Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Не судите, да не судимы будете. Мф 7,1

2-е рядовое воскресенье

Первое чтение 1 Цар 3, 3b-10. 19

В те дни: Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий; воззвал Господь к Самуилу: Самуил, Самуил! И отвечал он: вот я! И побежал к Илию и сказал: вот я, ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя; пойди назад, ложись. И он пошёл и лёг. Но Господь в другой раз воззвал к Самуилу: Самуил, Самуил! Он встал, и пришёл к Илию вторично, и сказал: вот я, ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя, сын мой; пойди назад, ложись. Самуил ещё не знал тогда голоса Господа, и ещё не открывалось ему слово Господне. И воззвал Господь к Самуилу ещё в третий раз. Он встал, и пришёл к Илию, и сказал: вот я! ты звал меня. Тогда понял Илий, что Господь зовёт отрока. И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда Зовущий позовёт тебя, ты скажи: «говори, Господи, ибо слышит раб Твой». И пошёл Самуил, и лёг на месте своём. И пришёл Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся.

 

Второе чтение 1 Кор 6, 13c-15a. 17-20

Братья: Тело не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Избегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

 
 

Евангелие Ин 1, 35-42

В то время: Стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви — что значит: «учитель», — где живёшь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живёт; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна о Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: «Христос». И привёл его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит: «камень» (Пётр).

 

Проповедь 1

Пути веры

К Богу, к вере, к Церкви, ко всей той сверхъестественной действительности, которая открывается перед человеком во Христе, ведёт много путей. Сегодняшнее Евангелие описывает только один из них. Однако это самый проторённый, самый типичный и наиболее близкий к образу мышления современного искателя истины путь. У его начала стоит, что на первый взгляд удивительно и даже поразительно, не Бог, не Его бросающее в дрожь Слово, не пронизывающая сердце благодать. У его начала стоит человек.

В описанном в Евангелии случае это человек великий, святой, исключительный, «из рождённых жёнами не восставал больший», как сказал о нём когда-то сам Иисус (Мф 11, 11), но всё-таки человек! Иоанн Креститель. Он ещё на берегу своего широко разлившегося Иордана. Но уже знает: его миссия близится к концу. На днях он окрестил в священной реке Того, чьего пришествия так долго ждали как он, так и весь его народ. В бедно одетом пришельце он узнал предвещанного пророками Мессию. Такую новость нельзя утаивать. Нужно сообщить её ученикам, нужно разнести её по всей Галилее и Иудее, нужно прокричать её всему миру. А прежде всего нужно, наконец, указать пальцем на этого Большего и Важнейшего, Который уже среди нас, чтобы никто не отговаривался, что не видел и не слышал. Только таким жестом, словно открывая людям путь к вере, Иоанн может завершить свою миссию вестника и проводника.

Иоанн сделает это. Вот к Иордану снова приходит Иисус. «Смотрите, вот Агнец Божий» (ср. Ин 1, 36), – говорит Креститель своим слушателям и в эту короткую фразу вмещает всё, что хотел сказать людям всей своей жизнью.

Двум самым смышлёным ученикам Иоанна больше ничего не надо. Они покидают Иоанна, покидают Иордан, бросают всё своё тогдашнее «сегодня» и идут за Иисусом.

Наверняка нелегко найти в себе силы на такой шаг, если нас зовут к нему исключительно люди. Сколько потерявшихся и ищущих решились бы на одиссею веры, если бы их позвал в дорогу не человек, а, скажем, некий таинственный, только к ним обращающийся голос из потустороннего мира. Такой, например, как услышанный некогда мальчиком Самуилом во время его пребывания в храме в Силоме. «Самуил, Самуил», – звал тогда кто-то Великий и Незнаемый удивлённого маленького человечка (см. 1 Цар 3, 6).

Но жизнь проходит, а такого голоса не слышно. Впрочем, даже если бы Бог позвал кого-нибудь по имени, многие ли из нас были бы способны понять, кто с нами зовёт и что предлагает? Самуил трижды бегал к старому первосвященнику Илию, и только из его уст узнал, что зовёт его сам Яхве (см. 1 Цар 3, 6-9). Бог ведь большей частью молчит, зато тем чаще ставит на нашем жизненном пути громко говорящих о Нём людей.

Это не внезапные просветления, не таинственные голоса или видения, не пронизывающая сердце благодать, слепящая своим сиянием и сбивающая с ног, как в случае с Савлом под Дамаском (см. Деян 9, 3), становятся для большинства из нас первым шагом к вере, к Церкви, к принадлежности Христу. При обычном порядке вещей на путь веры и любви человека приглашает человек. Чьё-то вовремя сказанное слово, чей-то многозначительный жест, пример чьей-то жизни, свидетельство веры, данное другим верующим – вот что заставляет нас сдвинуться с места и сделать первый шаг.

