Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Мф 5,3

26 рядовое воскресенье

Числ 11, 25-29

В те дни: И сошёл Господь в облаке, и говорил с Моисеем, и взял от Духа, Который на нём, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали. Двое из мужей оставались в стане; одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух (они были из числа записанных, только не выходили к скинии); и они пророчествовали в стане. И прибежал отрок, и донёс Моисею, и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стане. В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал ему: господин мой Моисей! запрети им. Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!

 
 

Второе чтение Иак 5, 1-6

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест вашу плоть, как огонь: вы собрали себе сокровища на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет; и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.

 
 

Евангелие Мк 9, 38-43. 45. 47-48

В то время: Иоанн сказал Иисусу: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо, кто не против вас, тот за вас. И кто напоит вас чашею воды во имя Моё, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки её: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки её: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает.

 

Проповедь

Терпимость и радикализм

Наш Бог сеет щедро и широко. Так щедро и широко, что некоторые из брошенных Им зёрен всходят на поле соседа. А вместе с ними подымаются и вопросы: возможно ли, чтобы за пределами нашего сада могло вырасти что-то стóящее? И что делать, когда видишь, что вырастает?

Иисус Навин говорит Моисею: «В стане какие-то двое впали в пророческий экстаз. Громко молятся, жестикулируют, как ненормальные… Запрети им! Ведь они не из тех семидесяти старейшин, которых ты избрал, и которым можно пророчествовать, поскольку Бог подтвердил твой выбор» (ср. Числ 11, 24-28).

Иоанн говорит Иисусу: «Учитель, мы видели, как однин человек, который с нами не ходит, Твоим именем изгонял злых духов, и запретили ему» (ср. Мк 9, 28).

Можем ли мы верить, что только мы обладаем монополией на истину и добро? Можем ли мы возмущаться, когда кто-нибудь «извне», не крещёный, отпавший от Церкви, атеист, коммунист, либерал, тянется – может быть, даже неосознанно – к источнику, который мы считаем своим, чтобы напоить жаждущего? Или подбирает наш хлеб, чтобы подать его голодному?

Иисус Навин считал, таким людям следует запрещать это делать. Иоанн и его товарищи такой запрет уже наложили. Но и у Моисея, и у Иисуса другое мнение. Моисей говорит: «Ты за меня беспокоишься? Вот бы на весь народ, а не только на тех семьдесят излил Яхве свой Дух! Вот бы весь народ стал народом пророков!» (ср. Числ 11, 29). Иисус своим апостолам отвечает так: «Не запрещайте ему! Никто, творящий чудеса именем Моим, не будет говорить обо Мне плохое. Ведь кто не против нас, тот с нами» (ср. Мк 9, 39-40).

О Моисее ещё можно подумать, что он неправильно понял проблему. Об Иисусе – нет! Так что если Иисус говорит «не запрещайте», то в свете этих слов надо, пожалуй, пересмотреть наши взгляды на исключительность истины, которой мы владеем, и с бóльшим, чем до сих пор, смирением взирать на тех, кто, будучи чуждыми нам своим мировоззрением, исповеданием, религиозными убеждениями или нравственной системой, творят, тем не менее, добро в нашем мире, и иногда много добра.

Но сразу возникает вопрос: на сколь далеко заходящую толерантность уполномочивает нас употреблённое в Евангелии выражение «не запрещайте». Уж наверное оно не выражает согласия с безответственными поисками истины. Уж наверное оно не ставит в один ряд все существующие в мире религии и исповедания. Уж наверное оно не поощряет попыток заменить христианскую мораль мирским, может даже и атеистическим гуманизмом. Из текста Марка следует, что как Иисус, так и Его ученики глубоко убеждены, что есть только одна истина и один путь, на котором следует искать эту истину. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня», – скажет о Себе Иисус по другому поводу (Ин 14, 6). А сегодня, прямо в следующих словах, Он напомнит ученикам, причём достаточно жёстко, что поддержанию спасительной связи с Ним человек должен посвятить всё и не отступать ни перед какими жертвами (ср. Мк 9, 42-48). Это самой собой разумеется. Если Бог – во что мы веруем – показал людям путь, идя по которому они могут достичь своей извечной цели, если этот путь есть Иисус Христос и Его продолжение во времени, коим является Церковь, то вопрос о верности познанной истине, а также принадлежность ко Христу и основанной Им Церкви христианин не обсуждает. Но были и всегда будут люди, которые по разным причинам: историческим, общественным, психологическим и Бог знает каким ещё оказываются, иногда не по своей вине, вне Христа, вне веры, вне Церкви, вне религиозной жизни собственного прихода, и тем не менее творят добро. Добро, к которому зовёт Евангелие: одни спешат на помощь бедным, другие борются за справедливость, за свободу, за права человека, за мир, ещё кто-то прокладывает наукам пути в будущее, обогащает нашу культуру и искусство деяниями своего гения. Сколько известных всем фамилий можно было бы сейчас назвать!

