Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Мф 5,5

Пасха - Светлое Христово Воскресение

Первое чтение Деян 10, 34а.37-43

В те дни: Пётр отверз уста и сказал: Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мёртвых. И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых. О Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

 

Второе чтение Кол 3, 1-4

Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

 

Евангелие Ин 20, 1-9

В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было ещё темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Пётр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришёл ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошёл во гроб. Вслед за ним приходит Симон Пётр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошёл и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они ещё не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мёртвых.

 

Проповедь

Возвращение Бога-Победителя

Только две ночи в году Церковь проводит с особой торжественностью. Одну из них она называет «Святой». Другую нарекли «Великой». Первая я вила миру любовь Бога, рождающегося на земле как человеческое дитя. Другая озарила людей триумфом и могуществом Воскресшего. В первую Бог зримо встал посреди нас, облечённый в человеческое тело, родившись от Девы Марии. В другую человечество, в которое облеклось Слово, воссияло во Христе славой Божественности. Первая была вратами к жизни в трудах и унижении. Вторая – одолела труды, унижения и даже саму смерть прикосновением ничем непреодолимого Божьего всемогущества. Первая ночь была для второй. И обе – для человека.

После долгого сорокадневного периода подготовки мы уже вчера вечером подошли ко вратам ночи, которую зовут Великой. В неё нас ввёл празднично одетый служитель алтаря, несущий зажжённый пасхал. В сумрачной церкви, где были погашен весь свет, мерцание этого огонька свечи стало как бы радостным предвестием наступающего дня. «Свет Христов» – трижды разнеслось с каждым разом всё более набирающее силу пение. Заполнившие церковь верные зажгли свои свечи от горящего пасхала. И, будто по мановению волшебной палочки, внезапно весь храм наполнился светом. Проснулись молчавшие три дня органы и звонки министрантов. От алтаря полетело в мир первое праздничное «аллилуйя». Мы вступили в Пасху.

Сегодняшняя пасхальная заутреня – это только как бы публичное торжественное провозглашение той вести, что ещё минувшей ночью пробудила сердца верующих. «Христос воскрес! Возрадуемся!»

Шагая крестным ходом, мы спонтанно поддаёмся этому настроению пасхальной радости, даже не вполне осознавая почему сегодня мы должны так радоваться. Но, участвуя в торжественной мессе дня Воскресения, необходимо отдавать себе в этом отчёт. Собственно, литургия сегодняшнего праздника помогает нам в этом. Прямо вначале, во время чтения Евангелия, перед нами предстают трое людей, трое счастливцев, ставших свидетелями воскресение: Магдалина, Пётр и Иоанн. Они первыми узнали, что Бога не убить. Он первыми осознали, что поражение, и даже смерть необязательно означают, что всему конец. Они первыми наглядно убедились, что Тот, Кому они доверились, на Кого поставили, с Кем связали свою жизнь и всё своё будущее, – сильнее Анны и Каиафы, сильнее Синедриона, сильнее Пилата и его солдат, сильнее палачей, бичей, гвоздей и креста, и даже сильнее самой смерти и камня, приваленного к могиле.

Что за счастливое открытие! Их Иисус жив! Он победоносно прошёл сквозь бездну уготованных Ему страданий, испытаний, унижений. Он порвал все узы, которыми Его хотели опутать, даже узы смерти. Сегодня Ему уже не то что ничего не грозит – с этой чудесной ночи Ему даётся вся власть на небесах и на земле (см. Мф 28, 18). Теперь Он Kyrios – Господь, и отныне Он будет диктовать условия.

Необходимо пережить крах добра, чтобы понять радость, наполнившую сердца учеников в день воскресения Иисуса. С Ним, возвращающимся с того света, к ним возвращалось всё: вера в истину, которую Он возвещал, рвение в исполнении тех задач, к которым Он их готовил, смелость перед лицом трудностей, к которой Он их многократно призывал.

Мы принадлежим к числу людей, множество раз видевших поражение. Мы тоже были бы на седьмом небе, если бы удалось воскресить то, что силой или обманом у нас отобрали, над чем посмеялись, что оплевали, с чем нам велели расстаться, что умерло и было похоронено. Так давайте утешимся, потому что это возможно! Не помня себя от радости, первые свидетели Воскресения: Пётр, Иоанн, Магдалина, а затем и десятки других, несут сегодня всем оттеснённым, обманутым, напуганным, проигравшим и неуверенным в завтрашнем дне людям и народам эту счастливую пасхальную весть: Запомните навсегда, что если безоговорочно уповать на Бога, предать себя Его воле и хранить Ему верность даже в самые чёрные дни, то это всегда означает возрождение, вознаграждение за труд, славу и окончательную победу, пусть даже поначалу всё будет выглядеть совсем не так.

Как Поручитель, подтверждающий этот воодушевляющий пасхальный манифест, перед нами сегодня стоит Иисус, с победой вернувшийся с того света.

