Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Мф 5,5

5 рядовое воскресенье

Первое чтение Иов 7, 1–4. 6-7

Иов сказал:

Не определено ли человеку время на земле,
и дни его не то же ли, что дни наёмника?
Как раб жаждет тени,
и как наёмник ждет окончания работы своей,
так я получил в удел месяцы суетные,
и ночи горестные отчислены мне.
Когда ложусь, то говорю: «когда-то встану?»,
а вечер длится,
и я ворочаюсь досыта до самого рассвета.
Дни мои бегут скорее челнока
и кончаются без надежды.
Вспомни, что жизнь моя дуновение,
что око моё не возвратится видеть доброе.

 
 

Второе чтение 1 Кор 9 , 16-9. 22-23

Братья,

Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.

Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести. Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.

 
 

Евангелие Мк 1, 29-39

Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Тёща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подойдя, Он поднял её, взяв её за руку; и горячка тотчас оставила её, и она стала служить им.

При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.

А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдём в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришёл. И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.

 

Проповедь 1

Иов – пессимист. Это не удивительно. Пережить то, что выпало ему – просто ужас. Он заболел тяжёлой болезнью, и люди отвергли его. Погибли все дети его и семьи их. Враги украли весь его скот. Друзья отвернулись от него.

Сегодня не удивительно, что многие стали пессимистами – мы живём так: личные проблемы не решаются; болезни не излечиваются; зарплаты не достаточно; большие трудности с воспитанием детей и так далее. В общем, в мире насилие, войны, теракты, наркомания, алкоголизм, аварии, природные катастрофы и хуже всего – моральный беспорядок в поведении. Это последнее – моральный беспорядок – очень ясно видно по телевизионным передачам. Несколько дней назад в ток-шоу показали человека, который имел девять жён и детей от каждой из них и оставил их, не заботясь о них. Для большинства в зале это было смешно и несерьезно. Мнение некоторых было таково: он художник и такая ситуация нормальна для него. Только одна женщина была против этого, сослалась на Бога и цитировала Библию. Но очевидно, что это не было важно для большинства в зале.

Иов, несмотря на его большие страдания, верил и уповал на Бога. Он верил в Бога и не хотел ничего делать против Закона Божьего. Он сказал: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял;
как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!
Во всём этом не согрешил Иов и не произнёс ничего неразумного о Боге».
(Иов 1)

Вознаграждением от Бога для него было объявление, что в конце концов всё для всех стало хорошо в мире, а ему лично Бог вернул больше, чем он потерял.

Урок Книги Иова – верить в Бога, в то, что Он справедлив и направляет всё для нашей пользы.

Чтения сегодня подкрепляют этот урок, показывают, как Бог хочет, чтобы мы были здоровыми и счастливыми, как Он хочет привлекать нас к Нему и защитить нас от недугов и зла.

В Евангелии мы видим, как Иисусу как бы не терпелось делать добро другим. Как только Он узнал о горячке тёщи Петра – сразу, взяв её за руку, исцелил её. Потом, когда принесли к Нему всех больных и бесноватых, Он тотчас «исцелил многих страдавших различными болезнями и изгнал многих бесов». Рано утром, когда Он молился в пустынном месте, Пётр и другие пошли к Нему и говорили Ему: «Все ищут Тебя». Но Он отвечал, что надо идти в другие ближние селения и города, чтобы и там проповедовать. И ходил по всей Галилее – проповедовал Царство Небесное, исцелял больных и изгонял бесов.

Св. Павел во втором чтении говорит, что он чувствовал необходимую обязанность благовествовать о Христе безвозмездно, чтобы привлекать многих к Нему и «спасти по крайней мере некоторых». Он ясно знал, как важно узнать, любить и следовать за Иисусом и очень хотел разделить свою радость со многими.

На первой молитве сегодня мы просили: «Боже, храни Твоих детей нескончаемой любовью Твоею, чтобы, уповая лишь на небесную благодать, они всегда пребывали под Твоей защитой».

