Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Мф.5,12

33 рядовое воскресенье

Первое чтение Дан 12, 1–3

Восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда.

 
 

Второе чтение Евр 10, 11–14. 18

И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.

 
 

Евангелие Мк 13, 28–32

В те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлёт Ангелов Своих и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви её становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдёт род сей, как всё это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.

 

Проповедь 1

Последний день Земли

Стóит только коснуться этой темы, стóит только произнести одну эту фразу: «конец нашего мира», как тут же начинается дискуссия, от которой волосы дыбом встают. И ведут её не экзальтированные визионеры, получающие из параллельных миров указания, озарения и грозные предостережения, не сектанты, которые, не интересуясь ничьим мнением, и так знают, когда, где и как придут эти страшные события, не астрологи, предсказывающие будущее по звёздам, а по-настоящему серьёзная наука. Просто ужас охватывает от количества причин, способных вызвать крах всего. Астрофизики горюют из-за невозможности вычислить последствия взрыва какого-нибудь из небесных тел или даже целых звёздных систем, уже начавшееся таинственное уменьшение оберегающего Землю озонового слоя, исчезновение тепловой энергии во вселенной, гравитационные возмущения или даже столкновение небесных тел и множество других катастроф, угрожающих нашей маленькой планете. Политики боятся злоупотреблений ядерным, химическим, нейтронным или бактериологическим оружием. Экологи бьют в набат по поводу продолжающегося загрязнения почвы, воды, воздуха и пищи, которое может превратить землю в пустыню. Исследователи проблем народонаселения пророчат человечеству скорый конец по причине никем не контролируемого роста рождаемости, из-за которого нам вскоре будет мало пропитания и места. Естествоиспытатели и врачи страшатся опасных генетических мутаций, новых, ещё неведомых болезней и эпидемий, которые, учитывая ослабление сопротивляемости человеческого организма, могут означать конец существования двуногих существ вида homo sapiens.

Можем ли мы сегодняшний фрагмент Евангелия от Марка, как и вообще все приведённые в Новом Завете высказывания Иисуса о конце света, поставить в один ряд с вышеупомянутыми теориями и гипотезами точных наук?

Это было бы недоразумением. Таким же, как некогда научные попытки раскрыть тайну сотворения мира и человека по первым главам библейской книги Бытие. Как там, так и здесь Священное Писание никому не намеревается раскрывать естественнонаучные или исторические детали что начала, что конца света, оставляя их выяснение мирской науке. Вместо этого своим описанием оно желает раскрыть нам определённые истины веры, которые особым образом проявляются в этих событиях. И с этой целью пользуется образным языком, соответствующим способностям и ментальности автора священной Книги, а также уровню естественнонаучных и исторических знаний его времён. Поэтому нельзя попадать в сети некоторых возбуждающих воображение образов, доискиваться особых, таинственных значений в различных цифрах, словах или именах, которыми иной раз щедро сыплют святые авторы, и на их основе выстраивать хронологию и историчность описываемых событий, а также их соответствие современной биологии или физике. В конце концов, в каждой книге это выглядит по-другому, а отдельные главы книги одного и того же автора иной раз дышат реализмом и исторической достоверностью, а уже через несколько строк переходят на язык поэзии, аллегорий и символов. Вместо того чтобы теряться в трудных даже для профессионала расследованиях, стóит и нужно внимательно следить за текстом и задаваться вопросом: что Бог хотел сказать человеку в приведённом богодухновенным автором описании, к чему призвать, перед чем предостеречь. Этим мы и попробуем заняться.

В записанных Марком и только что прочитанных нам словах Иисуса, касающихся конца света, можно выделить по крайней мере три важнейших мысли исключительно религиозного характера, которым стóит посвятить минуту внимания.

