Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою. Пс 39,5

16 рядовое воскресенье

Первое чтение Иер 23, 1-16

Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь. Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь. И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться. И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь. Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!" Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: "жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской", но: "жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их", и будут жить на земле своей. О пророках. Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я - как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа и ради святых слов Его, потому что земля наполнена прелюбодеями, потому что плачет земля от проклятия; засохли пастбища пустыни, и стремление их - зло, и сила их - неправда, ибо и пророк и священник - лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь. За то путь их будет для них, как скользкие места в темноте: их толкнут, и они упадут там; ибо Я наведу на них бедствие, год посещения их, говорит Господь. И в пророках Самарии Я видел безумие; они пророчествовали именем Ваала, и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля. Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною - как Содом, и жители его - как Гоморра. Посему так говорит Господь Саваоф о пророках: вот, Я накормлю их полынью и напою их водою с желчью, ибо от пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю. Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних.

 
 

Второе чтение Еф 2, 13–18

Братья,

теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

 
 

Евангелие Мк 6, 30–34

Собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, - ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни. Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.

 

Проповедь 1

Каникулы

Сегодня мы будем размышлять об отдыхе, о каникулах.

1. Святое Писание говорит: «И завершил Бог  к седьмому дню дела Свои, которые Он делал и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал».

Иисус избрал учеников и послал их по двое проповедовать Евангелие. Он сказал им: «Жатвы много, а делателей мало. Идите! Я посылаю вас… Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте… Ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои».

После евангелизации ученики возвратились к Иисусу и рассказали Ему все, что сделали и чему научали. Он сказал им: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного».

2. Эти два фрагмента из Святого Писания учат нас о необходимости отдыха, а также о способах его организации.

Бог всемогущ. После дела творения Он не устал. По вдохновению Божию пророк Моисей написал, что Бог «почил», чтобы люди шесть дней работали, а седьмой день посвящали Богу и отдыхали. Иисус посылал учеников евангелизировать людей, но потом дает им короткий отпуск. Иисус учит нас, что каждая работа достойна награды, а трудящийся человек заслуживает отдыха.

3. Каким образом христианин должен провести отпуск, каникулы?

Во-первых, никогда нет каникул от Божиих заповедей, от заповедей любви. Бог – наш Отец. Мы – Его дети. Он любит нас. Он желает, чтобы мы были радостны, счастливы. Мы всегда достигаем настоящей радости, если сохраняем чистым наше сердце, единство с Богом и ближними. Планируя поездку, работу на даче, отпуск, всегда надо подумать, как мы можем совместить это с участием в святой Мессе. Если в том районе нет храма, священника, то можно хотя бы запланировать молитву Розария, Венчик к Божьему Милосердию или Литанию. В святой день из любви мы должны прославлять Бога, нашего небесного Отца.

Во время отдыха, отпуска, Папа Римский пишет документы, проповеди, много читает о Боге. Мы также можем использовать время отдыха, чтобы укрепить нашу веру, особенно через чтение Святого Писания.

4. Отпуск, каникулы, особенно с семьей – это практика, школа общей жизни.

Посмотрите на явление Иисуса ученикам после Его воскресения. Ученики всю ночь работали, но не поймали ни одной рыбы. Утром на берегу моря появился Иисус. По Его поручению ученики закинули сеть и поймали множество больших рыб. Вытащили сеть на берег. Работали все вместе, и огромная радость царствовала у них в сердцах. У них было сто пятьдесят три больших рыбы, и сеть не порвалась. На берегу Иисус уже разжег огонь. Для голодных и усталых учеников Он приготовил ужин: хлеб и печеную рыбу. «Придите, ешьте!» - сказал Господь. И взял хлеб и дал им, также и рыбу. Все были радостны, счастливы. Можно сказать, что все участвовали в подготовке этой радостной встречи.