То, что выпало на Его долю, может также стать и нашим уделом, потому что Иисус воскрес не только для Себя, но и для всех тех, кто идёт через гонения, страдания и смерть с Ним – в Него веруя, на Него уповая и подражая Его взгляду на мир и образу действий.

Полный оптимизма манифест Воскресшего, возвещающий воскресение и нам, дословно и немедленно реализуется прежде всего в человеческом сердце. Реализуется в религиозно-нравственной сфере. Достаточно пригласить туда Воскресшего, как сразу же весь наш внутренний мир начинает сиять, как вчера церковь от пасхальной свечи, пусть даже до сей поры – возможно, что уже много лет – в сердце обитало зло и господствовала глубокая тьма. Тут, внутри нас, в мире нашего духа, и вправду можно чудесным образом ожить, оставить позади могильное тление, горечь поражения, безнадёжность и пустоту, а также тревогу о завтрашнем дне, которые часто наполняют душу, когда в ней умирает Бог. Дадим нашему сердцу, если ещё этого не сделали, эту весну, этот рассвет, это полное надежды пробуждение к новой жизни. Дадим уже сегодня! Может быть, это уже последние пасхальные торжества, когда Воскресший стучит в наше сердце, даруя ему воссоединение. А тот, кто празднует пасху, уже живя во благодати, пусть сегодня вслушается во второе литургическое чтение, в котором Павел напоминает Колоссянам обязательные для новой жизни правила: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол 3, 1-2).

Насколько часто чудо воскресения совершается в области духа – ведь Бог дарует его щедро, даже расточительно – настолько же и снаружи, в мире общественных и экономических перемен, мире соперничающих между собой идеологий и большой политики, могущество Воскресшего, к сожалению, не проявляется столь же быстро, эффективно и блистательно, как там. Ведь тут действует неслыханно сильное сопротивление злой воли человека, сложные сплетения событий и махинации враждебных Евангелию сил. Но и здесь манифест Воскресшего несёт всем страждущим от насилия, унижаемым и гонимым надежду и предвещает победу. Гнев злых долго не продержится. Только три дня. Лишь столько, сколько из своих непостижимых соображений позволил куражиться злу Бог. А затем то, что было победой, поворачивается против притеснителей. Жертвы встают из могил, если не сами, то в лице своих детей-мстителей или во всё подробно фиксирующей человеческой памяти. Перечёркнутые идеи начинают новую жизнь. На остававшиеся в тайне преступления проливается свет. Сколько об этом могла бы поведать нам история! Даже новейшая.

Наш Бог – это Бог жизни, истины, справедливости, мира и счастья. Поэтому Он никогда не оставит Свой мир злу надолго. Как только пробьёт назначенный час, Он возвращает мир тому, для чего мир и предназначен, а это добро. Так, как когда-то Он вернул жизнь неправедно убитому Христу. Так что надо ждать и верить. Может быть, ждать долго. Для апостолов те две палестинские ночи, на самом деле очень короткие, в течение которых Христос был в могиле, наверняка тянулись бесконечно. Однако в конце концов эти ночи прошли, и забрезжил пасхальный рассвет.

Пожелаем же сегодня друг другу упования и терпения в ожидании. Пожелаем себе спокойствия и уверенности в себе, присущих людям, которые знают, кому доверились. Пожелаем себе той берущей своё начало в Евангелии житейской мудрости, которая учит: ожидая, надо расти и длящееся время ожидания превращать в дела, обогащающие нас самих, общество и весь народ.

Пусть от таких мудрых дел, приближающих нас к Богу и ближнему, зазеленеют на Пасху, подобно весеннему лугу, и наши сердца, и земля!

 

О. Станислав Подгурский CSsR

 

Проповедь 2

Четыре евангелиста, столь часто расходящиеся в своих повествованиях, последний раздел о Воскресении начинают одинаково: «В первый день недели». На рассвете того первого дня рождается пасхальная вера, наша вера.

Сначала это были только изумление в потёмках («Было ещё темно» – точно отмечает Иоанн, любивший находить символы), а затем в движение пришла любовь. Иоанн, «ученик, которого любил Иисус», показывает нам другую возлюбленную, Магдалину: вера и любовь тесно сплетены между собой. Приближаясь к концу четырёх Евангелий, мы видим, что, если мы и можем быть в чём-то уверены, то это в том, что вся наша жизнь опирается на этот двучлен вера-любовь.

Магдалина видит отодвинутый камень, бежит, чтоб сообщить это Петру и Иоанну, и произносит такие страшные слова, что мысль о смерти Иисуса становится ещё тяжелее: «Не знаю, где положили Его». В голове у неё уже только мёртвое тело, предмет. Мы всё ещё стоим на краю непреодолимой пропасти.

Но Иоанн и Пётр бегут, обнаруживая первые признаки «чего-то другого»: пустой гроб и пелены и плат, старательно свитые. Полное замешательство! Пётр всё время чувствует свою беспомощность («недоумевает» – скажет более взвешенный Лука).