Люди в апостольском служении людям. Учат, указывают путь, помогают, служат образцом, моделью и примером.

Наверняка вера каждого из нас имеет такую собственную, самую что ни на есть человеческую предысторию. На такой человеческой почве она выросла, её соками питалась, в её лучах созревала. Может быть, это была простая, искренняя вера отца или матери, может, благотворно повлияла набожность дедушки и бабушки, христианская атмосфера отчего дома, церковные традиции среды, из которой мы вышли, отважная вера соседки по парте, мудрое, к месту сказанное слово друга, праведная жизнь настоятеля или исповедника. Веру нам передавали и продолжают передавать люди, которые сами этой верой живут, которые в вере нашли себя, а во Христе – того Величайшего, Важнейшего, Единого. Это им, понимаем мы это или нет, обязаны мы своей верой.

Но на самом деле только ли им? Разве достаточно показать Иисуса другому человеку, сказать ему, как когда-то Иоанн у Иордана: «Вот Агнец Божий. Иди за Ним!» – и дело сделано? Да нет, не сделано.

Если мы кому-то облегчаем или делаем возможным контакт с Христом и Церковью, своим словом или примером ломаем идеологические или психологические барьеры, преграждающие другому человеку путь к Богу, то это, хоть и является неслыханно важным делом и порой определяет будущую земную, а может, и вечную жизнь этого человека, всё же не заражает его (если рассматривать это с точки зрения богословия) нашей собственной верой, не прививает её в его сердце. Это не начало его веры. Процесс обретения веры подлежит другим законам. Церковь учит, что вера всегда зарождается из личного приглашения Бога, обращённого к конкретному, именно этому, а не какому-то ещё, человеку. Именно это имеют в виду богословы, когда говорят о «благодати веры», «даре веры», о «призвании к вере». Это означает, что в какой-то определённый момент нашей жизни мы вступаем в область действия таинственных неземных импульсов, с помощью которых Бог как бы «напрашивается» в разум и сердце человека с тем, чтобы привлечь к Себе и то, и другое. Но сразу возникает вопрос: это вторжение во внутренний мир человека с даром веры зависит исключительно от свободного выбора Бога? Если так, то один может эту благодать обрести, а другой нет. Какие законы здесь действуют, и можно ли вообще говорить о каких-то правилах в этой сфере? Когда, увидев идущего Иисуса, Иоанн Креститель воскликнул: «Вот Агнец Божий!», его возглас слышало, скорее всего, множество людей. Из всего этого множества за Иисусом пошли только двое. Очевидно, только этих двоих Бог присмотрел для себя, и только этим двоим предназначил в будущем стать товарищами Христа. Одна и та же книга, одна и та же проповедь, пример одной и той же жизни одних людей зовёт к вере, связывает их с Церковью, склоняет к религиозным практикам и жертвенному служению Христу, а других в то же время оставляет холодными и равнодушными.

Разве это Бог так выбирает? Некоторые тексты Священного писания, казалось бы, подтверждают этот тезис. На основе этих фрагментов некогда была создана известная теория предназначения. Поразительная теория! В соответствии с ней решение о нашем призвании и, как результат, о нашем спасении или осуждении принимается Богом заранее, по собственному произволению. Человек в этом вопросе – никто. С ним произойдёт то, что ему предназначено. Но Божье Откровение, рассматриваемое в целом, учит другому. Бог, который есть любовь, по-отечески любит всех своих детей. Он хочет спасти и осчастливить всех. И всем даёт всё необходимое для этого. Однако, уважая свободу человека, никогда не прибегает к насилию. Дарует, зовёт, убеждает. И всё, что произойдёт потом, зависит уже от того, какой ответ человек даст на Его предложение. Скажет «да» – обретёт очередную благодать. Начнёт с её помощью духовно расти и обогащаться. Однако, если человек загубит и растеряет то, что ему даровано, он подвергается опасности очень долго ждать следующий дар, а то и – кто знает? – столкнуться с куда более трагичными последствиями.

Благодать веры относится к одному из самых первых и важнейших даров, с которыми Бог предстаёт перед человеком. Поэтому и наш ответ на эту благодать порождает далеко идущие последствия. Счастлив тот, кто умеет окружить искру веры, которая по доброте Бога начала тлеть в его сердце, заботливой опекой и создаёт ей соответствующие условия, чтобы она могла разгореться и своим теплом согреть всю его жизнь.

