Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
“Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12”

15 рядовое воскресенье

Первое чтение Ам 7, 12-15

В те дни: Амасия, Вефильский священник, сказал Амосу: Провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй; ибо он святыня царя и дом царский. И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю».

 
 

Второе чтение Еф 1, 3-14

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нём, в устроении полноты времён, дабы всё небесное и земное соединить под главою Христом. В Нём мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего всё по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа. В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.

 
 

Евангелие Мк 6, 7-13

В то время: Иисус, призвав Двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд. И сказал им: если где войдёте в дом, оставайтесь в нём, доколе не выйдете из того места. И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу. Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом, и исцеляли.

 

Проповедь

Двенадцать посланных

Сегодняшнее евангельское чтение напоминает служебную инструкцию, выпущенную руководством для подчинённого ему ведомства. В данном случае ведомство – это неопытные ещё двенадцать апостолов, посылаемые Христом на первые миссионерские труды. «Инструкция» учит их не только тому, чтó надлежит делать, но и кáк это следует делать. Она очень практичная и подробная, однако учитывает условия и обычаи времён и культур, нам с вами совершенно чуждых. Ну так зачем (подумают, наверное, многие) всё это человеку XXI века, тем более человеку мирскому, которому на всякие миссионерские походы нет ни времени, ни квалификации, ни желания.

Видимость, как обычно, обманчива.

То, что на первый взгляд кажется элитарным и архаичным, на самом деле по прежнему актуально и касается всех. Постараемся уделить этим вопросам минуту внимания.

Принесённое Иисусом на Землю в Его слове и в Нём самом Царствие Божие подобно семени, брошенному в землю (см. Мк 4, 26). Как и у семени, у него есть свой скрытый внутренний динамизм, благодаря которому оно преодолевает все препятствия, всё упорнее рвётся к солнцу и всё шире и шире распространяется по земле. Спит ли человек, бодрствует ли, семя прорастает и растёт, а как – человек и не знает (см. Мк 4, 2-9). Тем жизнетворным началом, которое взращивает «царство Божие», задаёт ему направление, уберегает от ошибок и позволяет победоносно преодолевать все трудности, является пребывание в нём Христа и силы Святого Духа, которая исходит от любого из Его начинаний.

Исходя из этого утверждения, а это как для «царство Божие», так для выросшей из этой идеи Церкви – утверждение фундаментальное, «царству Божию» миссионеры не нужны. Его провозвестникЮ пропагандист, защитник и апостол – Сам Бог. Сам Христос. Сам Святой Дух.

Однако потрудиться для «царства Божия» предлагается и людям.

Священные Книги говорят, что в самом начале Бог предоставил человеку право участия в деле творения. Его слабым и неопытным рукам было доверено будущее мира. Он должен был ухаживать за Эдемом, то есть в соответствии с Божьим планом помогать земле развить все заложенные в ней возможности и богатства (см. Быт 1, 15).

Когда пришла «полнота времени» (Гал 4, 4), человек был призван к ещё более прекрасному деянию. С этой минуты он будет соработником Бога (см. 1 Кор 3, 9) также и в тайне искупления. Конечно, не в том смысле, будто человек может своими силами вырвать другого человека из греха и вернуть Богу. Но уже то, что дело нашего спасения творилось тяжкими усилиями рук и ног, горла и языка, усталостью и беспокойством сердца, трудными волевыми решениями, потом, слезами и кровью Того, Кто, хоть и обладал Божественной природой, был в то же время настоящим человеком и именно благодаря Своему человечеству мог исполнить вверенную Ему миссию, превращает Его дело и в наше дело тоже. Будучи братьями Христа по телу, мы входим – самим фактом общей для нас с Ним человеческой природы – в тайну, которая была сутью Его жизни. По Павлу, мы неким образом восполняем эту тайну (см. Кол 1, 24). И уж, как минимум, берём на себя обязательство проповедовать её и передавать всем, кто её ещё не знает (см. 1 Кор 1, 24). Независимо от этих глубоких богословских соображений, вытекающих из нашего единства со Христом, обязанность проповедовать Благую Весть возложена на нас особым поручением Господа.

Сначала это было поручено, как видно из сообщений Матфея (Мф 10, 5-15), Марка (Мк 6, 7-13) и Луки (Лк 9, 1-6), двенадцати апостолам. После воскресения Иисуса те самые двенадцать были посланы уже не только к народу Израиля, но и по всему свету и ко всем народам (см. Мф 28, 16-20; Мк 16, 14-18). Эти двенадцать долгое время будут составлять самую важную и как бы привилегированную миссионерскую группу молодой Церкви.

В своём Евангелии Лука упоминает ещё один подобный случай. Тогда по поручению Иисуса проповедовать Благую Весть отправились 72 ученика (см. Лк 10, 1-13)/

Осознание того, что проповедовать Евангелие должны все – как община и каждый индивидуально – росло в Церкви постепенно. Большой импульс апостольскому рвению дало Сошествие Святого Духа. Этого огня хватило на несколько столетий. Затем евангелизацию мира монополизировал клир. И только II Ватиканский Собор вновь напомнил христианству, что вся Церковь по натуре своей является миссионерской, то есть призванной проповедовать миру Благую Весть и обязанной это делать.