И это здесь мы встаём перед вопросом, как к таким людям должен относиться христианин? Так, как Христос: «Не запрещайте» (Мк 9, 39). Не входящий в круг апостолов иудейский экзорцист, который при помощи имени «Иисус» изгоняет из одержимых бесов, – не враг, не конкурент, не опасный узурпатор, которого следует преследовать и с которым надо бороться. «Кто не против нас, тот за нас», – объясняет Иисус своим ученикам (ср. 9, 40). Уже одним тем, что творимое им добро человек осознанно либо неосознанно связывает с именем Иисуса, с наследием христианства, с буквой или хотя бы только с духом Евангелия, он в какой-то степени – только Богу ведомо, в какой – уже «с нами». Он уже осенён явленной нам Истиной и всё собой охватывающей Божьей Любви. И в нём таинственно и непостижимо для нас, действует Святой Дух, ведь без Его помощи он не смог бы, как учит Писание, даже слово «Иисус» вымолвить с должным почтением (см. 1 Кор 12, 3).

Некоторые из древних христианских мыслителей, слишком узко толкуя принцип «вне веры добру места нет», учили, что добродетели языческих философов были не добродетелями, а изъянами. Церковь осудила такие высказывания. И вне рамок истинной Церкви у Бога есть свои безымянные почитатели, которых знает только Он и рядом с которыми Он пребывает. Чаша воды, поданная ими жаждущему, пусть это даже очень слабо будет связано со Христом, будет замечена и вознаграждена (см. Мк 9, 41). То, как Иисус повёл себя в отношении неизвестного «конкурента» в добрых делах для людей, учит нас, и в то же время всю Церковь, терпимости, великодушию, доброжелательному взгляду на «попутчиков», отвергает фанатизм, сектантскую зависть и веками бытующее среди христиан мнение, будто если где на свете делается добро, так это только нами и у нас.

То самое сегодняшнее Евангелие, столь либеральное в суждении о людях, которые, не принадлежа ко Христу, творят дела Христа, уже парой стихов ниже берёт совсем другой тон, когда речь заходит о нашей личной позиции по отношению к Истине и Любви. Сурово и безоговорочно Христос клеймит в первую очередь тех, кто становится причиной соблазна для других, особенно этих «малых», что означает ещё слабых в вере. Вводить в соблазн – это делать кого-то хуже, уводить от добра, учить греху и злу. Трагично, конечно, но до чего часто бывает, что ученик Христа преграждает своему брату путь ко Христу. Иисус грозит таким: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк 9, 42). Не надо оглядываться на мир и на историю в поисках великих соблазнителей. С великим смирением и заботой взглянем на самих себя. Вспомним тех «малых», чей пыл охладел, кто оставил религиозные практики, а может, и вовсе порвал с Церковью из-за того, что на своём жизненном пути имел несчастье встретить нас. Нас, тех, кто, вместо того, чтобы указать им истинное лицо Бога и религии, всем своим поведением заслоняли им эти истины и заставляли усомниться в них. Спасение для соблазнителя – это обращение, покаяние и добрые дела там, где раньше он сеял зло. Но грех мы «импортируем» не только от живущих рядом с нами соблазнителей. Он зарождается и в нас самих. Следующее напоминание Иисуса, выдержанное в столь же серьёзном тоне, что и предыдущее, велит ученикам обратить внимание на самих себя. Рука, нога, глаз… Близкое, дорогое, полезное, органично принадлежащее ко всему нашему «я», то, без чего мы просто не представляем себе жизни, с которыми ни за какие деньги не хотим расставаться. Сколько имён у них может быть! Алкоголь, наркотики, секс, ложно понятая любовь, ненависть, карьера и повышение по службе, продвижение «по трупам», а также знакомство с кем-то, способ проводить свободное время, отношение к самому себе. Если мы неоднократно убеждаемся, что то или иное из перечисленного уводит нас от Бога, вовлекает во грех или становится плохой привычкой, если другим, более «элегантным» или, скажу так: «гуманитарным» способом обуздать и приструнить себя мы не можем, то остаются только радикальные средства, хирургические (не буквально, конечно): «Отсеки!». «Вырви!» (Мк 9, 43.45.47).

И это говорит своим тот самый Иисус, Который минуту назад был так терпим, Который как бы сквозь пальцы смотрел на чьи-то поступки и наказывал ученикам: «Не запрещайте ему» (Мк 9, 39). Почему к тебе Он не относится с таким же пониманием? Почему так настаивает? Потому что не хочет, чтобы с тобой случилось самое страшное и неотвратимое. Потому что знает, лучше тебе увечным, хромым и одноглазым войти в жизнь вечную, чем с цветущим телом – в ад (ср. Мк 9, 43-48).

Давайте же поймём, наконец, что Он нас любит. А любя – не хочет потерять.

Не надо бездумно проходить мимо евангельского чтения этого воскресенья. Оно учит нас понимающим взглядом смотреть на других, и озабоченным, строгим и требовательным – на самого себя. Такой мудрый глаз Иисус наверняка не потребует вырывать и выбрасывать. Ведь когда-нибудь он увидит Бога.

 

О. Станислав Подгурский CSsR