Бог есть – Бог Любовь. «Придите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего. Ибо Он есть Бог Наш».

 

О. Энтони Бранаган CSsR

 

Проповедь 2

Рабочий день Мессии

Читаемый в это воскресенье фрагмент Евангелия от Марка показывает нам (возможно, как и было задумано автором) основные занятия, которым Иисус посвящал время и силы, исполняя среди нас свою миссию. Это были: учение, благотворительная деятельность и молитва. К этим делам стоит присмотреться несколько внимательнее, ведь это та модель, в соответствии с которой как вся Церковь, так и каждый верующий должны формировать свой образ мыслить и действовать.

Типичный для Иисуса «рабочий день Мессии» заполнен, в первую очередь, учением. В сегодняшнем евангельском фрагменте на эту тему сказана только одна ёмкая фраза: «И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее» (Мк 1, 39).

Для Матфея, Марка, Луки и Иоанна Иисус является прежде всего Учителем. Словами «Учитель» или «равви» обращаются к Нему как друзья, так и враги (см. напр. Мф 8, 19; 9, 11; 17, 24; 19, 16; Мк 9, 5; Ин 3, 2; 8, 4; 20, 16 и т. д.). В проповедовании Благой Вести Он сам видит свою истинную миссию. «Я для того пришёл», – говорит Он ученикам (Мк 1, 38). К тому же, эти свои учительские функции Он ставит так высоко, что напрямую запрещает ученикам присваивать себе титул учителя: «Вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос» (см. Мф 23, 8-10).

Уже за семь веков до этого Исайя в своих песнях о слуге Яхве упоминает, среди иных примет и задач Мессии, Его учительство. «Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (Ис 42, 1; см. также 42, 4). Но это вовсе не будет сухим изложением доктрины или апологией Божьего учения. Другой стих из пророчества Исайи показывает слугу Яхве как учителя, по-человечески и по-душепастырски заинтересованного человеком: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего» (Ис 50, 14).

Наибольшим бедой человека и источником большинства случающихся с ним несчастий является незнание истины. Мы живём в мире, возведшем сомнение в ранг основного принципа. С каждым шагом вглубь тайн природы мы входим не в свет, а в ещё больший мрак. Пожалуй, мы уже знаем, что ничего не знаем. Ну и кое-как жонглировать этой нашей полуистиной. А ещё научились строить, основываясь на псевдонадёжном. Вот только строения наши постоянно рушатся. Ведь, как ни крути, не знать, откуда мы, кто мы есть на самом деле и куда идём – это значит неверно обустраивать жизнь, искажённо формировать действительность и отношение человека к человеку, это значит ежедневно совершать ошибки, результат которых – опасности, несчастья и бедствия.

Поэтому Бог, Который пришёл во Иисусе Христе спасти человека, начинает с обучения. Со введения в Истину и Закон. Неутомимо сеет слово в надежде, что оно прорастёт пониманием и послушанием. Не жалеет этого слова ни для кого. Находит время поговорить с отдельным слушателем (см. напр. Ин 3, 1n; 4, 7n; 8, 10), терпеливо обучает собственных учеников (см. напр. Мф 10, 5n; 13, 10n; 16, 5n; 18, 1n; 24, 1n; Ин 14, 1-17, 26), обращается с наставлениями к целым толпам (см. напр. Мф 5, 1n; 13, 1n; Ин 6, 26n). Божью истину он кладёт, как хлеб, перед людьми доброй воли, но и с упрёками и обвинениями бросает её в лицо тем, кто свои собственные взгляды ставит выше, нежели Слово Бога (см. напр. Мф 16, 1n; 23, 13n; Ин 5, 39n).

Иисус, разумеется, знает, сколь ненадёжна судьба посеянного в людских сердцах слова. Он ведь сам разъяснил это нам в своей притче о сеятеле (см. Мф 13, 3n). Однако Он не опускает руки, видя, что жатва бедна. Более того – Он разбрасывает семена ещё щедрее, чтобы возместить возможные потери.