Каникулы, отпуск, особенно с семьей, может и должен быть школой общей жизни. Сколько возможностей, чтобы служить другому человеку, помогать в работе, собирать урожай, готовить еду! Дети с помощью родителей могут учиться планировать день, делать покупки и распределять время и свои возможности. Самое важное – делать все радостно и с любовью, сохраняя единство. Часто прятать эгоизм, свои планы, если они могут нарушить единство, общую радость.

5. Отпуск, каникулы с Богом без греха.

Есть  люди, которые говорят, что нет беседы без пива. Иногда у рыбаков нет времени, чтобы закинуть удочку, потому что пьют водку. Сколько потом аварий, сколько калек и мертвых людей, когда после отдыха семья возвращается домой! Все отвечают за жизнь другого человека. Никогда не садитесь в машину, если водитель принимал алкоголь. Не забудьте, что одна ошибка может причинить вам боль, увечье и смерть.

И еще одно: для всех! Не читайте порнографии, не принимайте наркотики. Молодежь! Сохраните чистым свое сердце! Есть журналы, которые советуют во время каникул или отпуска забыть о Божиих заповедях, о своей совести. Такие каникулы оставляют в сердце только горечь и слезы.

6. И последнее слово. Иисус сказал: «Без Меня не можете делать ничего». Лекарство от наших слабостей, искушений – молитва. Кроме обычной молитвы утром и вечером, вы должны молиться постоянно, но очень кратко. Иисус, искушаемый в пустыне, отвечал диаволу кратко – нет! В ответ на нехорошие мысли, предложения мы должны сказать: «Нет! Никогда!» И всегда добавлять: «Иисусе, помоги мне! Мария, будь мне помощью!» Иисус и Божия Матерь Мария всегда будут с вами.

О. Збигнев Котлиньский CSsR

 

Проповедь 2

В отпуск!

Посреди отпускного сезона трудно найти более подходящий совет, чем тот, что даёт сегодняшнее евангельское чтение: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Мк 6, 31).

Отдых, отпуск, каникулы, курорт – до чего же модные нынче слова! Не только дети-школьники, но и многие из нас слышат в них приглашение в другой, более приятный, многоцветный мир, соблазняющий свободой и приключениями. И это приглашение можно принять без труда.

Если ещё в начале минувшего века выезд в отпуск «на воды» или в горы могли себе позволить только богачи, то сейчас, при изменившейся общественной и хозяйственной структуре, это удовольствие доступно почти всем. И зимой, и летом своим законным правом на отдых пользуются миллионы людей.

Нескончаемые караваны автомобилей на шоссе и автострадах, ведущих в горы или к морю, столпотворения на пограничных пропускных пунктах, безжалостно истоптанные тысячами ног горные тропинки, заполненные до последнего места гостиницы и турбазы, автостоянки и палаточные городки – всё это свидетельствует о том, что мы имеем дело с явлением такой массовости, какой в истории ещё отмечено не было.

Чтó же ежегодно гонит миллионы людей из своих домов и требует, чтобы они не у себя, а в незнакомой обстановке проводили свой более или менее продолжительный отдых?

По мнению социологов, потребности такого рода порождаются тремя факторами: современной структурой труда, урбанизацией и повышенным интересом к собственному здоровью или физическому состоянию.

Работа. В общем и целом в наше время она не изматывает человека физически. Зато утомляет психически, порождает стрессы и нервные расстройства, наводит скуку. Некоторые её элементы просто обесчеловечивают, превращая работника в робота. Другие требуют интенсивного умственного напряжения. Ничего удивительного, что человек хочет хотя бы ненадолго убежать от такой работы. И поспешно хватается за гарантированную ему законом возможность взять отпуск. Тем более что зачастую само предприятие организует и (по крайней мере частично) финансирует отдых для своего персонала.

Урбанизация. Всё больше людей живут в городах. Бетон, сталь, стекло, асфальт. Монотонность улиц, шум, толчея, выхлопные газы, безостановочная спешка, сумасшедшая гонка со временем и конкуренция. Через пару месяцев это доводит до предела. Просыпается тоска по «природе»: чистому воздуху, тишине, зелени деревьев и полей, хочется побыть одному, пожить свободной жизнью человека, которого не подталкивает ни будильник, ни календарь.

