем доказать, что именно такой путь быстрее и эффективнее преобразит человека и приведёт его к новому, совершенному бытию, хотя что-то подобное и вещают индуистские гуру. Нужно просто довериться Христу. Сделать это христианину легче уже потому, что Иисус Сам первым преодолел этот нелёгкий путь, на который потом привёл Своих учеников. Преодолел не ради Себя, а ради нас, о чём напоминает сегодня Павел во втором литургическом чтении (см. Рим 8, 32-34).

Войдём же спокойно в тайну Бога и нашего вечного предназначения с «Сыном Возлюбленным», слушать Которого нам было велено на горе Фавор (см. Мк 9, 7), и войдём с глубокой уверенностью, что с Ним всегда приходят к цели.

В миг преображения Господа на вершине галилейской горы ученики, поражённые внезапно открывшейся всей истиной об Иисусе, воскликнули устами Петра: «Хорошо нам тут быть» (см. Мк 9, 5). Они готовы были поставить шатры и поселиться там, поселиться вместе с Преображённым. Изменим немного для собственного употребления то восклицание Петра: не «Господи, хорошо нам тут быть», а «Господи, хорошо нам с Тобой быть»! С Тобой: сегодня и завтра, под солнцем и под дождём, на прямых и извилистых, крутых, каменистых горных дорогах, в жертвенной верности Твоим словам, всегда. Хорошо нам с Тобой. В безопасности, в уповании, в радости! Мы не просим, как те ученики, ещё и поселиться вместе, поскольку паломникам в начале пути не должно хотеться домой. Позволь только быть с Тобой. Ведь благодаря пребыванию с Тобой мы перестаём быть собой и вырастаем в нового, лучшего, преображённого, Божьего человека. Человека, которого воспитать можешь только Ты, и которого с нетерпением ждёт наш печальный, всё ещё не преображённый мир.


О. Станислав Подгурский CSsR