Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Вы соль земли. Мф 5,13

12-е рядовое воскресенье

 

Первое чтение Иов 38, 1. 8-11

Господь Иову из бури и сказал:

Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева,
когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его,
и утвердил ему Моё определение, и поставил запоры и ворота,
и сказал: доселе дойдёшь и не перейдёшь, и здесь предел надменным волнам твоим?

 

Второе чтение 2 Кор 5, 14–17

Братья,

Любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.

Евангелие Мк 4, 35–41

 

Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

Проповедь 1

 

Дорогие сёстры и братья!

 

Мы сейчас переживаем Святую Евхаристию. Это наша встреча с Иисусом, во время которой мы являемся свидетелями Его смерти и воскресения. Евхаристия – это Таинство благодарения, соединения; это Таинство, которое обновляет, укрепляет, «питает» нашу веру, надежду и любовь.

В сегодняшнем фрагменте из Евангелия от св. Марка, который мы слышали, можно заметить, увидеть две ситуации, которые, мне кажется, не совсем согласуются друг с другом: присутствие Иисуса в лодке и жуткий страх, паника, отчаяние учеников. Эти две вещи не могут быть совместимы друг с другом и являются доказательством маленькой, слабой или недостатка веры. И Иисус, умирив бурю, удивляется недостатку веры своих избранных учеников. Ведь они уже столько слышали Его слова, ведь они видели столько чудес, которые Он совершил! Они должны были бы иметь действительно большую веру. Но вышло по-другому. Один из богословов сказал однажды, что можно различить три ступени веры: первая ступень веры – когда человек смотрит на чудеса, знаки или великие Божие дела; вторая, когда человек верит самому слову, без знаков и дел и приобретает эту веру благодаря жизненному опыту; третья ступень – это вера совершенная, не нуждающаяся в знаках и словах. Она принимает всё, что происходит от Бога и к нему стремится. Принимая это во внимание, можно сказать, что в начале у учеников Христа была вера первой ступени. Если бы Иисус приказал им переправиться на другой берег одним, без Него, тогда, может, они бы заколебались. Но они взяли Его с собой в лодку и поэтому не думали, что с ними что-то случится, плыли отважно. Они знали, что если с ними что-то произойдёт, то это будет и с Ним. Однако неожиданно началась сильная буря, какой они, может, ещё и не видели, и тогда их вера была как бы унесена сильным ветром. Здесь нужна была вера в Иисуса, Бога богов, которому дана всякая власть на небе и земле, который является Царём всего. Здесь нужна была вера в Великого Бога. Но такой веры у них ещё не было, поэтому они испугались бури, кричали, хотя Иисус был с ними. Может, когда ветер утих, когда наступила тишина, их вера возросла. Увидели в Иисусе величие Бога, испытали, какую силу имеет их Учитель, что в Нём сам Бог посетил народ свой.

Как часто мы в своей жизни похожи на апостолов! Как часто мы также являемся людьми малой веры! Как часто мы забываем о том, что Иисус с нами! Мы думаем, что Он спит, что забыл о нас и в минуты бури, испытаний, трудностей, страха, страданий ищем в первую очередь помощи не у Него, а у других. Но только Он может успокоить нас, взять на себя наши тяготы, спасти нас. Заново поверим в Него и доверим Ему себя и всю свою жизнь!

 

О. Вальдемар Важиньский CSsR

Проповедь 2    

Спящий Бог

Сегодняшнее евангельское чтение зовёт нас поплавать на лодке по Генисаретскому озеру. Поездка не будет слишком уж приятной, поскольку вот-вот грянет буря. Зато она будет очень поучительной.