Забота о здоровье. Оно подвергается разнообразным угрозам, и теперь мы умеем ценить его и не жалеем ни денег, ни усилий, чтобы избежать болезней и как можно дольше сохранить физическую и психическую форму. Каждый отпуск – это некая регенерация сил, некое улучшение самочувствия, некая аккумуляция энергии на предстоящий год работы. Для молодых это ещё и радостное ощущение своих способностей в самых разных видах спорта, для интенсивных занятий которым больше возможностей как раз во время каникул.

Навстречу естественной потребности современного человека в регулярно повторяющемся относительно продолжительном отдыхе выходит небывало развитая ныне туристическая «индустрия». Изощрённой рекламой она пробуждает и подпитывает аппетиты клиентов, направляет их и предоставляет каждому возможность воспользоваться любой из широкой гаммы предлагаемых ею услуг. В результате и складывается знакомая нам ситуация.

Люди уже не представляют себе жизни без какого-то время от времени повторяющегося более или менее привлекательного отпуска. Прибавим к этому 50 свободных воскресений или праздников в году и соответствующее количество таки же суббот, вспомним, что предусмотренный законом рабочий день длится не более восьми часов, и встанем перед серьёзной проблемой, с которой уже вынуждены бороться связь и транспорт, службы питания и размещения людей, а именно: перед проблемой организации и использования свободного времени.

Вопрос и для христианина. Ведь это свободное время, как ни крути, в сумме составляет немалую часть жизни. Как я провожу своё свободное время? Время, когда моё человеческое «я» проявляется куда более интенсивно, чем на обязательной для меня работе.

Может быть, стоит немного отойти от теории. Ни работа, ни отдых не являются целью сами по себе. Мы живём не для того, чтобы только работать, и уж тем более не для того, чтобы только забавляться и отдыхать. И то, и другое – лишь средства, которые позволяют человеку правильно распорядиться жизнью, исполняя возложенные на него задачи и развивая собственную личность.

Труд и отдых не противоречат один другому. Они дополняют друг друга. Только их гармоничное созвучие приносят удовлетворение и радость. Не напрасно древнеримские мыслители определяли существо человека одновременно и как homo faber, и как homo ludens – человек созидающий и человек играющий. Это не значит, что между работой и отдыхом следует поставить знак равенства. Вместе с человеческой природой мы получили также разнообразные задачи, исполнить которые можно только трудом. Поэтому отдых всегда будет подчинён работе. Мы отдыхаем, чтобы иметь силы трудиться. А кто ставит вопрос противоположным образом (наверняка таких на свете немало), тот пытается ходить на голове.

Ветхозаветное законодательство Моисея предусматривало после шести дней работы один день отдыха, после шести лет – субботний год, а после сорока девяти – год юбилейный (см. Исх 20, 9-10; Лев 25, 1-12). Христос в сегодняшнем евангельском чтении советует ученикам: «отдохните немного» (Мк 6, 31).

И работа, и отдых сами по себе ни хороши, ни плохи. Нравственную ценность им придаёт человек. Христианин должен особенно стараться для воплощения в жизнь слов Павла: «Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию» (1 Кор 10, 31).

Что может и что должен дать человеку отдых? Когда-то это было сформулировано так: время для себя, время для другого, время для Бога.

Время для себя. Нам его всегда мало. Сколько среди нас таких, что представляют собой этакое достойное сожаления существо: физически истощённое, невыспавшееся, задыхающееся, отвыкшее двигаться, болезненное, преждевременно постаревшее, нервное, полное стрессов и комплексов. Свободное время даётся на то, чтобы заняться этим калекой. Телу – надлежащий отдых, организованный в соответствии с рекомендациями если не врача, то гигиены и здавого смысла. Выход из ритма утомительного труда, смена окружения, контакт с природой, воздух, вода, солнце обычно являются хорошей прививкой и для нашей психики, и для духа. Позаботимся и о них. Позволим им расслабиться и прийти в хорошее настроение. Избранное общество, хорошая книжка, на которую наконец-то нашлось время, возможно, музыка, возможно, долгие дружеские беседы, а может, и наоборот: тишина, самоуглубление, желанное одиночество – о, так это и есть то самое евангельское «пойдите вы одни в пустынное место» (Мк 6, 31).