Сегодня эта истина уже не дискутируется. Каждый из нас должен осознавать, что его христианское призвание требует свидетельствовать миру о Христе, быть Его глашатаем и апостолом. Во времена, когда ряды клириков устрашающе редеют, почётный груз их обязанностей всё чаще будет ложиться на плечи мирян. Возможно, грядущим векам христианство принесут не столько лица духовного звания, сколько миряне, сознающие своё достоинство и возложенные на них задачи. Они уже сегодня могут задать вопрос: «Как это делать?».

Мне кажется, евангельский фрагмент о посылании учеников может подбросить нам некоторые идеи. Прежде всего в том, что касается содержательной части миссии. Что именно мы должны нести миру?

У Матфея Иисус говорит: «Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф 10, 7). Человечество назовёт эту новость «Благой Вестью». И совершенно справедливо. Ибо для замкнутого на преходящем, отягощённого грехом и бредущего к неизбежной смерти человека это словно разрушение заслоняющей горизонт стены. Кто примет слово Иисуса, кто поверит Ему, кто пойдёт за Ним, тот войдёт в новый мир, мир покоя и надежды. Нам велено идти к людям, предвещая не наказание, а обещая награда, не с цепями, а со свободой, не в покаянном рубище, а с приглашением на празднество. Мы несём миру весть о Боге добром, о Котором, как мы слышали несколько минут назад, Павел писал Ефессянам, что Он избрал нас до сотворения мира, чтобы мы были святы и непорочны пред лицем Его, что в любви Своей Он предназначил нас быть Ему избранными сыновьями через Иисуса Христа, что через этого Иисуса Христа Он дал нам искупление в Его крови и отпущение грехов (ср. Еф 1, 4-7). Какая религия в мире может здесь конкурировать с Евангелием?

Проповедники такой вести должны идти к людям, определённым образом настроившись. Об этом говорит выданная Иисусом «инструкция» для миссионеров. В великолепном изложении Луки она выглядит так: «В какой дом войдёте, сперва говорите: мир дому сему» (Лк 10, 5; см. также Мф 10, 12). Даже в мыслях, даже в воображении апостол не может относиться к человеку, к которому идёт, как к чужому, постороннему, а тем более как к врагу. Он должен видеть в нём друга и приветствовать чистосердечным восточным «Шалом», желать ему блага, с доверием принимать приглашение в его дом, и оставаться там даже если больших удобств не будет (см. Мф 10, 11; Мк 6, 10; Лк 9, 4; 10, 7). Проповедь Евангелия подразумевает в миссионере доверие к людям и братское дружелюбие. Даже если его выставят за дверь, он должен вести себя со спокойствием и достоинством (см. Мф 10, 14; Мк 6, 11; Лк 9, 5; 10, 10-11).

Видимым подтверждением дружелюбия, с которым посланники Иисуса должны идти к людям, являются разнообразные добрые дела, совершённые ради их пользы. У Матфея написано: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф 10, 8). По воле Христа проповедование Благой Вести должно сопровождаться делами любви. Мало красиво говорить о Боге. Христос желает, чтобы мы по мере возможности проявляли интерес также и к жизненной ситуации человека, которого евангелизируем. Церковь не запамятовала об этом повелении Господа. Забота об убогих, больных, обездоленных всегда была одной из характерных черт христианства. Остаётся ею и сейчас. Особенно сейчас.

На видном месте в «миссионерской инструкции» Иисуса стоят особые указания, касающиеся личного обеспечения тех, кто отправляется проповедовать слово Божие. В них учитываются экономические, общественные, географические и даже климатические условия Палестины времён Христа. Сегодня мы, конечно, не будем спрашивать, сколько одежды, сколько пар обуви, какой посох и насколько вместительный портфель должен брать с собой в дорогу проповедник Благой Вести. Важен не это, а смысл этих рекомендаций. Проповедование Евангелия не может искусственно подкрепляться материальными средствами. Миссионер силён не тем, что у него есть, а объективным содержанием Вести, которую несёт, и тем, кем является он сам. Вера и Церковь растут без опоры на деньги, силу оружия или покровительство власть имущих. Нам до сей поры стыдно за времена, когда об этом забывали. Апостол не должен печься о земле. Свободный, не отягощённый балластом обладания, он плодотворнее будет призывать к сосредоточению всех надежд на Царствии небесном, а также будет более эффективным знаком этого царства посреди увязшего в материальном мира.

Поразмыслим немного обо всём этом. Мы, свидетели и проповедники Иисуса в начале XXI века.

Может быть, в нашем высоком призвании придётся что-то перестроить, подтянуть, что-то оставить, а что-то другое задействовать? Смелее! Евангелие о посылании учеников каждому послужит советом и помощью.

 

О. Станислав Подгурский CSsR