Были собраны крохи этого Слова. Уложены в книги четырёх Евангелий. И пошли в мир. Мы живём ими вот уж двадцать столетий. В то же время, видя пример Иисуса, сделавшего учение, то есть изложение истины, фундаментальной задачей своей жизни, мы начинаем осознавать достоинство и роль слова о Боге и нашу ответственность за это слово.

Печального опыта даже одного только двадцатого века достаточно для того, чтобы мир понял, какой зловещей силой может стать ложь. Ложь произносимая, ложь писаная, ложь, становящаяся фундаментом безумных теорий, идеологий или даже мировоззрений.

В слове истины всё ещё больше энергии и жизни, чем во лжи. Нужно только перестать стыдиться этого слова! Нужно только начать, ещё упорнее, чем до сих пор, возвещать его миру!

Для нас, христиан, служить истине – это возвещать Евангелие. Это вести и себя, и других к тому Единому, Кто осмеливался Сам Себя называть Истиной (см. Ин 14, 6), Кто сказал о Себе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8, 12).

Первым христианам когда-то было велено разнести эту Благую Весть по всему миру (см. Мк 16, 15). И мы тоже обязаны её провозглашать. «Горе мне, если не благовествую!», – восклицает Павел в только что прочитанном отрывке из Послания к Коринфянам (1 Кор 9, 16). Горе и нам, если в том, что касается Бога, Христа, Церкви, моральных принципов или религиозных практик, нам постоянно не хватает слов. Мы умеем долго и со знанием дела болтать обо всём, но тут же умолкаем, если речь заходит о нашей вере. Да, о Боге говорить трудно. Но это не значит, что христианину можно о Нём всё время молчать. Чем сильнее нас захлёстывает половодье мирских словес, тем выше становится наша ответственность за вверенное нам слово о Боге.

Для Иисуса главной задачей Его жизни была проповедь Евангелия. Мы, Его ученики, тоже для этого посланы (ср. Мф 28, 19-20). Пока мы в той или иной степени верны этому посланничеству, Иисус – с нами (см. Мф 28, 20). Его сила приходит на помощь нашему неумению. В Учительских книгах Ветхого Завета содержатся прекрасные утешительные для нас слова: «Подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя» (Сирах 4, 32).

Другим занятием, которому Мессия, будучи среди нас, посвящает Своё время и внимание – служение бедным, страждущим и отверженным. Это отметили все евангелисты. Обстоятельно пишет об этом и Марк в том фрагменте своей книги, который предложен нам сегодня для размышлений.

Чудесное исцеление больных и бесноватых ещё в Ветхом Завете было одним из признаков мессианских времён (ср. Ис 29, 18n.35n). Оно было также бросающимся в глаза знаком вмешательства высших сил в мировую историю (ср. Мф 12, 28). Иисус сознательно подчёркивает этот знак, будто желая заставить людей поверить в Его миссию (ср. Ин 10, 37-38). Наряду с актами доброты, неустанно совершаемые Им для блага нуждающихся, Он ещё корректирует в образе мышления современников ложный, но глубоко в нём укоренившийся образ Мессии как судии и Мстителя. Ведь ещё Иоанн Креститель говорил о мессии, что он будет крестить огнём и начнёт со сжигания бесполезных плевел (ср. Мф 3, 11-12). Придя в мир, Иисус не собирается кого-то сжигать или отбрасывать. Вместо того, чтобы судить, Он спасает. Будучи воплощённым Божьим Милосердием, Он зовёт к себе всех – как добрых, так и злых (ср. Мф 9, 13). Однако с особой чуткостью Он склоняется над самыми слабыми и более других нуждающимися в помощи (см. напр. Мф 11, 28; Мк 10, 14; Лк 7, 13. 44n; Ин 8, 10). Потому-то и тянутся к Нему все обездоленные. «Приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям» (Мк 1, 32-33)/