Сейчас не время детально высчитывать, что приводит к укоренению и возрастанию веры в нас. Но давайте упомянем одно фундаментальное условие: близкий, личностный контакт со Христом. Тот, кто хочет развивать и углублять свою веру, прежде всего должен позаботиться о том, чтобы Тот, Кто разжёг в нашем сердце эту искру, сам встал на её защиту и собственным огнём неутомимо подпитывал её горение.

Двое учеников Иоанна Крестителя, пошедшие, как написано в сегодняшнем евангельском чтении, за Иисусом, попросились, ведомые какой-то поразительной интуицией, не в Его школу, не к теории и букве его учения, но к Нему самому, в Его личную, частную жизнь. «Учитель, где живёшь? … пойдите и увидите» (Ин 1,38-39).

Войди и ты в богословие веры не с кухни, не через задний, служебный вход. Войди через Того, Кто есть дверь (см. Ин 10, 7). Начни не с изучения великих тезисов, отталкивающих нагромождёнными в них тайнами и тоской в глазах преподающих эти тезисы людей. Начни с того, в Кого ты должен уверовать и Кто тебя к этой вере зовёт. Слушай, что Он говорит, смотри, что Он делает, попробуй всегда быть очень близко к Нему. Несмело и неуверенно, однако с горящим сердцем упорно иди за Ним. Учись подражать Ему. Начни так же, как Он, думать, смотреть на Бога, на мир, на людей, так же, как Он, оценивать действительность. Доверься Ему и позволь действовать в тебе, и вскоре убедишься, какие чудеса способна творить такая вера.

Уже мимолётное «проживание» рядом со Христом побудило двух учеников Иоанна остаться со своим новым Учителем навсегда. Пройдут годы, десятки лет, а они всё ещё будут помнить тот солнечный десятый час (наши четыре часа пополудни), когда, введённые в дом Иисуса, сердцем они уже навеки поселились рядом с его Хозяином. Но не только запомнят. Погостив в этом доме, они выйдут из него апостолами. Андрей сразу же побежит к своему брату Симону, скажет ему: «Мы нашли Мессию!» и поведёт его ко Христу (см. Ин 1, 41).

Даже пока что начинающаяся вера, если только это живая и пылкая вера, обладает голосом глашатая. Она хочет поделиться собственным открытием с другими. Хочет и других одарить тем даром, которым обогатилась. Так в сверхъестественном организме Церкви уже издавна бьётся и будет биться всегда животворный пульс повторяющихся вновь и вновь процессов: кто-то приводит нас к вере, показывает дорогу, зовёт и ободряет. Затем вдруг, неведомо откуда, – искра веры в нас самих. Свободное, личное «да» всему, что Бог нам открывает и чего желает от нас, благодаря близости ко Христу, Его могуществу и нашему совместному с Ним труду, вырастает в жизнь верой. И вот мы уже сами отверзаем уста и становимся вестниками и апостолами для других. Спасительный круг замкнулся, в то же время дав начало новым кругам.

В воскресенье, евангельское чтение которого так ярко показало нам путь двух учеников Иоанна Крестителя ко Христу, задумаемся о себе. Вместо имён тех первых подставим свои собственные имена. И в великую одиссею их жизни, которая сегодня может быть и желает быть также и нашей одиссеей, войдём, как они: не медля, решительно и с сердцем, готовым ко всему.

О. Станислав Подгурский CSsR

Проповедь 2

Призвание

Дорогие братья и сёстры!

Чтение из Святого Писания призывает нас сегодня задуматься о призваниях в Божией Церкви.

1. Прежде всего, каждый верующий должен иметь твёрдое убеждение, что Католическая Церковь является делом Самого Иисуса Христа, Божьего Сына и самым главным инструментом в деле спасения людей. Господь Иисус Христос сказал: «Ты Пётр, на сем камне я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её». «Паси агнцев моих, паси овец моих».

Иисус Божий Сын проповедовал Евангелие Царствия Божия и призвал Апостолов и Учеников, чтобы они продолжали Его деятельность в Церкви. Господь Иисус своим избранным передал власть учения и крещения «Итак идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Иисус дал им власть прощения грехов «кому простите грехи, тому простятся». На Последней Вечере апостолы получили власть совершать Таинство Евхаристии. «Сие есть Тело Моё… Сия чаша есть новый завет в моей Крови… Сие творите в моё воспоминание».

Господь Иисус передал апостолам и ученикам свой Божий авторитет. Он сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле…Я с Вами по все дни до скончания века. Слушающий Вас Меня слушает…»

2. Без апостолов, учеников и их преемников не было бы евангелизации, прощения грехов и совершения таинства Евхаристии. Не было бы также для всего человечества надежды на воскресение. Поэтому уже апостолы Иисуса Христа избрали вместо Иуды Матфея, искали новых своих преемников, пресвитеров и для благотворительной деятельности избрали дьяконов, исполненных Святого Духа и мудрости.

