Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Покайтесь, ибо приближилось Царство Небесное. Мф 4,17

28 рядовое воскресенье

Первое чтение Прем 7, 7–11

Я молился, и дарован мне разум; я взывал, и сошёл на меня дух премудрости. Я предпочёл её скипетрам и престолам, и богатство почитал за ничто в сравнении с нею: драгоценного камня я не сравнил с нею, потому что перед нею всё золото - ничтожный песок, а серебро - грязь в сравнении с нею. Я полюбил её более здоровья и красоты, и избрал её предпочтительно перед светом, ибо свет её неугасим. А вместе с нею пришли ко мне все блага и несметное богатство через руки её.

 
 

Второе чтение Евр 4, 12–13

Братья:

Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчёт.

 
 

Евангелие Мк 10, 17–30

Когда выходил Иисус в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: «не прелюбодействуй»; «не убивай»; «не кради»; «не лжесвидетельствуй»; «не обижай»; «почитай отца твоего и мать». Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь, продай, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошёл с печалью, потому что у него было большое имение.

И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу; ибо всё возможно Богу.

И начал Пётр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестёр, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.

 

Проповедь

Всё, что имеешь, продай и приходи

Он пришёл, упал перед Иисусом на колени и спросил: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк 10, 17). Молодой человек из «благородных», несколько возбуждённый. Наверняка наставления Иисуса он слушал уже не раз. Затерявшись в толпе, он буквально глядел Ему в рот, когда Тот проповедовал Царство Божье. И вот однажды захотел слова для себя, исключительно для себя. Как хорошо мы его понимаем! Что с того, что Церковь испокон веков возвещает нам Благую Весть. Как только где-то открывается щёлочка в небо – какое-то явление, какой-то божий человек, мы уже спешим на край света в надежде, что кто-то там заметит нас, именно нас, и для нас, исключительно для нас, поведает слова, которых мы ждали всю жизнь. Вот и он пришёл к Иисусу – Марк пишет: «подбежал» (Мк 10, 17) – и воскликнул: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк 10, 17). Думал ли он только об обеспечении себе вечного спасения? Или ему грезилось только то царство по другую сторону могилы? Подобные ему молодые люди обычно не торопятся умирать. Наоборот, они спешат жить полной жизнью уже здесь, на этой земле, по которой ступают. И лишь немногие под этой полнотой понимают секс или наркотики. Большинство по-старомодному ищут Красоты, Добра, Истины, Дружбы, Любви – всё с большой буквы. Сколь многие из нас в молодости в поисках этого все глаза проглядели! Сколь многие искали этот богатый вкус жизни на проторённых путях и на бездорожье, в тишине уединения и в борьбе, в спартанской верности принципам или же в горделивом отрицании всяческих идеалов! Жизнь! Полнота жизни! Удавшаяся жизнь! За достижение этого мы тогда готовы были что угодно отдать…

Свой ответ Иисус начинает с отрезвления взбудораженного разума пришельца. «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк 10, 18). То, что ты хочешь найти во Мне, есть только в Боге. Так что не смотри на Меня в отрыве от Того единственно благого, ибо только зная Его и будучи Его можно обрести жизнь вечную (см. Ин 17, 3). А Он уже давно сказал, кто войдёт в жизнь. Вот и сопоставь свои принципы и Его волю. «Знаешь заповеди?» (Мк 10, 19). Конечно, она знал их все. Более того – он соблюдал их все. Не убивал, не прелюбодействовал, не крал, не лжесвидетельствовал, чтил своих отца и мать (см. Мк 10, 19-20). В этот момент ему наверняка немного неловко, поскольку Учитель спрашивает его о само собой разумеющихся для любого верующего иудея вещах. Понятно, что без соблюдения заповедей нечего и мечтать о пути к Богу. Вот только сказать ему это может любой книгочей, любой знаток Писаний. Не для того же он бежал за Иисусом, чтобы узнать только о том, что требуют от него десять заповедей?

Но Иисус и не останавливается «только на этом». Просто перед тем, как обрисовать удивлённому молодому человеку план великого здания, которое хочет возвести в его жизни, Иисус проверяет фундамент. Выдержит или не выдержит?

«Учитель! всё это сохранил я от юности моей» – отвечает жаждущий возвышенной жизни человек (Мк 10, 20). Значит, фундамент заложен правильный. Исполняя Божью волю, изложенную в заповедях, любя Бога и ближнего, мы находимся на безопасном пути как к жизни вечной, так и к жизни, наполненной ценностями, смыслом, несущей пользу уже здесь, на земле. «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (Мк 10, 21). Не стóит ему завидовать. В Евангелии от Иоанна мы найдём тот же полный любви взгляд, обращённый и к нам: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин 14, 21).

Но как только прозвучит слово «любовь», сразу начинается великое и опасное. Иисус желает, чтобы те, кого Он любит, принадлежали Ему. «Одного тебе недостаёт», – говорит Иисус тому, кто жил столетия назад, и каждому из нас. «Пойди, всё, что имеешь, продай, и раздай нищим… И приходи, последуй за Мною» (Мк 10, 21).

Зовущее к такой жизни слово Иисуса не имеет ничего общего с ни к чему не обязывающим голубиным воркованием. Оно «острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные», – как только что напомнило нам Послание к Евреям (Евр 4, 12). И тут же всё становится ясно. Видимость развеивается, остаётся голая правда. А это требование: оставь всё, что ты до сей поры называл своим. С расточительностью безумца отбрось это прочь. Избери Бога своим единственным сокровищем. И иди туда, куда Он призовёт.

