Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Пс 111,1

5-е воскресенье Пасхи

Первое чтение Деян 9, 26-31

Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. Варнава же, взяв его, пришёл к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса. И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса. Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его. Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс. Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.

 
 

Второе чтение 1 Ин 3, 18-24

Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нём, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам.

 
 

Евангелие Ин 15, 1-8

Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесёте много плода и будете Моими учениками.

 

Проповедь

Пребывать во Христе и приносить плод

Образ виноградника, виноградной лозы, сбора винограда, отжима сладкого сока из зрелых гроздьев часто возникает в текстах Книг как Ветхого, так и Нового Завета. Ничего удивительного. Нацеленный не на абстракции, а на конкретику авторы этих Книг охотно прибегают к общеизвестным известным явлениям и процессам, чтобы на их канве связать воедино или разъяснить те или иные религиозные истины. Для народа, тысячелетиями занимающегося возделыванием винограда, образ виноградника и разнообразных работ, которые необходимо в нём выполнять, предоставлял огромные возможности для такого типа сравнений.

В Ветхом Завете виноградник наряду с виноградной лозой были символом избранного народа. Этим сравнением пользовались Исаия (см. напр. 5, 1-7; 27, 2-5), Иеремия (см. напр. 2, 21; 5, 10; 6, 9; 12, 10), Иезекииль (см. напр. 15, 1-8; 19, 10-14) и другие пророки или авторы богодухновенных Книг. Хотя этот виноградник был неурожайным и часто порицался за непринесение плода, каждый израильтянин очень гордился своей принадлежностью к нему. Эта принадлежность давала ему, кроме всего прочего, своего рода чувство безопасности, отсутствие страха перед Богом.

Апостолы наверняка мыслили так же, как и их земляки. Причастные, благодаря своему происхождению, к винограднику дома Израилева, потомки избранника Божия, Авраама (см. Ин 8, 33.39.40.52), они, как, впрочем, и другие, с большой степенью оптимизма оценивали правильность своего отношения к религии, хотя уже Иоанн Креститель в своих проповедях, а позже и Иисус (см. напр. Ин 8, 39) многократно подвергали сомнению такую уверенность в себе.

Уходя из этого мира, Иисус за несколько часов до Страстей предпринимает попытку разъяснить ученикам новую ситуацию, в которой они оказались, связав свою жизнь с Ним. И старается побудить их исполнять вытекающие из этой ситуации обязанности.

Новое заключается прежде всего в том, что принадлежность к избранному народу – этот почётный знак избранности и привилегированности – отныне не имеет никакого значения. С момента, когда нанятые владельцем виноградника работники посягнули на жизнь его сына, виноградник у них отбирают и передают в распоряжение других (ср. Мф 21, 33-44). За его состоянием и урожайностью с этой поры будет особым образом следить сам хозяин. В этом новом винограднике, возделываемом Самим Богом, Иисус – это лоза, а ученики – её побеги (ср. Ин 15, 1-5).

Сравнение, которым воспользовался Иисус, содержит в себе глубокий смысл. В первую очередь оно говорит о том, что связь, возникшая между ним и теми, кто уверовал в Него, это не какая-то свободная и чисто внешняя связь, случайно объединившая чужих друг другу людей, а жизненное органичное единство, даже более тесное, чем кровное родство. Образ этой связи – единство, которое наблюдается в природе между стволом и отрастающими от него ветвями. Ствол и эти побеги – одной природы, в них текут одни и те же жизнетворные соки, они одинаково пользуются солнцем и дождём и служат одной задаче: приносить плоды. Однако ствол, а в нашем случае виноградная лоза, по отношению к росткам, или побегам, играет главенствующую роль. Это из него они вырастают. Его жизненной силой питаются.

Для побегов оставаться на виноградном кусте – это экзистенциальное «быть или не быть». Без него для них жизни нет. Отсечённые от ствола, они сохнут, чахнут и годны разве что в огонь. В природе побеги никогда не предпринимают рискованных попыток отделения от ствола. Но иногда бывают, как бы против своей воли, кем-то отрезаны, сломаны, оторваны. В нашем отношении ко Христу всё как раз наоборот. Не внешние факторы здесь представляют опасность. Павел говорит: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обречённых на заклание. Но всё сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8, 35-39).

В сфере религиозных переживаний от дающего мне жизнь ствола меня отсекает только моё собственное, сознательное и желаемое действие. Я ухожу потому, что хочу этого. Вызванная таким актом смерть – всегда самоубийство. Бог не применяет силу, чтобы сохранить рвущуюся между стволом и побегом связь. Иисус только просит учеников: «Пребудьте во Мне» (Ин 15, 4).

До чего же легкомысленно иногда христиане относятся к своему отходу от Христа, утрате веры или даже выходу из Церкви! А ведь это шаг к собственной смерти. Как для побега отсечение от ствола – вовсе не пустяк, так и нам шаг к разлуке жизни не принесёт. Конечно, можно найти где-нибудь какой-то другой ствол и прирасти к нему. Можно даже начать жить его соками. Но заменитель религии – это не религия. Христос в сегодняшнем евангельском чтении говорит нам: Настоящая виноградная лоза – это Я (ср. Ин 15, 1). Только Я.