Не всем нужно одно и тоже, но все мы время от времени должны заглядывать внутрь себя и наводить там порядок. Свободное время – как раз для этого.

Но каникулы – это также и время для других. Человек – существо общественное, а это значит, что до конца он реализует себя только в контакте с другим человеком. Горький парадокс: изо дня в день живя в людской толчее, работая на одном предприятии с сотнями или даже тысячами работающих, ежедневно бегая по запруженным людьми улицам, этого человека можно так и не встретить. Ещё хуже, если мы не видим его в собственном доме, в собственной семье, в собственном браке. Но вот, по счастью, судьба дарит нам свободное время. Посвятим часть этого времени нашим близким. Великодушные, возможно, найдут убогих, больных, одиноких. Обычным же поедателям отпускного хлеба достаточно будет заняться собственной семьёй, самыми близкими: мужем, женой, детьми, родственниками, друзьями дома. Нужно же когда-то восстановить нормальное отношение к ним, разгрести, может быть, засыпанные предубеждениями дороги, может, показать, наконец, что простили и забыли о прошлом. Необходимо (и до чего же часто возникает такая необходимость!), протереть, наконец, глаза, и увидеть, что этот кто-то, годами по праву связанный с нами общим домом, столом, ложем, – по-настоящему любит нас, что мы ему действительно дороги, что он, возможно, уже давно ждёт хоть одного доброго слова, одного дружеского жеста. Так используем же каникулы на то, чтобы немного – по-человечески и по-христиански – стать ближе друг другу.

Наконец, время отпуска – это время для Бога. Не обессудьте, что в сегодняшней проповеди мы упоминаем Бога в последнюю очередь. Но, к сожалению, именно так в действительности и происходит в сезон отпусков. Кто будет брать Бога с собой в отпуск? Для многих отпуск – это время, когда можно убежать от Него как можно дальше. Время, когда можно забыть о Нём и обо всём, что могло бы напомнить Его сердцу: о молитве, о воскресной святой мессе, о божьих и церковных заповедях. Нет, Бога на свои каникулы христиане не зовут. Но этот непрошеный Бог Сам просится в наше свободное время.

В сегодняшнем Евангелии Иисус не просто советует ученикам отправиться в укромное место на непродолжительный отдых. Он тоже идёт туда с ними. «…Взяв их с Собою, удалился особо в пустое место», – пишет Лука (Лк 9, 10).

Свободное время по самой своей природе является неким союзником Бога. Если мы силой не заполним его по самый край мирским мусором, оно приведёт нас ко встрече с Тем, Кто есть Господин времени.

Мы не зовём Бога в наш отпуск, потому что боимся этого «один на один» с Ним. Его взгляд обнажает. А мы, хоть и любим наготу на пляже, панически убегаем от необходимости взглянуть на себя во всей правде. Ведь тогда столь многого надо будет устыдиться, столь многое признать ошибочным, глупым, подлым. К счастью, Бог – это не только Тот, Кто осенью срывает листья с деревьев, но и Тот, Кто весной одевает их новой зеленью. Не бойся того, что Он откроет тебе глаза. Его присутствие очищает, лечит, обогащает. Поэтому как было бы хорошо, если бы мы нашли для Него хоть минутку времени в программе каждого нашего отпускного дня. Если бы организовали себе когда-нибудь «каникулы с Богом».

Запланированный Иисусом для Себя и апостолов короткий отдых не удался. Время, предназначавшееся для отдыха, пришлось, как это, впрочем, всегда случалось, посвятить другим.

Все вы, кто годами не может позволить себе уехать в отпуск, потому что всегда надо с кем-то побыть, кого-то опекать, для кого-то поработать – выше головы! На этом пути у вас хорошая компания.

 

О. Станислав Подгурский CSsR