Кто же это поймёт? Кто не вздрогнет, услышав такое требование? К счастью, такие на свете ещё есть. Были. И будут. Даже приглашая на крест, Иисус не остаётся один. Всегда найдутся люди, которые тут же встанут и воскликнут: «Ты звал меня, вот я!».

К сожалению, молодой человек из сегодняшнего евангельского чтения не из их числа. Добросовестный, правильно делающий всё, что велит Бог, и даже заслуживший полный любви взгляд Иисуса, он не создан орлом. Ему хорошо в золотой клетке, где он до сих пор проводил жизнь, как домашняя курица. Ну и что, что дверцы клетки распахнулись? Что с того, что ему предложили убежать? Он поколебался мгновение, а затем, «смутившись от сего слова, отошёл с печалью, потому что у него было большое имение» (Мк 10, 22).

Опечалился и Иисус. Его покидало сердце, которое Он уже полюбил и которому лично сказал: «иди за Мной». Как высоко мог зайти этот молодой человек, если бы решился на шаг, который от него потребовался! Наверняка сейчас мы бы видели его имя среди имён учеников Иисуса. А может, почитали бы его на алтарях. Он искал жизни полной, великой, богатой ценностями, такой, которая почти незаметно переходит в жизнь вечную. Он был на шаг от такой жизни. Однако ему предложили положить на весы две любви: к Иисусу и к золоту. Перевесило золото, как и у многих, многих других людей на свете. А ведь спустя несколько десятков лет безжалостная смерть и так отнимет у него всё, что есть. Нагим он вернётся в землю, из которой вышел нагим (ср. Иов 1, 20).

Какая это великая благодать – сделать мудрый выбор. Выбрать что на самом деле великое и непреходящее. Выбрать, как герой первого литургического чтения, который мудрость предпочёл всему самому дорогому. Как выбрал Павел, который напишет Филиппийцам: «Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор (в греческом тексте сказано сильнее: за навоз), чтобы приобрести Христа» (Флп 3, 8).

«Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!», – говорит Иисус ученикам. И ещё раз повторяет: «Дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» (Мк 10, 23-24). Этого утешительного уточнения «надеющимся на богатство» у Матфея и Луки нет. Нет его и в основных рукописях Евангелия от Марка. Может быть, его добавили позже, чтобы успокоить богатых людей, принявших христианство? Однако оно хорошо передаёт мысль Иисуса. Не само обладание имением является грехом, не сами деньги преграждают путь к Царству. Опасность заключается в прикипании сердцем к благам этого мира. А прикипеть к ним так легко! Как много на свете таких, для кого благополучие становится ловушкой! Опутывает сердце тысячью нитей, которые вскоре превращаются в оковы и кандалы. Те, кому на свете хорошо, по другому миру не тоскуют. Обременённые пожитками, они не рискнут оправиться в высокий путь. Занятые подсчётом прибыли, они пропустят час спасения. И печальнее всего то, что из такого состояния необычайно трудно выйти. Это же какая вера нужна, чтобы Евангелие поставить выше, чем кошель с монетами! Какая сила характера, чтобы раздать то, что копилось столько лет! И вот старая африканская пословица гласит: «Кто упился вином, тот протрезвеет. Но кто упился богатством, трезвым не станет никогда». А Иисус говорит: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк 10, 25). Это страшные слова, ибо означают абсолютную невозможность. Так их поняли и апостолы. «к»то же может спастись?» – встревожено спрашивали они друг друга (Мк 10, 26).

Побудем минуту в атмосфере этого изумления и страха. Может быть, тебе, брат, ни тепло, ни холодно от того, как сложилась судьба молодого человека из Евангелия. Но сейчас речь идёт о твоей судьбе. О том, чтобы ты как-то протиснулся в эти тесные врата. Мы владеем немногим. Это правда. Никому из нас, наверное, не грозит уже завтра возглавить список миллионеров. Но чем-то мы всё-таки обладаем. К чему-то всё-таки привязаны. Это необязательно деньги. Сердце человека может быть оплетено разными цепями. Много кому мелочи могут заслонить Бога, если эти мелочи не в меру любить. И тогда происходит это печальное и страшное: услышав Христово «продай, раздай и иди за Мной», мы затыкаем уши и убегаем в лес отговорок и ложного здравомыслия, оправдывая ими свой отказ. В лучшем случае уходим, как тот человек из Евангелия, опечалившись, с ощущением утраченного шанса.

По счастью, есть Тот, кто даже навьюченных верблюдов проводит сквозь игольное ушко. «Человекам это невозможно, но не Богу; ибо всё возможно Богу», – говорит Иисус ученикам (Мк 10, 27) и этими словами распахивает врата в надежду. Будем благодарны Ему за это. Но, правильно поняв, в чём наш интерес, ещё и хорошенько подумаем над сегодняшним евангелием. Пусть это сделают все, а в первую очередь – те, праведные, которые все десять заповедей соблюдали с юности своей. Им я советую вписать в свой билет до неба ещё одно: если Бог требует большего, это большее надо Ему дать. Если потребует всё, надо дать всё. А Он очень требователен. Особенно к тем, на кого когда-то взглянул и полюбил (ср. Мк 10, 21).

 

О. Станислав Подгурский CSsR