Иоанн, более, чем Пётр, руководствовавшийся интуицией, делает огромный шаг в вере: «Увидел, и уверовал». Евангелист подчёркивает это неслыханное «уверовал», которое с этой поры будет разделять мир на два: до и после Воскресения: «Ибо они ещё не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мёртвых».

Увидеть, понять, уверовать – это ключевые слова дня рождения нашей веры. Евангелист говорит о себе: «Увидел, и уверовал». О Магдалине он скажет: «возвестила, что видела». Потом и ученики так же «видят», и, наконец, Фома «видит и верит».

Но как раз тогда Воскресший даёт великое благословение: «Блаженны невидевшие и уверовавшие». Это шанс для нас; великая река веры соединяет нас с тем утром Воскресения. Вера – это не раздумья о Боге, это дар Бога, открывающий нас тому, что увидели и поняли первые верующие: пустой гроб, встречи с воскресшим Иисусом и свидетельство Писания.

Дар Бога и усилия человека. С самого начала вере приходилось выбираться из тени, из неуверенности, из нерадивости в деле понимания. «Не знаю», – говорит Магдалина, и это первые слова, прозвучавшие в то утро веры. «Они ещё не знали», – вздыхает Иоанн, а Иисус упрекает учеников, идущих в Эммаус: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!».

Большинство из нас приняли веру с лёгкостью и в этой инертной лёгкости остались. «Да, но я христианин, причём практикующий». Однако атмосфера, которой мы дышим, убийственна для нашей веры и благочестия. В условиях, когда главенствуют корысть и потребительство, и не ослабевает натиск учёных, психологов и телевизионных шоумэнов, вера в Воскресение требует культуры веры. Родители огорчаются, видя, что их дети отходят от веры, и задумываются, как её лучше передавать. Первым ответом на это есть вопрос: какую силу веры, какое её понимание мы хотим передать?

Размышления на эту тему, возможно, пробудят в нас желание лучше знать Библию, а также углублять свою веру в соответствии с учением Церкви. Это всё та же вера Пасхального утра, но непрерывно обогащающаяся тем, как она переживается в разных культурах. Недостаточно распевать «Христос воскрес», нужно видеть, какие последствия это вызывает во всём мире и в нашей собственной жизни.

О. Андре Сэв
(по книге André Sève, Homilie niedzielne
Kraków 1999)

 

Проповедь 3

«Когда я пробуждаюсь, я всё ещё с Тобою». Так говорит Иисус через пророка. Говорит не о пробуждении от сна, но о Своём воскресении и смерти. Он обещал, что после смерти Его Он будет опять с Отцом, а также с каждым из нас, с тем, кто верит в Него.

Ученики знали эти фразы из Ветхого Завета и слышали от Иисуса, как Он несколько раз говорил им, что Он умрёт и воскреснет. Но они не поняли Его. Ученик, которого Иисус любил, первым вспомнил, первым понял и уверовал, когда пришёл ко гробу и увидел, что гроб пустой и увидел пелены и плат, которые накрывали тело Иисуса.

Ученики не сразу, а постепенно стали понимать и верить в то, что Иисусу надлежало воскреснуть из мёртвых. Это случилось только после пришествия Святого Духа, когда они стали твёрдыми в вере и начинали свидетельствовать публично о воскресении Его; только после того, как Сам Иисус явился им несколько раз.

В первом чтении мы слышали проповедь Петра. Он рассказывает нам о жизни Иисуса, как Он ходил, благословляя и исцеляя всех, охваченных Диаволом, потому что Бог был с Ним и как, наконец, Его убили, повесив на кресте. Но Бог воскресил Его в третий день, и Он явился ученикам. И как Он повелел им проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых. О Нём пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

Мы верим, что Иисус воскрес из мёртвых. Сегодняшний праздник укрепляет нашу веру и наполняет нас радостью. Мы благодарны и рады, потому что Иисус умер и воскрес за наше спасение. Мы знаем, что, когда мы верим в Него и идём к Нему, то получаем прошение грехов наших.

Иисус воскрес из мёртвых, и в Крещении мы воскреснем с Ним. Так говорит св. Павел во втором чтении. Нам надо делать всё для воспитания ясного осознания в себе, что Он жив и что Он живёт в нас и мы в Нём. Поэтому нам надо всегда отрекаться от всего, что не достойно нашего объединения с Ним и отвергать всё, что может отделить нас от Него. Также, как сказал св. Павел, нам надо всегда искать «горнего» – это значит постараться всегда узнать Его лучше и делать то, что угодно Ему.

Без сомнения, Иисус любит каждого из нас. Того, кто следует за Ним, Он называет «другом». Он хочет нашей дружбы, так давайте будем делать всё, зависящее от нас, чтобы умножать эту дружбу.

 

О. Энтони Бранаган CSsR