Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою. Пс 39,5

1-е воскресенье Великого поста

Первое чтение Быт 9, 8-15

И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землёю. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.

 
 

Второе чтение 1 Петр 3, 18-22

Братья,

Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.

 
 

Евангелие Мк 1, 12-15

Дух ведет Иисуса в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. После же того, как предан был Иоанн, пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

 

Проповедь 1

В 1-е воскресенье Великого Поста перед наши глазами возникает образ Христа, который возвращается из пустыни. Что такое эта пустыня? Что там делал Иисус? Пустыня – это просто место, где нет условий для нормальной жизни, не хватает тени, в которой можно укрыться от жаркого солнца, нет воды, которой можно утолить жажду; это безотрадное место, где камни и песок, куда ни кинь взгляд. Нет шума больших городов, нет спешки в делах, которые нужно сделать. Человек может полагаться только на себя, на свои силы. Кругом стоит тишина, которая давит и принуждает к раздумьям.

Иисус в пустыне постился и был искушаем дьяволом, но, как мы знаем из Евангелия, Он вышел победителем из этих испытаний. Пребывание в пустыне для Иисуса было временем своего рода духовных упражнений перед миссией, которую Он начинал. Мы тоже начинаем Великий Пост, во время которого больше, чем когда-либо, вглядываемся, углубляемся в себя. И нам сегодня нужна пустыня. Может быть, не та песчаная, безводная… Но пустыня, в которой услышим себя, услышим Божий голос.

Святой Пётр в своём послании напоминает нам, что во время крещения мы обещали Богу быть людьми совести. Совесть – это святыня, в которой каждый человек встречается с Богом, слышит Его голос, часто звучащий, как призыв сегодняшнего Евангелия: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Благодаря совести мы принимаем и узнаем Божий Закон.

Кардинал Ньюман говорит, что совесть – это закон нашего духа, но она превосходит наш дух, она отдаёт нам приказания, она указывает нам на ответственность и долг, страх и надежду. (…) Она – посланница Того, Кто – в мире природы, как в мире благодати  – говорит с нами сквозь покрывало, учит нас и управляет нами. Совесть – первый из всех наместников Христа.

В начале Великого Поста мы должны спросить себя: какова она, наша совесть? Является ли она местом встречи с Богом, местом, где мы слышим голос Иисуса? Если да, то принесём Богу за это наши благодарения, если нет, то нужно поработать над собой. Очистим нашу совесть, чтобы она была зеркалом нашей жизни, отражением наших дел и поведения. Совесть – это дорога, ведущая к Богу, к небу.

Воспитание совести – это труд всей жизни. Благоразумное воспитание учит добродетели; оно предохраняет или излечивает от страха, эгоизма и гордыни, от ложного понимания вины и от стремления к самолюбованию, порождающему своеволие и толкающего к ошибкам.

Иногда мы стоим перед выбором, не знаем, как быть, какой сделать выбор, как правильно поступить… Катехизис нашей Церкви подсказывает нам, каких принципов мы должны придерживаться:

    никогда не дозволено делать зло с тем, чтобы из него произошло добро;

    «золотое правило»: «Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф 7, 12);

    Любовь всегда зиждется на уважении к ближнему и к его совести: «Согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (1 Кор 8, 12). «Лучше (…) не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим 14, 21)

Сегодняшний мир нуждается в людях чувствительной и хорошей совести. Мы, христиане, должны быть в первых рядах. Пусть время Великого Поста будет для нас временем проверки: «Является ли моя совесть святыней, в которой я слышу Божий голос?».

 

О. Анджей Легеч  CSsR

Проповедь 2

Благая Весть зовёт

Великий пост открывается для нас вестью и призывом. И то, и другое приносит миру Иисус, вернувшись после сорока дней поста на горе искушения. В двух сжатых фразах, записанных Марком, сказано всё, что лежит в основе христианства и что в жизни ученика Иисуса единственно важно и необходимо.