Тот, кто, как апостолы, зарабатывавшие ловлей рыбы, долгие часы проводил на водах этого своего расположенного на 208 метров ниже уровня моря озера, воды не боится, хотя и знает, что от неё можно ждать чего угодно. А сегодня имеется ещё и дополнительный повод чувствовать себя в безопасности. В одной с ними лодке плывёт Иисус. Весь день учивший, сейчас Он устал и спит, свернувшись на дне лодки

Но на тихое до сих пор озеро внезапно налетает неожиданно сильный ветер. Волны вырастают до размера огромных движущихся гор. Разгулявшаяся стихия бушует всё страшнее, а люди в лодке слабеют и становятся совсем беспомощными. Они с ужасом понимают, что на этот раз не обойдётся – лодке грозит гибель.

С этого момента наши размышления могут пойти по двум путям. По лёгкому: если тебе худо, разбуди Иисуса, попроси Его о помощи, и спасёшься. И по более трудному: как это так, как это вообще может быть, что в нашей лодке Иисус, а мы тонем.

Выберем более трудную версию, потому что с ней мы в жизни сталкиваемся чаще.

Для многих христиан (возможно, даже для каждого из нас) исповедуемая нами религия представляет собой некоего рода страховку, призванную обеспечить нам спокойную и безопасную переправу на тот берег. И пока речь идёт об этом самом другом береге, то есть обещанном нам месте в эсхатологическом царстве Христа, взгляд на религию как на гарантию исполнения Божьих обещаний ещё можно было бы как-то оправдать и смириться с наличием таких взглядов. Но мы хотим, чтобы страховка распространялась и на время пути. Охотнее всего мы сделали бы из неё разновидность зонтика, защищающего нас зноя, от дождя, от града и вообще от всего плохого на протяжении всей нашей переправы через опасное море жизни. Чем более набожными мы себя считаем, чем прилежнее ходим в церковь и приступаем к таинствам, чем щепетильнее следуем заповедям, тем сильнее рассчитываем – сознательно или подсознательно – на некую «благодарность» со стороны Бога, некую Его взаимность в виде повышенной опеки или особого расположения. А уж если кто, пользуясь привилегией большой дружбы, навсегда пригласил Иисуса в свою лодку, то он, безусловно, уверен, что с ним никаких неприятностей в дороге не случится. На деле же происходит совсем другое.

Именно на нас, «своих» и «застрахованных», откуда ни возьмись, подобно внезапному урагану, валятся болезни, несчастные случаи, увечья, разлука с близкими и любимыми людьми или их смерть, супружеские и семейные конфликты, потеря работы и Боге его знает что ещё. Вчера спокойные и беспечные, сегодня мы с ужасом обнаруживаем, что тонем.

А Иисус спит. Будто Его совершенно не касается, что тут поднялось и что с нами происходит.

Первым порывом апостолов в момент угрозы на Генисаретском озере было разбудить Иисуса и просить Его о спасении. И мы тоже можем так поступить. Никто не поставит христианину в упрёк то, что в тяжкую годину он будет штурмовать небо молитвами и просьбами о спасении. Ведь сам Иисус напоследок велел нам просить о том, в чём мы будем нуждаться, и уповать на то, что мы это получим (см. напр. Мф 7, 7; 18, 19; Ин 14, 13; 15, 16; 16, 23-24). Да и сам Он, в конце концов, под гнётом надвигающихся мук в Гефсиманском саду молил Отца о спасении (см. Мф 26, 29).

Но что, если небо останется глухо? Как поступить, если спящий на дне лодки товарищ по путешествию не проснётся и не прикажет морю утихнуть?

Для ученика Христа подобная ситуация – суровое испытание веры. К такому испытанию стóит подготовиться, поскольку оно не минует никого.

Почему Бог не освобождает нас от страданий и испытаний, хотя мы и просим его об этом? Сдаётся заранее? Исчерпывающего ответа на этот вопрос не даст никто, а если даст, не верьте ему. Он говорит, не понимая, не отдавая себе отчёта в неисчерпаемости этой тайны. Не смотря ни на что, попытаемся всё же на основе Евангелия пролить на сумрачную действительность страданий хотя бы один-другой лучик света.

