Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Мф 5,3

Торжествво Богоявления

 

Первое чтение Ис 60, 1-6

Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришёл свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твоё, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придёт к тебе. Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа.

 
 

Второе чтение Еф 3, 2-3а.5-6

Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования.

 
 

Евангелие Мф 2, 1-12

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: "И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля."

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

 

Проповедь 1

Ныне же Христос вступает в воды Иордана, дабы в них омыть грех мира,
ибо Он для того и пришёл в мир, как говорит о том Иоанн Креститель:
«Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира».
Ныне рабу довелось принимать Господина, человеку – Бога, Иоанну – Христа; приносящего ему прощение, вовсе не заслуженное.
Ныне ровно слышится глас Господень над водами, глас, говорящий:
«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».
(св. Пётр Хризолог)

 

Сегодня литургия Церкви и Евангелие обращает наш взгляд на место, где не слышно криков торговли, где вместо громких разговоров между людьми и повседневной гонки за хлебом, деньгами и удачей, господствует тишина молитвы и встреча личностей: Бога и человека. Где всех объединяет вера ожидания, чистые слёзы любви в покаянии и радость в надежде, что Мессия-Спаситель уже близко. Это место в пустыне на берегу реки Иордан, где Иоанн Креститель согласно полученному Богом призванию готовит Спасителю путь, призывая к покаянию и обращению.

Этот храм святости и ожидания посещает Иисус. Здесь в низине Иордана рабу пришлось принимать Господина, человеку – Бога, Иоанну – Христа.

Встреча личностей: Бога и человека! Посещение Иоанна Иисусом.

Иисус приходит принять от него крещение, как обычный грешный человек. Иоанн говорит: откуда это мне, что Ты – Господин мой, приходишь ко мне, я не достоин понести обувь Твою. Господи! Ты Крести меня!

Нет! «Надлежит нам исполнить всякую правду», – отвечает ему Иисус.

Какую правду?

Услышав слова Иисуса, Иоанн сразу соглашается и совершает обряд очищения. Слова «исполнить правду» подействовали на Иоанна, как в будущем во время тайной вечери подействуют на Петра слова Иисуса «если не умою тебя, не имеешь части со Мною».

Надлежит всё это исполнить, дабы возлюбили Меня и уверовали в Отца, который послал Меня.

Тогда Иисус Христос, который принял на себя плоть человеческую и стал Человеком, чтобы соединить Небо и землю, Слово и плоть, Бога и человека, входит в воды Иордана и стоит в них, как любой грешник.

Иисус, принимая крещение покаяния, берёт на себя грехи очищения в водах Иордана. Принимает крещение от Иоанна, дабы освятить и утвердить этот обряд и с него начинает свою миссию спасения рода человеческого. Начинает свой путь в Иерусалим для совершения Пасхи. У начала этого пути присутствует вся Троица, как и в деле сотворения и спасения человека. Святая Троица являет себя, дабы засвидетельствовать, что Иисус это долгожданный Мессия, что в Нём и через Него Бог всё соединит с Собою, что в Нём и через Него совершится спасение.

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Для Отца Иисус – это Сын возлюбленный, для нас – Мессия и Спаситель. В Иисусе – Благоволение Отца, в Нём спасение и надежда наша.

Евхаристия – таинство встречи личностей: Бога и человека. Посещение нас Иисусом. Тишина тайны молитвы перед Господом. Иисус приходит, хотя мы недостойны этого. Надо нам принять Его, потому что Он знает, что надлежит сделать, дабы «совершить правду», дабы иметь удел быть причастными к великим делам Божьим. Тем более, что во время каждой Евхаристии Иисус посещает нас, дабы мы, принимая Его в этом таинстве, были свидетелями Его Любви в достойной и праведной жизни. В Нём спасение и надежда наша.

«Господи, я не достоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только словo, и исцелится душа моя».

 

О. Бенедикт Цисонь СSsR