У сломленного, беззащитного перед лицом своей трагической судьбы библейского Иова из сегодняшнего первого чтения «не было человека» (ср. Ин 5, 7), который помог бы ему. Нам «явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога» (Тит 3, 4) и, как символ надежды, встала рядом со сказанными Иисусом словами. В совершаемых Им исцелениях к нам приходит предвестие нового, лучшего мира, избавленного от страданий и смерти. Мы готовим приход этого мира, совершая вместе с Иисусом дела милосердия и проявляя доброту к людям. Доброта открывает двери даже в те сердца, перед которыми слово было бессильно. Поэтому она должна постоянно сопутствовать слову и быть его гарантом. Доброта и милосердие – это тоже Евангелие. И кто знает, может, именно это Евангелие современный мир читает с особым вниманием?

Молодая иерусалимская Церковь с самого начала видела в благотворительной деятельности Иисуса указание и даже наказ для себя. Ходить, как Иисус, «благотворя» (Деян 10, 38), – это обязывающий ко многому призыв, обращённый к современному христианству и каждому отдельному ученику Христа. Как раз миряне, которым нечасто выпадает возможность непосредственной проповеди слова Божьего, через «Евангелие делом», то есть через служение другим, выражающееся в каритативной помощи, в терпении, доброте и милосердии, в борьбе за справедливость, мир, свободу и достоинство человека, могут стать последователями Христа и сопричастниками Его миссии.

Есть ещё третье характерное занятие, постоянно появляющееся в распорядке дня Мессии и, словно золотая застёжка, соединяющее в Его жизни слово и дело. Марк сегодня упоминает это занятие одной единственной фразой. «А утром, встав весьма рано, вышел; и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк 1, 35). Оценим деликатную сдержанность этой фразы. Да и что человек может здесь ещё сказать? Марк даже не пытается затрагивать богословские проблемы, касающиеся тайны молитвы Иисуса – Сына, беседующего с Отцом. Не будем этого делать, по крайней мере, сегодня, и мы. Нам достаточно просто знать, что Тот, великий словом и делом, тоже молился. Другие места из Евангелий говорят нам, что молитвы было много. Иисус посвящал ей свободные минуты на протяжении дня (ср. Мк 1, 35), посвящал ей и целые ночи (ср. Лк 6, 12). Молитвой Он перемежал свои дела (ср. Мф 14, 19; 15, 36), ею предварял все важные события в жизни (ср. Лк 4, 1n; 6, 12n; 9, 18n.28n; 22, 17n; 23, 46; Ин 12, 27n; 17, 1n). Молился в минуты радости (ср. Мф 11, 25n; Лк 10, 21n; Ин 11, 41n; 12, 27n), молился в страданиях и тревоге (ср. Лк 22, 41n; 23, 46; Мк 15, 34; Ин 12, 27; Евр 5, 7n). Он уходил молиться в одиночестве (ср. Лк 9, 18; 22, 41), но возносил слова молитвы и посреди толпы (ср. Мф 11, 25n; Ин 11, 41 n; 12, 27n). Своих близких Он учил и обязал молиться (ср. Мф 6, 5n; 7, 7n; 18, 19n; 26, 41; Лк 11, 1n; 18, 1; 21, 36; Ин 14, 13-14; 16, 23n).

Когда в нашей жизни чрезмерная занятость, разочарование, лень, ложный стыд или слабеющая вера будут искушать нас перестать беседовать с Богом, вспомним, что некогда Тот, Кто был занят и удручён больше, чем мы, собственным примером учил людей, что молитву нельзя бросать никогда.

Слово о Боге человеку, Божье дело для человека и молитва Богу за и во имя человека – вот каким был Мессия! Вот чем Он заполнял каждый из Своих наполненных трудами дней!

И разве нам, Его ученикам, осталось только смотреть на это и восхищаться?

 

О. Станислав Подгурский CSsR