Начинается с Вести, и это хорошая Весть: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк 1, 15). Сколько столетий, сколько поколений людей ждали этих слов! И вот, наконец, приходит Некто и говорит: «Хватит ждать завтрашнего дня! Хватит рассчитывать на “когда-нибудь”! Час пробил! Начинается бесконечное “здесь” и “сейчас”. В вашу грязную, трагичную, упрямо вновь и вновь начинаемую историю безоглядного предательства и земли, и всего земного, в запутанную историю ваших царств, княжеств, государств, народов и племён, большинство из которых жили и живут, обманывая, обкрадывая и истребляя других, и прежде всего в печальные судьбы блуждающих в потёмках одиноких людских сердец входит совершенно новая действительность, более высокая, чистая и богатая, нежели всё, что было до сих пор. И у неё есть будущее! А имя ему: Царство Божие.

Примерно так же очень давно, о чём сообщает первое литургическое чтение, спасённый от потопа Ной увидел раскинувшуюся в облаках радугу и услышал обещание Бога, что уже больше никогда человечество не понесёт такого наказания, поскольку с теми оставшимися, что вышли из ковчега, бог заключает завет вечного мира. К несчастью, там, где человек с упорством маньяка постоянно выбирает войну, говорить о мире не приходится. Спустя столетия Бог возвращается к своей идее и вновь обещает людям новую землю под новым небом. Землю, близкую к Богу и богатую Богом, безопасную для нас и расцветающая в вечном счастье. На уступающих место солнцу облаках вновь появляется радуга, знак завета. «Приблизилось Царствие Божие» (Мк 1, 15).

Трудно сказать, что конкретно означает это библейское выражение: царство Божие или, как у Матфея, царство небесное. Долгое время даже апостолы заблуждались в понимании сути этих слов, не говоря уже о том, что позднее сотворили с понятием «царство Божие» политики, правители и даже некоторые богословы.

Говоря максимально общо, многократно повторяющееся на страницах евангелия выражение «Царство Божие» означает созидательное и спасительное присутствие Бога, суверенного Повелителя и Господина в мире и делах людей, ведущее как человека, так и весь космос к их эсхатологическому, то есть окончательному и вечному завершению.

Наличие этой царской власти Бога, осуществляемой непрерывно от сотворения мира и всегда направленной на благо творений, было явлено человеку неоднократно, но никогда ещё это не делалось так убедительно, так ощутимо и так содержательно, как это было с момента пришествия в мир Иисуса Христа.

В лице и деяниях Иисуса Царство Божие, то есть Бог, Господь и Царь творения, властно входит в историю человечества, чтобы как можно теснее связать эту историю с собой, наивысшим Благом и главной целью людей. Отныне это будет Бог, близкий человеку, хотя всё ещё скрытый от его взора. Ведь даже в Иисусе Христе Он не открывается нам ни сразу, ни во всей своей славе. Так что Царство Божие пока ещё не сияет триумфом своей полноты. Не показывает всего того блеска, которым засверкает в день окончательной победы над слабостью, грехом и смертью. Оно только в пути. Малое, скрытое, смиренное, подобное зёрнышку горчицы или закваске в тесте (ср. Мф 13, 31-33). Прорастает посреди бурь и препятствий, попираемое человеческой злобой, покрываемое позором слабостью своих детей, пятнаемое грехом, злой волей или глупостью человека. Но это ничего! Самое главное, что оно уже здесь. Уже растёт, уже одолевает силы тьмы (ср. Мф 12, 28), уже преображает сердца, уже сплачивает своих исповедников, апостолов и мучеников, уже щедро дарует спасение. Оно – начало новых времён, которые во всей своей полноте настанут только в конце истории, когда выросшее из зёрнышка горчицы дерево позовёт на свои ветви всех птиц (ср. Мф 13, 31-32). В этот неслыханный Божий дар Царства Небесного, в это «сегодня», в котором чувствуется «завтра», в это «сейчас», уже озарённое славой вечности, в эту действительность дороги с Богом, ведущей к царствованию с Богом, можно и нужно включиться. Причём прямо сейчас! Прямо сегодня! Нельзя опаздывать! Недопустимо проспать час благодати и не войти с Женихом на брачный пир (ср. Мф 25, 1-3)! Не будем ждать особого приглашения! Приглашение, явленное в Иисусе Христе, – единственное и последнее. Никогда Бог не снизойдёт ещё ближе к человеку, никогда не обнимет его ещё милосерднее, никогда ещё более не преобразит, чем так, как сегодня, в Своём Сыне.

