Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Пс 118,2

11-е рядовое воскресенье

 

Первое чтение Иез 17, 22-24

Так говорит Господь Бог: И возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль, и посажу на высокой и величественной горе. На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесёт плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его. И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю.

Второе чтение 2 Кор 5, 6-10

Братья: Мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением, — то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.

Евангелие Мк 4, 26-34

В то время: Иисус сказал народу: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю; и спит, и встаёт ночью и днём; и, как семя всходит и растёт, не знает он. Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит, и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им; а ученикам наедине изъяснял всё.

Проповедь

 

Зерно, которое растёт само


Удивительная штука это наше Евангелие!

Иной раз оно велит человеку прямо жилы рвать. Ведь, если идти за Иисусом, то тут же – самоотречение и крест (ср. Мф 16, 24), а нищета такая, что позавидуешь лисице, у которой есть своя нора, и птицам, которых никто не лишает права на гнёзда (ср. Мф 8, 20); ведь если браться за плуг, то уже боже упаси оглядываться назад (ср. Лк 9, 62), а если встать на служение Евангелия – то даже в похоронах собственного отца нельзя участвовать (ср. Мф 8, 21).

А иной раз то самое Евангелие велит тебе, брат, не заботиться ни о еде, ни о питье, а жить себе, как лилия полевая, которую Бог Сам наряжает (ср. Мф, 25n), беззаботно дожидаться жатвы, даже если сорняки растут среди пшеницы (ср. Мф 13, 29), и не отказывать себе ни в сне, ни в отдыхе, ибо посеянное в землю зерно само по себе, без твоих забот и ухода, вырастет и просыпется в житницу (ср. Мк 4, 27).

Именно эту притчу об «автоматическом» росте зерна (в греческом тексте употребляется буквально это слово) приводит Марк в только что прочитанном фрагменте своего Евангелия.

С притчами надо соблюдать осторожность. Они не всегда вполне очевидны. Истина бывает сокрыта в них довольно глубоко. Сами апостолы были вынуждены неоднократно просить Иисуса разъяснить Его притчу (см. напр. Мф 13, 27; Мк 4, 10n; Ин 3, 9). Иногда такие разъяснения записаны в книгах евангелия, а иногда нет. К нашей притче о зерне, которое растёт «само по себе», комментариев Иисуса нет. Придётся нам самим попытаться раскрыть её смысл и направленность, при этом не настаивая, однако, что мы попали точно в цель.

Ценным указанием на то, к чему следует отнести слова Иисуса о зерне, служит фраза, с которой начинается весь сегодняшний евангельский фрагмент. Иисус говорит: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю» (Мк 4, 26). То есть речь идёт о судьбе Царствия Божия в мире и в сердцах отдельных людей. Иногда оно отождествляется с Церковью. Здесь же смысл его гораздо шире и не совпадает ни с какой видимой действительностью, принявшей временные организационные формы. Оно означает просто «Божье царствование», победное присутствие Бога, которым Он осуществляет Свои спасительные планы в мире и в наших сердцах.

Зерно, то есть зародыш или зачаток такого царства, сам Бог вновь и вновь сеет в «сегодня» мира и в «сегодня» каждого человека. И здесь нужно сделать первое замечание: не стоит льстить себе, думая, что инициатива спасения исходит от нас. Не выдвигает её и мир своей организационной, общественной, культурной и уж тем более политической деятельностью.

У Марка зерно сеет «человек» (Мк 4, 26). Но это тот великий «человек», который в первом чтении этого воскресенья устами пророка Иезекииля вещает: «Возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе. … И пустит ветви, и принесёт плод, и сделается величественным кедром» (Иез 17, 22-23).

Нас можно было бы назвать землёй, возделываемым полем, на котором великий Сеятель ведёт свой посев. Земля более или менее понимает, что в неё бросают семена новой жизни. Она принимает эти семена по-разному. Иногда относится к ним совершенно безучастно, и даже вредит посеянному зерну. Но бывает и такая почва, которая заботится о посевах, которая старается создать идеальные условия для их развития, которая, как можно иногда подумать, считает лежащее в ней зерно своим собственным созданием или, по крайней мере, своей исключительной собственностью, и думает, что только от её стараний зависит, даст ли оно ожидаемый урожай. И потому многократно множит свои усилия и старания, но при этом всё время тревожится и боится.

Всем, кто так же тревожится о судьбе Царствия Божия в себе и в мире, и только им, Иисус сегодня говорит: «Забудьте о тревогах! Не прикладывайте лишних усилий в неуместном усердии! Не мерьте, сколько сантиметров, не взвешивайте, сколько граммов, и не просвечивайте рентгеном, что внутри у росточка, начавшего расти из семени. Расслабьтесь! Дайте себе отдохнуть, это необходимо. Посеянное Мною зерно будет само расти и в вас, и в вашем мире. Этот рост направляется внутренней динамикой самого зерна, а не вашими стараниями. Так что будьте терпеливы и спокойны! Посеянное в вас добро понемногу пробьёт твёрдую скорлупу эгоизма, малодушия, зависти, ложной любви и как там ещё можно назвать ваши грехи, и начнёт свой рост к солнцу. Ибо это Моё зерно и Я Сам его оберегаю».