Говорят, и эти высказывания определённо опираются на Библию, что горестные испытания и удары судьбы сыпятся на нас либо как кара за грехи, либо как испытание нашей верности Богу, как это было с Иовом, чьё имя звучало сегодня в первом литургическом чтении. Они также могут быть средством внутреннего развития человека и умножения его заслуг. Всё это так. Но есть ещё одна причина, более глубокая и всеобъемлющая, о которой христиане, к сожалению, знают мало и слушают неохотно, но говорить о которой нужно. Рассмотреть её нам поможет прочитанное только что Евангелие.

Когда-то, выходя в море, мА пригласили в лодку нашей жизни Иисуса. Более того, мы сделали Его тут «первым после Бога». И теперь на нашем судне плывёт Тот, вся земная жизнь Которого была крестом и Который даже после своего воскресения остался среди нас в виде непрестанно приносимой жертвы. Христианин связал себя с Христом распятым. С Тем, Кто «не Себе угождал» (Рим 15, 3), а «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп 2, 7). Другого Христа нет. И нет другого способа быть Его учеником, кроме как идти за Ним на крест. Он Сам говорил: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16, 24). Иисус никогда не манил своих друзей миражами безопасной и беззаботной жизни. Достаточно перелистать, пусть даже бегло, Евангелие, и чуть ли не на каждой странице мы найдём упоминание о том, что принять сторону Иисуса – это принять сторону труда, борьбы, страданий, непонимания в отношениях с близкими, гонений и даже смерти (см. напр. Мф 7, 13; 8, 20; 10, 17-18.21-22.25.34-39; 16, 24-26; 20, 26-28; 24, 9-13; Ин 15, 18-20; 16, 2). Эту истину необходимо с самого начала вписать в своё христианство, чтобы потом не делать большие глаза, когда начнётся то, что предрекалось. Но начнётся оно не потому, что Бог якобы хочет посредством страданий наказать нас, испытать или обогатить. Причина куда проще и радостнее. Свершившаяся в час крещения наша «прививка» ко Христу не была, как видно, отторгнута нашим духовным организмом, а стала приносить плоды в виде подобия Ему. Поскольку теперь уже не я живу, а живёт во мне Христос, то я и пригвождён ко кресту вместе со Христом. Погружённый в Его смерть, я постоянно несу в своём теле Его умирание. Это Павел – Послания к Галатам, Римлянам и Коринфянам (Гал 2, 19-20; Рим 6, 3; 2 Кор 4, 10).

Здесь мы касаемся радостной, но и пугающей наше человеческое естество тайны. Я буду страдать, потому что я принадлежу Христу. Даже если не брать в расчёт все остальные причины, этой одной хватит, чтобы моя жизнь была отмечена крестом. А чем ближе я буду ко Христу, чем теснее буду с Ним связан, тем щедрее он одарит меня участием в Своих муках и Своём умирании. Теперь мне понятно, зачем те, кто был ближе всего к Иисусу: мать, любимый ученик Иоанн и ещё несколько людей, которых Он любил, были приглашены на Голгофу, под самую тень креста, в само таинство Его смерти (см. Ин 19, 25-26).

Ну а как же? Уж если быть Христовым – то во всём! Если идти за Ним – то до конца! А поскольку Иисус будет умирать до конца света, как некогда справедливо заметил Блез Паскаль, то даже спустя столетия нам, Его ученикам, не грозят ни благополучие, ни лёгкий путь.

Однако, придя к такому выводу, разве ещё можно будет в нашей жизни смеяться? Да! Определённо да! Более того, только правильное отношение к этой истине несёт сердцу покой и оптимизм.

В нашей лодке, о которой нам уже известно, что она будет плыть сквозь бурю и против ветра, мы не одни. С нами Бог. В лице Иисуса Христа Он связал себя с человеком навсегда. В добре и зле. В счастье и несчастье. Наша лодка – это и Его лодка. И хотя руль и вёсла, заботы о парусах и прокладывании курса, то есть все труды и риск переправы предоставлены нам, в действительности капитаном этого бедного, затерянного среди бурных волн судёнышка остаётся великий Кормчий мира.

