Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.Мф.5,7

Торжество Рождества св. Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня

 

Первое чтение Ис 49, 1–6

Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Моё; и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изострённою; в колчане Своём хранил Меня; и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь. А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Моё право у Господа, и награда Моя у Бога Моего. И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой - сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Моё простёрлось до концов земли.

 

 

Второе чтение Деян 13, 22–26

Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашёл Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои. Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса. Перед самым явлением Его Иоанн проповедывал крещение покаяния всему народу Израильскому. При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идёт за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах. Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.

 

Евангелие Лк 1, 57–66, 80

Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники её, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоём, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своём и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.

Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

 


Проповедь

Каждый день на свет приходит множество детей. Но рождение не каждого предвещает ангел. Множество людей празднует свой день рождения. Но не все дни рождения помнят на протяжении двадцати веков.

Это был великий человек. Поэтому не случайно, что в литургическом календаре Католической Церкви мы празднуем лишь рождение Иисуса Христа и его рождение. Иоанн сыграл огромную роль в истории спасения, становясь на помосте между Ветхим и Новым Заветом. В это трудно поверить, но долгое время на своей родине, живя в одно время с Иисусом, Иоанн Креститель был личностью более известной. И нелегко ему было убедить учеников своих, что «не достоин развязать ремень у обуви» Того, кто придет после него. Уважали Иоанна даже его противники, например, Ирод. А ведь чтобы заслужить уважение врагов своих, нужно быть человеком по-настоящему незаурядным.

Смерть Св. Иоанна по людским меркам была нерациональной. Великого Пророка обезглавили только потому, что слабый царь поддался капризу своей незаконной жены-интриганки. С этой точки зрения Иоанн Креститель был всего лишь одной из жертв человеческой глупости и, если бы он был человеком заурядным, о его смерти никто бы и не вспомнил. Но Иоанн таким не был. Поэтому его мученическая смерть не ставит точку в его биографии, а придаёт ей новое, более полное звучание. Она вырастает до ранга свидетельства. А поскольку смерть – это всего-навсего последняя нота в симфонии, которую человек пишет всю жизнь, следует вернуться к началу, к первой ноте. А может и еще дальше, к тайне Божьего замысла, который призвал Иоанна Крестителя и доверил ему исполнение миссии.

Господь предназначил ему роль Голоса. А это была не простая роль. Бог – это Слово. Словом Он сотворяет мир. Словом Десяти Заповедей – как мечом – обозначает границы между добром и злом. Словом пророческого напоминания рушит людские козни, а словом утешения пробуждает надежду. Поэтому в прологе четвертого Евангелие можно прочесть: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1, 1). Слово, которое стало телом, прежде чем заговорило само, нуждалось в Голосе. Иоанн, сын Захарии, осознавал это. Когда пришли его расспрашивать, кем он себя считает, ответил: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Ин 1, 23).

Но почему пришли его спрашивать? Чем он обратил на себя внимание? Внешностью? Несомненно, да: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф 3, 4). Следует ещё добавить к этому нестриженые волосы – знак посвящённого Богу человека, который отрёкся от любви к женщине и от вина. Этот голос гремел строго. Но читая: «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему» (Мф 3, 5), мы догадываемся, что людей притягивали доброта и благородство Иоанна. Пророков, которые только ругают, люди обходят стороной. Ведь Бог есть доброта.

Доброта Иоанна Крестителя была последовательна. Это не была доброта снисходительная, а стоящая на страже Добра. Добра с большой буквы. Так как есть, существует Добро объективное, которое является самой глубокой и окончательной нормой, а также примером каждого добра. Иисус говорит: «Никто не благ, как только один Бог» (Лк 18, 19). Живое слово Бога, как меч обоюдоострый, проникает во всё (Евр 4, 12) и обозначает границу добра. Следовательно, тот, кто был Голосом, должен был – и хотел – быть верным Слову. Поэтому-то он пошёл к царю, чтобы сказать ему: «Не дóлжно тебе иметь жену брата твоего» (Мк 6, 18). Пошёл, чтобы положить конец злу. Дорого Иоанн заплатил за это. В Евангелии мы читаем: «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк 6, 20).

Не образ ли это каждого человека, который знает, где добро, но у которого нет достаточно сил, чтоб его исполнить? Иродиада тоже знала, где лежит граница между добром и злом. Поэтому: « Злобясь на него, желала убить его» (Мк 6, 19нн). Была ли она единственной, кто хотел заглушить Голос? Как же! Каждый день множество людей пытается заглушить голос своей совести. В таких ситуациях мы прибегаем к разнообразным способам. Да, именно «мы»… Кто из нас не пробовал хотя бы раз в жизни заставить замолчать голос совести?

Указать на Иисуса. Такому человеку Господь доверил указать на Иисуса, как Ожидаемого. Отказываясь, он исполнил свою повинность: обмыл Иисуса водой покаяния. К этому моменту готовил его Бог. А Иоанн остался верен этому моменту, как всегда был верен Добру. За эту верность он заплатил жизнью. Как Голос, он до конца был верен Слову. Как человек, он заслужил единственную в своем роде похвалу из уст Иисуса: « Из рождённых женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лк 7, 28). Великий призванием, великий верностью, великий добротой пророк с берегов Иордана. Он исчез в лучах блеска Иисуса – но это и было призванием, чтобы Иисус возрастал, а он сам уменьшался (Ин 3, 30).

 

о. Анджей Легеч CSsR