Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Истинно, истинно говорю вам: верующий в меня имеет жизнь вечную. Ин 6,47

29 рядовое воскресенье

Первое чтение Ис 53, 10–11

Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт.

 
 

Второе чтение Евр 4, 14–16

Братья:

Имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твёрдо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

 
 

Евангелие Мк 10, 35–45

Подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чём попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано.

И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

 

Проповедь

Можете ли пить чашу?

Они уже давно это запланировали. Давно решили. Ждали только подходящего случая. Матфей пишет, что в некий день они воспользовались приездом матери, которая от их имени и в их присутствии обратилась к Иисус с просьбой о местах для них по правую и по левую руку от престола в грядущем царстве Иисуса (см. Мф 20, 20-21). Если просит мать – это можно понять, и обоих братьев попрекнуть нечем. Ведь известно, что матери часто грезят о вершинах и богатствах для своих сыновей. Марк же в своём сообщении на обстоятельства внимания не обращает. С матерью или без – его это не волнует. Пришли и просили, вот и всё!

Так вот: Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, тайком от других подходят к Иисусу и просят Его о местах во Славе.

Эх, если бы человек знал, к чему он иногда стремится, то, может, и не молился бы столь жарко о том или ином…

«Не знаете, что просите», – остужает Иисус их пыл (Мк 10, 38). Мечтать о месте возле Него «потом» – это решиться также пройти с Ним всё земное «сейчас». А это «сейчас» вовсе не будет лёгким. Ведь это «сейчас» креста. Они как раз вместе идут в Иерусалим. И уже, наверное, в третий раз Иисус говорит ученикам, каков будет конец этого пути: «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк 10, 33-34).

Царство Божие никто никогда не обретает без креста по той простой причине, что его никогда не обретают без единства с Иисусом. А Он был и всегда будет Иисусом распятым. Место по правую и по левую руку от престола в Царстве Божьем долгое-долгое время (возможно, и всю жизнь человека) будет местом по правую и левую руку от креста.

«Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» – спрашивает Иисус Иакова и Иоанна (Мк 10, 38).

Чаша будет очень горька. Столь горька, что уже вскоре в Гефсиманском саду залитый смертельным потом Иисус будет молить Отца, чтобы уберёг Его от неё (см. Мк 14, 36). Крещение – это погружение в воду. Всего человека. С головой. Это позволить горькой волне прокатиться над тобой. Видение этого ухода под воду неоднократно тревожило Иисуса на протяжении Его земной жизни. Однажды Он поделится с учениками: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк 12, 50).

Иисус никого не желает оставлять в неведении относительно того, с кем связываешь свою судьбу. В отличие от делающих себе рекламу политиков, вождей, промышленных концернов или простых торговцев, которые показывают только светлые, соблазнительные, сулящие успех и удовольствия стороны того, что предлагают, Он говорит своим ученикам всю правду. Уже первые вызвавшиеся идти за Ним сторонники получают ушат холодной воды на разгорячённую голову: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8, 20). «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк 9, 23). Бедность и спартанский образ жизни – это ещё не всё, что Иисус обещает своим ученикам. Поскольку, как Он Сам это признавал, Он принёс не мир, но меч, приводящий к разделению даже между членами одной и той же семьи, то обрушивающаяся на Его голову ненависть злых или обманутых людей ударит также и по Его товарищам (см. Мф 10, 34-25). «Остерегайтесь же людей, – предупреждает Он их, – ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня… Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Моё» (Мф 10, 17-18.21-22). И снова: «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин 16, 2).

Вот такую горькую чашу выпьет раньше всех сам Иисус. Вот таким ужасным крещением раньше других Он сам крещён будет. Разве те двое, которым захотелось царства, или та бедная деревенская тётка, пришедшая похлопотать за своих сыновей, знают, о чём осмелились просить? Знают, какой путь выбирают?

«Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» – спрашивает Иисус Иакова и Иоанна (Мк 10, 38). «Можем», – без колебаний отвечают они (Мк 10, 39). И это прекрасный ответ, которым они меня всегда удивляли. По юношески великодушный и чуть ли не легкомысленный. Эти двое, носящие в кругу апостолов прозвище «Воанергес», что значит «сыновья грома», не только темпераментны и скоры на решения. Они не слепы. Они слышали столько раз уже слышали наставления Иисуса, столько раз были свидетелями Его поразительных дел. Сегодня, выкрикивая в ответ на его вопрос полное готовности «да», они знают, что говорят. Знают наперёд, что самоотречение, ненависть мира, гонения, и даже крест и смерть – это ещё не конец всего. После каждого из этих слов, после каждого, даже самого трагичного предсказания, с уст Иисуса слетало короткое, но меняющее смысл всего слово «но». Будет убит, но воскреснет (см. Мк 10, 34). Будете ненавидимы, но, кто до конца выстоит – спасён будет (см. Мф 10, 22). Они не проворонили этого «но». Не забыли о нём. И сейчас всё на нём и строят. Ведь всё можно вынести, если знаешь, что всё хорошо кончится.

Кроме этого, «сыновья грома» знают кое-что ещё. Из чаши, которую предлагает им Иисус, они не будут пить одни. Будут пить с Ним, ибо это Его чаша. И в крещение презрением, ненавистью, мукой и смертью они пойдут не одни. Пойдут с Иисусом, ибо это Его крещение. Потому и говорят: «Можем! С Тобой мы можем всё». Это соображение, главным образом, и повлияло на решение. Аргумент, предлагаемый холодным рассудком, накрывает тёплой ладонью любовь.

Наверное, Он посмотрел на них так, как только Он умел смотреть, и принял дар двух по-настоящему любящих Его сердец. «Чашу, которую Я пью, будете пить, – сказал Он, – и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мк 10, 39).

Они просили себе место во Славе. А испросили крест. Иаков погибнет от меча Ирода Агриппы I, уже в 44 году после Рождества Христова, став первым мучеником из числа апостолов. Зато его брат Иоанн проживёт долгую, но нелёгкую жизнь. Как гласит древнее предание, и на его долю хватило гонений и пыток, а затем – изгнание.

Получили ли они те высокие места в Царстве, о которых просили? Иисус им этого не обещал. Места достанутся тем, для кого уготовал их Отец (см. Мф 20, 23; Мк 10, 40). Но уже здесь, на земле, они были для Него первыми, особенными. Только они и Пётр будут свидетелями воскрешения дочери Иаира (см. Мк 5, 37), преображения Иисуса на горе (см. Мк 9, 2n) и Его муки в Гефсиманском саду (см. Мк 14, 33n). Иоанн будет учеником, которого Иисус особенно любил (см. Ин 13, 23; 19, 26; 21, 7.20). Он один не сбежит от Его распятия, ему же умирающих Господь поручит заботиться о Своей матери (см. Ин 19, 26n).

Не надо спекуляций о награде на небесах. О тех местах по правую и левую руку от престола, о которых они так хлопотали. Действительность наверняка превзошла самые смелые мечты двух предприимчивых. Зато им досталось, причём сразу, от завистливых товарищей. Десять остальных стали возмущаться поступком Иакова и Иоанна, пишет Марк (см. Мк 10, 41). Иисус использует это обстоятельство, чтобы своим апостолам, а через них и нам, преподнести урок на тему первых мест. «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10, 43-45).

Мы не выклянчим себе будущего величия. Не выпросим его, даже пользуясь протекцией. Ступенями, которые к нему ведут и на которые Иисус велит нам взойти, является служение. Жизнь для других. Любовь, по примеру Учителя доходящая вплоть до отдачи жизни ради спасения многих. Трудный, но обязательный евангельский образец. В соответствии с этим образцом следует строить своё собственное будущее, семью, Церковь, государство, международные отношения. В тяжкие минуты, когда в сердце закрадывается соблазн не разбираться в средствах и задействовать методы этого мира, а это коварство, измена, насилие и даже невинно пролитая кровь, надо помнить об Иисусе, поучающем своих учеников: «Между вами да не будет так» (см. Мк 10, 42).

А вообще – не надо метить слишком уж высоко. Даже в мечтах. Хуже всего, когда курица мнит себя орлом, а улитка спорит, что обгонит зайца. А если уж есть великие стремления, то пойдём с ними вперёд, как когда-то Иаков и Иоанн, к Иисусу. Пусть посмотрит, что с этим можно сделать. Может, не сразу стулья слева и справа от трона. Может, просто обычную, красивую, наполненную истинными ценностями, близкую к Богу и полезную для других жизнь.

 

О. Станислав Подгурский CSsR