Тот факт, что Бог с нами, должен принести в жизнь христианина покой и уверенность. Ведь с Богом никогда не потеряешься, не потерпишь неудачу, не утонешь. Ведь Иисус умирания и мук, с Которым связало нас крещение, это в то же время Иисус воскресения. Иисус победы и славы. Пока Он плывёт с нами, нашей лодке не грозят никакие серьёзные опасности. Даже разбившись о скалу Страстной Пятницы, она снова выплывет в Светлое Воскресенье, целая и невредимая. «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас», – это снова Павел во Втором послании к Коринфянам (4, 14).

Вот откуда радость! Когда есть такие перспективы и такая уверенность, даже в трудную, даже в полную бурь жизнь можно идти с надеждой, отвагой и чувством, что ты в безопасности. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 4, 13).

Есть Тот, Чьё молчаливо, но чутко находится рядом со мной, чтобы ни приключилось. Если бы я подбежал, разбудил Его, Он, возможно, даже утихомирил бы воды, заливающие мою и Его лодку. Но зачем Его будить? Зачем при каждой беде или трудности сразу же наполнять небо и землю плачем и криками о спасении? Спящий Бог остаётся Богом. Уповай на Него!

Пусть отрезвляющие брызги воды растревоженного бурей Генисаретского озера упадут благодатным прикосновением на лица всех разгорячённых волнениями и напряжением сил мореплавателей и вернут им спокойствие и уверенность в себе! Буря? Ну и что с того? Не первая и не последняя. Мы всё время плывём сквозь бури. Но переплывём! С Ним – переплывём! Так что гребите. Гребите!

 

О. Станислав Подгурский CSsR

 

Проповедь для детей

Дорогие дети! От всей души поздравляю вас с завершением учебного года. Вы наверняка просто счастливы, что начинаются каникулы… За два месяца вы отдохнёте от уроков, тестов и контрольных. Сегодня мы приходим к Господу Иисусу, чтобы поблагодарить Его за счастливо прожитый учебный год, за малые и большие успехи, достигнутые каждым из вас в минувшем году.

Любопытно, сможете ли вы найти в Евангелии строчки, в которых говорилось бы о каникулах? (Здесь можно дать детям время высказаться на эту тему.) Ученики много трудились, постигая учение о Боге. И представьте себе, Иисус позаботился о них, об их здоровье и предложил им отдых, то есть каникулы. Он сказал: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Мк 6, 31).

Апостолов это очень обрадовало. А поскольку они любили Господа Иисуса и дружили с ним, то предложили, чтобы и Он был вместе с ними на этих каникулах.

Некоторые из вас во время каникул уедут куда-нибудь со своими родителями, другие в лагеря или к родственникам, ещё кто-то останется в городе и будет проводить время со своими ровесниками. Хочу призвать вас к тому, чтобы вы, как апостолы, провели свои каникулы вместе с Господом Иисусом. Помните о воскресной св. мессе, об исповеди в первые пятницы июля и августа, и о молитве.

В завершение проповеди расскажу вам небольшую летнюю историю.

Один человек ехал на машине. Его остановили две почти взрослые девушки, путешествовавшие автостопом. Они забросили рюкзаки в багажник и поехали с этим незнакомым им мужчиной. В разговоре выяснилось, что они хорошие подруги и едут вместе к бабушке одной из них, а незнакомый мужчина – священник, и едет в отпуск к своим родителям. Минут через 30 священник предложил девчатам: «Может, помолимся Розарием?». Одна из девушек сказала: «Остановите, пожалуйста». Священник, думая, что они решили дальше с ним не ехать, остановил машину. Однако они попросили открыть багажник, достали из рюкзаков розарии и стали молиться вместе со священником. Как выяснилось потом, розарии им дали их мамы, чтобы во время каникул они не забывали о молитве.

Помните, что каникулы, прожитые с Господом Иисусом, приносят много счастья и радости. Желаю вам, дорогие дети, хороших, счастливых, удачных каникул. Возвращайтесь с них с Господом Богом. Аминь.