3. Современная Церковь, чтобы совершать таинства и проповедовать Евангелие уже миллиардам людей нуждается во многих священниках. Папа Иоанн Павел II, который посетил почти весь мир и знал жизнь людей на разных континентах, сказал, что вопрос призваний – это фундаментальная проблема всей Вселенской Церкви. Он также подчеркнул, что во всём мире Сам Господь даёт новые призвания ко священству и монашеству. А нам только нужно их открыть и принять. Папа говорил, что новые призвания зарождаются уже во время первой встречи со Христом, когда дети принимают Первое Причастие. Среди нас живут потенциальные священники, только необходимо их найти.

4. Призвание – это дело Господа. Как говорит первое чтение, Бог призвал Самуила. Христос призвал Апостолов. «Идите за Мною и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков». Много раз Господь приглашает ко священству через наш пример и наши слова. Апостол Филипп нашёл Нафанаила и сказал ему: «Мы нашли того, о котором писали Моисей и пророки – Иисуса из Назарета… Приди и посмотри». Он пришёл к Иисусу и стал Его Апостолом.

5. Семья – домашняя Церковь – это первая школа призваний ко священству и монашеству. Родители должны убедиться, что самый великий дар для них, когда Господь из их семьи призывает сына или дочь ко священству или монашеству. Каждая профессия – это служба другому человеку, которая косвенным образом ведёт к Господу Богу. Первоначальная цель священства – вести души человеческие к Церкви и к Богу. Это служба для Христа Божьего Сына. Иоанн Павел II сказал: «Разве может быть на земле более почётная работа, как вести мужчин или женщин ко Христу?» Мы все люди. От Бога пришли и к Богу идём. Иисус сказал ученикам: «Радуйтесь тому, что имена Ваши написаны на небесах».

5. Призвание – это подарок Господа семье и Церкви. Это результат веры, любви и молитвы. Поэтому Иисус сказал: «Жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву». Бог всегда щедр. Выслушивает наши прошения, если мы в приходе молимся и приносим жертвы. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт» (2 Кор 6, 9)

6. Священное Писание говорит, какую важную роль исполняли родители в жизни пророков Самуила и Иоанна Крестителя. Матери обоих пророков были бесплодными.

Анна, мать Самуила, была в скорби души и молилась Господу и горько плакала и дала обет, говоря: «Господи, Саваоф, если Ты призришь на скорбь рабы твоей и дашь рабе твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу, на все дни жизни его». Бог услышал её молитвы и дал ей сына, и она отдала его на служение в храм. Он стал великим пророком.

У родителей Иоанна Крестителя не было детей, хотя они были праведны пред Богом и молились. Спустя много лет ангел Гавриил явился Захарии и сказал ему: «Услышана молитва Твоя и жена Твоя Елизавета родит тебе сына и наречёшь ему имя Иоанн и будет у тебя радость и веселие». Господь Бог исполнил обещание. Елизавета родила Сына – как сказал Иисус – самого великого пророка на земле.

Молитва делает чудеса. Несколько лет тому назад я познакомился с одной семьёй. Мужчина, отец четверых детей, был неверующим врачом. Друзья пригласили его на духовные упражнения. Там Господь открыл ему глаза и сердце. Врач уверовал в Бога и Христа. Пришёл к выводу, что священник в семье – это самое великое благословение Бога для родителей. Он начал каждый день читать молитву Розария, чтобы один из его сыновей стал священником. Через три года самый старший сын после окончания школы пришёл домой радостный, а в руках держал аттестат об окончании средней школы. В семье все радовались и поздравляли его. Тогда сын сказал отцу: «Папа, я хочу стать священником». Отец на минутку извинился и пошёл в свой кабинет, потому что слёзы наполнили его глаза. Он пал на колени перед распятием и только повторял: «Господи, благодарю Тебя»! Через несколько лет сын стал священником. Отец был счастлив. Из рук своего сына он принимал Святое Причастие.

7. Призвание – это знак любви Бога к избранному человеку, к семье, приходу и вселенской Церкви. Знак огромной любви Бога должен быть принят также с огромной любовью и благодарностью ко Христу, потому что перед началом мира Бог возлюбил избранного, чтобы был избранным сыном и инструментом спасения людей. Каждое призвание – это также неповторимый акт любви Бога к своему народу.

Сегодня помолимся, чтобы из наших семей и прихода Господь призвал многих ко священству и монашеству.

О. Збигнев Котлинский CSsR