Сегодняшняя евангельская притча приглашает к спокойствию, упованию и оптимизму. Возможно, она была рассказана в момент какого-то уныния среди апостолов, недостаточного упования на Бога или их страха перед злом в себе или в мире. И Иисус напоминает им, что даже самая малая, даже остаточная частица добра несёт в себе закодированное стремление к развитию, импульс к возрастанию, созреванию, принесению плодов. Она воспользуется любой возможностью, чтобы стать тем, чем замыслил её Бог.

Об этой окончательной победе Царства Божия говорит вторая притча из сегодняшнего евангельского чтения. Из маленького зёрнышка горчицы, посеянного в землю, высвобождается такая энергия, что оно вырастает в большой куст, в ветвях которого птицы могут вить гнёзда.

Когда-нибудь мы наверняка удивимся, когда Бог покажет нам, чтó смогла свершить в нас Его благодать. И удивимся ещё больше, когда увидим, сколько подлинного добра, сколько бескорыстного посвящения и жертвенности, сколько героической любви, сколько достойной вознесения на алтарь святости во все века проявлял этот наш мир, которому мы с предосудительной легкомысленностью упрямо клеим ярлык: «безбожный».

Ну так что? Бездеятельно сложить руки и ждать, пока зерно само в нас созреет? Ни одна из евангельских притч не содержит в себе всего богословия. Ни одна не учитывает все жизненные обстоятельства, ибо жизнь необычайно разнообразна и богата. Поэтому из одного лишь высказывания Христа, тем более что смысл этого высказывания не вполне очевиден, мы не должны выводить всеобщих утверждений. Мерой христианину служит всё Евангелие. А оно полно контрастов, иногда – даже явных противоречий, как я отметил в начале. Значит, нельзя основываться только на одной фразе, одном завете, одной притче. Добросовестно трудясь, надо добраться до полного смысла Слова Божия. И тогда окажется, что каждое указание Евангелия, каждый его призыв или воззвание органично вплетаются в единую Благую Весть, а кажущиеся противоречия снимаются глубоким, многосторонним и убедительным синтезом.

Божие зерно растёт само. Хотя в начале оно столь слабо, что его никто в расчёт не принимает, оно само вырастает чуть ли не до размеров дерева. Так на самом деле происходит в Божией действительности. Так всегда происходит с господством Бога в нас. Так будем же уповать и хранить спокойствие. Только это и хотят сказать нам обе притчи сегодняшнего евангельского чтения, притчи, рассматривающие религиозную жизнь человека как бы со стороны Бога. Но целый ряд других, рассматривая то же самое скорее со стороны человека, подчёркивают условия развития Божией жизни в нас, сигнализируют об опасностях и подводят к установленным Иисусом нормам. В них мы услышим о милосердном Самарянине (см. Лк 10, 30-35) и об обязанности любить ближнего, как самого себя (см. Мф 19, 19), и даже сильнее, то есть так, как Иисус нас полюбил (см. Ин 15, 12). Тогда нас растрогает притча о блудном сыне (см. Лк 15, 11-32) и осознаем необходимость обращения и покаяния (см. Мк 1, 15; Лк 13, 5). Тогда притча о заблудшей овце раскроет нам глубину заботы Иисуса о нас (см. Лк 15, 1-7) и нашу обязанность верно пребывать среди Его паствы (см. Ин 10, 9; 15, 4-10).

В Царствии Божием, или в реальности спасительных деяний Бога посреди нас, есть место отдыху, упованию и беззаботности, но есть там место и труду, верности, посвящению, самоотверженности и даже кресту. Но что поделаешь! Бог относится к нам, как к партнёрам, а не растяпам. А от партнёра ждут не только совместного пользования результатами, но и творческого сотрудничества.

Но даже отдавая себя всего, не надо думать, это именно нашими усилиями, нашим потом и кровью мы построим Царствие Божие в мире и в нас. Лучше смиренно повторять то, что апостол Павел написал общине в Коринфе: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий» (1 Кор 3, 6-7).

Сегодняшнее летнее воскресенье, когда в природе всё цветёт, всё пышнее разрастается и созревает для жатвы, направляет наши мысли к Тому, Кто сам и зерно, и владелей поля, и господин жатвы.

Всё, что у нас есть и чем являемся мы сами, принадлежит Ему. И это хорошо. По крайней мере, мы знаем, что находимся в надёжных и любящих руках.

О. Станислав Подгурский CSsR