 

О. Радослав Блащик SDB

Проповедь для молодёжи


Любимые мои!

Бог всегда с нами, даже тогда, когда нам кажется, что Его нет. Апостолы убедились в этом во время бури, разбушевавшейся на Генисаретском озере; ветер швырял лодку по волнам, и она с трудом продвигалась вперёд.

Сегодня можно сказать, что на минувшей неделе закончилась ваша очередная жизненная регата, что ваша лодка пристала к пристани. Это завершение вашего учебного года. В табеля выставлены оценки – плоды ваших трудов и усилий, приложенных вами в приобретении знаний. Посыпались дипломы и грамоты за различные достижения. Для некоторых это повод для гордости и радости, а для других – повод к размышлению о том, что можно было что-то сделать лучше, что можно было достичь большего.

Во время долгой десятимесячной регаты вы пережили и бурные времена. Тогда вы возносили к Богу молитвы, чтобы Он помог вам выстоять. Многие штурмовали небо просьбами о помощи, а многие ли вернулись, чтобы поблагодарить? Как гласит старинная легенда, когда-то Бог послал на землю двух ангелов, чтобы они собрали все просьбы и благодарственные молитвы. Один из них вернулся сильно ослабевшим, потому что нёс груз, превышавший его силы. Ведь он нёс только молитвы с просьбами. А другой вернулся почти что с пустыми руками, поскольку ему нечего было собирать, так мало было благодарственных молитв.

Мы благодарили учителей, катехетов и воспитателей, ибо так принято. Были и такие, кто не забыл от всего сердца поблагодарить своих родителей. А кто из вас поблагодарил Господа Бога? Похоже, что христиане всё реже благодарят Господа. Это свидетельствует о недостаточной вере в Бога, Который есть источник всякого добра. Человек считает, что не должен благодарить, поскольку всё принадлежит ему самому, поскольку так и должно быть. Благодарность Богу – это истинная добродетель, свидетельствующая том, как высоком достоинстве человека. Человек – это единственное существо, наделённое разумом, способное понять, что живёт по милости Всевышнего. Поэтому он должен быть глашатаем всего творения, от его имени благодарить Бога и славить Его словами: «Благодарим Тебя, о Господи, прими благодарение наше, о всемогущий Царь наш небесный».

Завершается учебный год, начинаются каникулы. Когда-то Иисус сказал своим утомлённым трудами ученикам: «Отдохните немного» (Мк 6, 31). Слова эти являются призывом, обращённым ко всем нам, как к учащимся, так и к учащим – всем, внёсшим творческий вклад в дело, имя которому школа. А значит, пора вздохнуть свободно, пора передохнуть… Вверим время отдыха Божьей опеке.

Пусть начинающееся время каникул, так долго ожидаемое многими, послужит нам как можно лучше. Будем наслаждаться солнцем, свежим воздухом, водой, восхищаться красотой лесов, гор, всего, что создал Творец. Но не забудем о Боге, который ждёт в каждой церкви. Помните о воскресной св. мессе. Церкви открыты и на каникулах… Будем в это особую пору каникулярного отдыха доброжелательны и радостны друг с другом. Желаю всем счастливыми и здоровыми вернуться в сентябре к занятиям.

На все наступающие каникулы: Бог в помощь!

 

О. Гжегож Симон

Советы на каникулы

 

Не пропускай по воскресеньям св. мессу.
Не проводи ни дня без молитвы.
Положи в свой рюкзак молитвенник и розарий.
Носи крестик или ладанку.
Старайся увидеть в природе Бога.
Не нарушай покой других людей.
Цени общее благо.
Из места своего отдыха пришли родным открытку с приветом.
Будь всегда готов помочь другим.
Попрощайся с родителями, но не с Богом.

Эти советы можно напечатать на плакате и разместить рядом с приходскими объявлениями. Можно также распечатать их и раздать всем детям после св. мессы.