Однако что же это значит: пребывать во Христе?

Актом, «вводящим» нас во Христа, является принятое в духе веры крещение. Но, говоря о пребывании, мы обычно имеем в виду не столько сам этот акт, сколько основанное на нём состояние или, лучше сказать, процесс, ведь здесь речь идёт не о статической действительности, закостенелой в раз и навсегда принятой форме, а о чём-то живом, динамичном, развивающемся, а иногда, к сожалению, и деградирующем.

В прочитанном только что Евангелии Иисус, прибегая к языку конкретики, правильный смысл выражения «пребывать в Нём» объясняет так: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут» (Ин 15, 7). Ещё доходчивей это формулируется в следующих, уже не входящих в сегодняшние литургические чтения стихи той же главы: «Если заповеди Мои соблюдёте, пребудете в любви Моей» (Ин 15, 10). Почти идентичная формулировка содержится и в других чтениях этого воскресенья. Там апостол Иоанн пишет: «Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нём, и Он в том» (1 Ин 3, 24).

Из этого следует, что пребывание в Боге или пребывание во Христе – это вопрос не только веры и таинств. Ещё меньше – вопрос чувств, сантиментов, удивления, и даже живой симпатии к личности Иисуса. Это вопрос воли, решимости быть верным и послушным, воли, прилагающей усилия к тому, чтобы правильно понимать указания Христа и подчиняться им во всём. В побеге не могут пульсировать не те соки, которыми живёт весь куст. Чисто внешне уподобиться материнскому кусту ещё не значит прирасти к нему. «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7, 21). Догмат всегда дополняется этикой. Они рука об руку должны формировать христианскую жизнь, если это должна быть жизнь во Христе.

Побег для того отрастает от виноградной лозы и является его органичной частью, чтобы приносить плоды. Сколько в Евангелии говорится об этом принесении плодов (см. напр. Мф 3, 8.10; 7, 17-18; Лк 13, 6; Ин 4, 36; 15, 2-16)! Плод – это ответ человека на поднесённый ему дар соединения со Христом.

Что же это за ответ? В Своих словах в горнице Христос не ставит перед «виноградными гроздьями» никаких невыполнимых задач. Сколь же утешительны слова, прозвучавшие там: «Кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода» (Ин 15, 5). Достаточно с верой и любовью соединиться со Христом, внимательно прислушиваясь к Его словам и исполняя их, и жизнь не будет бесплодной и безрезультатной. Повторится чудо, о котором Иисус говорил когда-то в одной из Своих притч: «…И спит, и встаёт ночью и днём; и как семя всходит и растёт, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк 4, 27-28).

Плодами жизни вовсе не должны быть какие-то знаменательные, бросающиеся в глаза дела. Разумеется, некоторых людей Бог избирает для этого, и для того прививает их к Себе, чтобы они нас удивляли. Но это не правило. И как никто не ставит виноградному кусту в упрёк, что на нём не выросли гроздья с ягодами размером с дыню, так и от нас Бог наверняка никогда не возжелает чего-то чрезвычайного. Жизнь в органическом единстве со Христом, добросовестное исполнение своих христианских обязанностей, доброта и миролюбие по отношению ко всем, забота об общем благе, участие в жизни и деятельности Церкви – вот плоды, которые мы можем и должны приносить.

Но даже эти крохи добра, которые нам в жизни удаются, не являются всецело нашей собственностью. Это результат пребывания во Христе. Иисус подчёркивает это со всей решительностью. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Ин 15, 4). А дальше – ещё жёстче: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин 15, 5). Не прирастая ко Христу, мы не имеем жизни. Остаёмся лишь засохшей веточкой. А сухие ветви не плодоносят. Их собирают и бросают в огонь (ср. Ин 15, 6).

Вера в собственное бессилие в сфере сверхъестественного к современному человеку приходит нелегко. Он, созидая мир, вырывая у природы её тайны, он, чьи умелые руки осваивают всё, от атома до звёзд, вдруг слышит, что если речь заходит о наиценнейших благах, то его зависимость от сотрудничества с Богом неоспорима. Но поверим всё же словам Христа: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин 15, 5). «Ничего» не означает «мало, немного, мелочи». «Ничего» – значит ничего!

Ветви винограда, соединённые с лозой и приносящие плод, становятся предметом особых забот виноградаря. Иисус говорит, что Отец очищает такие ветви, что бы они приносили ещё более обильные плоды (ср. Ин 15, 2). Сколько можно было бы сказать об этом очищении, иной раз таком болезненном и, казалось бы, немилосердном, которое так трудно понять настрадавшейся под ножницами душе! Может быть, когда-нибудь мы вернёмся к этой теме. А сегодня останемся с двумя истинами, так настойчиво вбиваемыми в наши головы сегодняшними евангельскими чтениями: Пребывай во Христе и приноси плоды! В это заключается всё твоё христианство.

И, пожалуй, всё твоё счастье.

В конце концов, если кому и светит солнце, то как раз здоровым, зелёным виноградникам и гроздьям, которые – сочные и душистые – созревают в его лучах!

 

О. Станислав Подгурский CSsR