Путь к Царству Божию ведёт через уверование в Евангелие и обращение. Новую, спасительную действительность нужно принять прежде всего верой. Это вера в истинность слов Иисуса, в Его миссию, в объективность даваемого Им свидетельства. Шаг в такую веру нелёгок, особенно для современного человека. Ведь то, во что нам велит уверовать Евангелие, не настолько очевидно, чтобы закрывать все остальные пути. Рядом с Вифлеемской звездой на небе нынешнего мира светят разные звёзды, иногда такие соблазнительные, такие многообещающие. Поэтому вера в Царство Божие среди нас, в его жизнетворную, преображающую мощь и предвещенную ему победу требует шагнуть в риск веры, требует смелого решения, которое многими считается глупостью и осмеивается, поскольку такое решение говорит в пользу действительности незримой, не поддающейся определению в земных категориях, не котирующейся на бирже, не принимаемой во внимание политиками и не пользующейся уважением в культуре современного мира.

Однако всем, кто хочет идти за Ним, Иисус говорит: «Веруйте в Евангелие» (Мк 1, 15).

Наравне с призывом к вере выступает постулат о покаянии. Греческое слово metanoeite – покайтесь, которым св. Марк начинает описание общественной деятельности Иисуса, является фундаментальным понятием в христианстве. Оно означает: изменитесь, исправьтесь, отвернитесь от злого, обратите сердце к доброму. Начните всё заново, но начните лучше, чище, жертвеннее, искреннее, совершеннее. Совлеките с себя ветхого человека, мыслящего только категориями земного и потакающего своим слабостям, и облекитесь во Христа (ср. Еф 4, 22-24; Кол 3, 9). В новый, Божий мир, который открывает перед вами Евангелие, нельзя входить запятнанным и грешным (ср. 1 Кор 6, 9-10; Гал 5, 21; Еф 5, 5 и т. д.). Нельзя вносить туда эгоизм, подлость, ненависть, ссоры, грязь и ложь. Нужно как бы родиться заново (ср. Ин 3, 3) и строить свою жизнь на других принципах, отличных от прежних. Вратами в такую жизнь является личное обращение. Но врата – это не всё. Ибо Христос требует от обращённого чего-то большего, нежели просто разрыва со грехом. Программа Царства Божия куда богаче и требовательнее. Вспомним Нагорную проповедь (Мф 5, 3), вспомним те рассыпанные по всему Евангелию радикальные требования, которые Иисус предъявляет свои ученикам: от отказа от богатств вплоть до полного самоотречения и охотного принятия на свои плечи креста (см. напр. Мк 8, 34). Всё это стóит усилий, но усилия понадобятся немалые. Принять Благую Весть – это не просто поверить в неё. Это не просто взять и без каких-либо обязательств присвоить себе непостижимый дар спасения, данный нам Богом во Христе. Это ещё и участие. Это согласие на работу, на труды, даже на битву, даже на жертвы. Это радостное, исполненное готовности, сказанное всем своим существом и всей своей жизнью «да» в ответ на всё, чего требует Бог, призывая нас послужить Ему. С тем, что иго, налагаемое на ученика Христом, несмотря ни на что является игом лёгким и бременем сладостным (ср. Мф 11, 30), в отличие от тяжести, которую навязывает собственным детям мир. Бремя Христа не пригибает к земле, не ломает, не сбивает с пути, а освобождает. Более того, рядом со своим учеником всегда стоит поддерживающий его Христос. А когда Он укрепляет нас, мы можем одолеть всё (ср. Фил 4, 13; Рим 8, 28.37; 2 Кор 1, 4, 21).

Широко открытые врата Великого поста зовут нас, людей, принадлежащих земному и бренному, в Царство Божие, приходящее к нам во Христе. Зовут нас уверовать в этот непостижимый дар, а также потрудиться, чтобы вернуть Богу то, что принадлежит Ему само по себе: всё наше сердце и весь наш мир. Каждый день в молитве мы повторяем: «Да придёт Царство Твоё» (см. Мф 6, 10). Пришла пора претворить слова молитвы в дела, достойные этого Царства!

 

О. Станислав Подгурский CSsR