Мысль первая. – Бог, являющийся создателем мира, остаётся также, причём навсегда, его суверенным Господином. Он может сделать с этим миром, что захочет. В различного рода высказываниях пророков, а позднее и Христа, выражается убеждение, что, в соответствии с извечным планом Бога, наш мир не будет существовать бесконечно. У него было начало, будет и конец. Никто не знает, когда это произойдёт, и разнообразные подсчёты и спекуляции здесь напрасны (см. Мк 13, 32). Зато рекомендуется быть в полной готовности (см. Мф 24, 27n; Мк 13, 28n). Хотя Библия, как кажется, подсказывает нам некоторые характерные признаки надвигающегося конца, такие как разлад и войны между народами, гонения слуг Божьих, раскол между поколениями, даже в одной и той же семье, увеличивающееся число природных катастроф или некоторые зловещие космические явления (см. напр. Мф 24, 6n; Мк 13, 6n), нельзя воспринимать эти знаки как некое предвестие наступающего вот-вот конца света. Ведь всё это имело место на протяжении всей истории. Задача этих знаков – постоянно напоминать ученикам Иисуса одно: Земля – это не ваша отчизна, вы здесь не у себя дома и никогда не находитесь в безопасности. Поэтому не рассчитывайте ни на богатство, ни на силу, ни на власть, наслаждения или роскошь, ибо всё это рано или поздно рассыплется у вас в руках. Рассчитывайте на Бога. Рассчитывайте на то, что Он вам уже дал в своём Сыне Иисусе Христе. Вверьте всё своё будущее Ему. Пусть даже небо и земля прейдут, на слово Бога вы можете опереться всегда (см. Мк 13, 31).

Когда с возрастающей тревогой наблюдаешь, в каком направлении развивается история современного мира, возникает вопрос: не допустит ли Бог, что человек сам, безответственным актом собственной злобы или глупости, самоубийственно уничтожит планету, на которой живёт? Священное Писание не даёт нам оснований ни для утвердительного, ни для отрицательного ответов. Как представляется, Библии ближе мысль, что конец света будет суверенным актом Бога, которому для этого не нужны будут чьи бы то ни было махинации, Он Сам решит, когда и в каком виде наступит это событие. И эта мысль изрядно утешает. Последний час мира будет принадлежать Богу. Этот час будет срежиссирован Его Провидением, и срежиссирован в соответствии с сущностью Бога, которая есть Любовь. Несмотря на всю свою чудовищность, последний час мира даст праведным повод укрепиться в их уповании на Бога, а плохим – последний шанс обращения.

Мысль вторая. – Бог любит сотворённый им некогда мир. Его не радует ни уничтожение, ни смерть того, что Он Сам призвал к жизни (см. Прем 11, 25). Поэтому конец света не будет актом какого-то нервного срыва или гнева Бога, и уж тем более не будет некоей формой его мести людям за то, что они не были послушны Ему. Это будет запланированное Провидением с самого начала удаление старого, чтобы на его месте создать новое, лучшее и красивее прежнего. Священное Писание неоднократно предрекает появление какого-то «нового неба» и «новой земли» (см. Ис 65, 17; 66, 22; 2 Петр 3, 13; Ап 21, 1). И хотя мы не очень понимаем, что кроется за этими понятиями, пищу для размышлений дают уже сами формулировки. Ведь если «новое небо» и «новая земля», то подходит ли сюда выражение «конец света» или, как минимум, означает ли оно катастрофу? Кто из нас, получая в собственность великолепный дворец, будет заламывать в горе руки из-за утраты комнатушки в «скворечнике», которую придётся покинуть? Или из-за того, что при переезде придётся понервничать? Для мира, затерроризированного грехом, утопающего в собственной грязи, всё дальше заходящего в тупик, запланированный Богом последний день – это не столько конец, сколько шаг в счастливое и безопасное, потому что недоступное злу и греху, будущее. Поэтому имеющееся в евангелиях описание конца света, даже такое грозное, для нас есть и всегда будет существенной составной частью Благой Вести.

И наконец, мысль третья. – В центре библейского описания конца света находится Иисус. И это не случайно! Ведь именно вокруг Его личности и свершённого им дела обращается всё то «новое», которое уже среди нас, уже началось, уже растёт и для которого ожидающие нас «новое небо» и «новая земля» будут лишь дополнением и увенчанием. Вписанный Своим воплощением в историю мира, Христос будет также Тем, кто эту историю завершит. Пока мы живём и пока длится история нашей планеты, Его присутствие среди нас – это присутствие спасительное, то есть зовущее в мир сверхъестественных ценностей и дающее нам возможность обрести их. Второе пришествие Христа, которое должно произойти в последние дни, будет пришествием уже не для спасения мира, а для подведения итогов и суда. Это будет время великих и решающих всё вопросов. Что ты сделал с Моим словом? С примером моей жизни? Что ты сделал с Моей пролитой за тебя кровью? Что с делал со своим крещением, с Евхаристией, которую принимал столько раз, с принадлежностью к Моей Церкви? Что ты сделал со своим братом – человеком, с миром, вверенным твоим заботам?

Если продолжающаяся тысячелетиями спасительная миссия Христа исполнялась неявно, скрытая под знаками и покровами, то Его приход для суда ослепит своей явностью и могуществом. Никто от Него не убежит, никто не скроется. Но и в тот день, день безусловной истины и справедливости, только злых ослепит и поразит брошенное Судьёй слово: «Прочь!» (см. Мф 25, 41). Добрые же услышат то, к чему с верой и надеждой шли всю свою жизнь. «Поднимите головы ваши», «приидите, … наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Лк 21, 28; Мф 25, 34).

В предпоследнее воскресенье литургического года, вместо того, чтобы вместе с озабоченными судьбой представителями светских наук вопрошать «как?» и «когда?», вместо того, чтобы бегать с этими «как?» и «когда?» к ясновидцам и прорицателям, спросим лучше у собственного сердца о том, что гораздо важнее: кого ты, сердце, на самом деле выбрало и кому на самом деле служишь?

О. Станислав Подгурский CSsR

Проповедь 2

Oн придёт и приходит

«Солнце померкнет, – говорит Иисус, – и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба». Это будет концом очень долгой истории, той, что началась «большим взрывом», рождением мира. Библия человеческим языком описывает то, что описанию не поддаётся: «В начале сотворил Бог небо и землю. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды» (Быт 1, 1 и 16). И точно так же, при помощи человеческих слов, Иисус описывает конец, пользуясь традиционным апокалиптическим стилем – всё той же триадой: солнце, месяц, звёзды, что означает мир, вселенную. В начале образовался мир со своим пространством и эволюцией, совершавшейся веками. В конце возникнет новый мир, со своим пространством и уже навеки.

Библия не пытается быть учёной книгой, Библия – книга религиозная, она открывает замыслы Бога: раз было начало – Творение, то будет также конец и новое начало, отмеченное Вторым Пришествием Иисуса. «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлёт Ангелов Своих и соберёт избранных Своих». Вот в чём смысл всего, вот новые пространства и новая история: все мы будем жить вечно с Иисусом.

С Иисусом, которого мы сейчас видим в истинном свете: это Он есть конец нашего мира, Он есть начало нового, Он есть вечность. Марк написал своё Евангелие, чтобы сказать нам, что Иисус есть Сын Божий. Так можно ли выразить эту мысль более наглядно? Иисус прибудет, всё обустроит заново, и это будет вечная жизнь.

Некоторая неясность в конце текста (что конкретно означает «род сей»?) и обескураживающее неведение Иисуса несущественны. Иисус будет нашей вечностью, но в тот миг, когда говорит это – сейчас, накануне своей смерти – не знает ни дня, ни часа финального «большого взрыва». Как бы там ни было, главное – одно: «Увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках». Акт Творения, если считать и Второе Пришествие, завершён.

Человечество рождено для этого прекрасного утра. Человеческая история – это время рождения, время приготовления ко второму и окончательному приходу в мир – мир Иисуса, мир Бога. А тем временем, кроме слёз, тьмы и жалоб, человечество переживает –нужно сказать об этом смело – весну: ветви наполняются соками, появляется листва. Но только Бог может это заметить и однажды скажет: «Устрою вам лето».

Мы должны верить в лето, верить, что Иисус «при дверях». Всё, что было пережито людьми от начала времён, развивается в направлении того дня и часа, когда старый мир исчезнет и будет положено начало новому, о котором мечтал для нас Отец и который устроит вокруг Иисуса.

Мы движемся к концу. Прежде всего к собственному. Молоды мы или стары, Иисус стоит у наших дверей и ежедневно возвещает о том последнем дне, ежедневно грань между нашей жизнью здесь и нашей жизнью там становится всё тоньше. Это вовсе не угроза, а обычное предвидение – если мы действительно верим в лето: в наше маленькое лето, когда мы обретём обитель в мире Иисуса, и в великое лето, когда зазвучат фанфары великого воскресения.

Но какова она, моя весна? «Бодрствуйте», – говорит Иисус в завершение своей речи. Это значит: готовьтесь к вечному лету. Налились ли мои ветви соком любви к братьям моим? Распускаются ли на них листья добрых и праведных поступков? Только Ты, Господи, можешь устроить так, что мои дни будут днями, полными одновременно и жизни, и ожидания. Приди, Иисусе, приходи каждое утро, пока не забрезжит великая заря нового дня. Маранафа!

О. Андре Сэв
(по книге André Sève, Homilie niedzielne
Kraków 1999)