Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Истинно, истинно говорю вам: верующий в меня имеет жизнь вечную. Ин 6,47

3-е воскресенье Пасхи

Первое чтение Деян 3, 13–15.17–19

Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мёртвых, чему мы свидетели.

Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил. Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши.

 

Второе чтение1 Ин 2, 1-5

Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нём.

 

Евангелие Лк 24, 35–48

И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости ещё не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печёной рыбы и сотового мёда. И, взяв, ел пред ними.

И сказал им: вот то, о чём Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему.

 

Проповедь 1

Осознаём ли мы присутствие Иисуса?

«Сам Иисус стал посреди них». Чтобы оценить значение этих слов, нужно осознавать, что совсем недавно ученики пережили смерть Иисуса и Его положение во гроб. Укладывая в гроб Его мёртвое тело, они хоронили свои надежды. И вдруг Иисус оказывается здесь! Умерший, распятый, погребённый – здесь. Живой! Здесь, среди них. Сегодняшнее Евангелие, которое мы, возможно, слишком спокойно читаем, – это попытка через них рассказать нам о том событии, а это не так-то легко. «Иисус стал посреди них», – говорят ученики. Никто не видел, как Он пришёл, никто не слышал стука в дверь (Иоанн, напишет, что дверь была заперта). Он встал посреди них спокойный, улыбающийся – Он, которого сняли с креста и положили во гроб.

Они помнят, что подумали тогда: «Это невозможно! Это призрак, это что угодно, но не человек, смерть которого мы видели». Какое счастье, что они колеблются, какое счастье, что мы можем видеть их сомнения, ведь всё это было написано для того, чтобы мы могли пережить (настолько, насколько это возможно) то, что почувствовали они сами в тот день: «Был мёртвый, а теперь – живой».

Иисус очень хорошо представляет себе, сколь значительный шаг должны совершить ученики, а за ними – мы. «Да, это действительно Я, можете прикоснуться ко Мне, Я – не бесплотный дух». А поскольку радость их огромна, но поверить всё ещё трудно, Он даёт им дополнительное доказательство: «Ел пред ними».

На их глазах! Ныне – это глаза нашей веры. Поскольку две тысячи лет назад люди видели Иисуса умершим, а затем живым, то мы, веря их глазам, открываемся для христианской веры: Иисус воистину есть Сын Божий, который стал человеком, был распят и погребён, и через три дня воскрес из мёртвых.

Но не так, как Лазарь. Лука подчёркивает «телесность» воскресшего Иисуса, чтобы мы не думали, будто апостолы что-то выдумали. Нет, они действительно убедились в присутствии живого Иисуса. Именно в это мы должны верить, не пытаясь вообразить себе его «воскресшее тело».

Иисус принадлежит теперь «иному миру», который нашему взору, как и взору апостолов, недоступен. Лука пытается с помощью слов выразить невыразимое: возвращение Иисуса к жизни. Независимо от того, какой была форма этой жизни, она, чтобы быть человеческой, должна совершаться в теле и с помощью тела.

Далее – всё тайна, и авторы Нового Завета, кроме термина «воскресение», употребляют слово «превознесение». Это значит, что воскресение Иисуса совершенно уникально. Он вернулся к человеческой жизни, но не обычной человеческой, а которая может стать достоянием каждого и спасти каждого человека.

То, что Лазарь получил ещё несколько лет жизни, совершенно не переменило ни мир, ни нашу жизнь. Воскресение-превознесение Иисуса делает Его не просто Живущим, над которым не властна смерть, но и источником жизни.

Какой жизни? «Жизни вечной»,– скажет Иоанн, – жизни самого Бога Предвечного, которую теперь воскресший Иисус может даровать любому человеку: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей!» (Ин 7, 37).

Верить в Него, пить жизнь, от Него исходящую, знать, что мы, как и Он, одерживаем победу над смертью – всё это зависит от того, насколько мы проникнемся текстом, читаемым сегодня: «Сам Иисус стал посреди них». Верим ли мы, что Иисус посреди нас в сегодняшнем мире? Что Он здесь в своих деяниях, в пресвятых дарах, в наших братьях? Что Он во мне, если только я этого захочу, так что я могу говорить: «Моя жизнь – это Христос»?

Это вовсе не какие-то благочестивые мечтания или надуманные истины, это действительность, которую необходимо прочувствовать всю сразу, действительность жизни с Живущим.

О. Андре Сэв
(по книге André Sève, Homilie niedzielne
Kraków 1999)

Проповедь 2

Убедить, чтоб уверовали

 

Это воскресенье предлагает нам вместе с апостолами пережить пасхальную встречу с воскресшим Христом. Эта встреча не была ни предсказана, ни запланирована, а горстку собравшихся в горнице учеников даже повергла в шок. Их первой реакцией при виде появившегося в горнице Господа был ужас: «Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лк 24, 37).

Ошибается тот, кто думает, что апостолы с нетерпением и надеждой ожидали рассвета пасхального воскресенья. Разумеется, именно так они и должны его ждать. Ведь за последние пару лет они столько раз слышали из уст Иисуса предсказания о Его возвращении с того света (см. напр. Мф 16, 21; 17, 9.22-23; 20, 18-19; 26, 32; Ин 15, 16.22). Но смерть есть смерть, и своим пугающим реализмом она быстро сталкивает в забытье все обетования и пророчества. Ведь какая надежда может противостоять трагическому опыту всех живущих? Кто умер – тот ушёл, причём навсегда. Ждать его возвращения было бы признаком либо экзальтированной, либо просто-напросто больной психики, не считающейся с реалиями очевидных фактов. Поэтому они не ждали. Не лелеяли надежду. В разбитых сердцах остался только болезненный осадок печали и разочарования: «А мы надеялись было»… (Лк 24, 21).

Правда, на протяжении последних часов горницу, подобно встревоженным птицам, стали наполнять удивительнейшие вести. Похоже, что Иисус жив! Его видели Магдалина и несколько других женщин (см. Мк 16, 9; Ин 20, 11n; Мф 28, 9). Его видел Симон Пётр (см. Лк 24, 34). Его видели два ученика по дороге в Эммаус (см. Лк 24, 13n). Двое последних как раз только что оттуда вернулись и сейчас сидят за столом, рассказывая, что случилось с ними по дороге и как они узнали Господа по преломлению хлеба (см. Лк24, 35-36). Но сомнения ещё не покидают усталые сердца. Как нелегко иной раз поверить счастью! И тогда Он пришёл к ним. Не стучал, не открывал запертых дверей. Просто встал посреди них и сказал: Шалом. «Мир вам. … Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» (Лк 24, 36-39). Не надо думать, что они бросились к Нему, не помня себя от счастья, чтобы обнять и поприветствовать Его. Нелегко убедить верить тех, кто верить перестал. И Иисус предпринимает некоторые меры, чтобы оживить то, что умерло. Апеллирует к их чувству реальности: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам… Осяжите Меня … Есть ли у вас здесь какая пища?» (Лк 24, 36-39). Затем прибегает к библейским аргументам. Проясняет их умы, чтобы они поняли трудные тексты о Мессии, древние пророчества о котором говорили, что Ему придётся принять муки и смерть, но на третий день Он воскреснет (см. Лк 24, 44-46).

Не стоит удивляться, что Воскресший прилагает столько усилий, чтобы пробудить в сердцах учеников веру в Своё действительное пребывание посреди них, в реальность Своего преславного тела, в Своё возвращение с той стороны врат смерти. Ведь от того, уверуют ли они, зависит всё: в первую очередь их собственная судьба как учеников, а затем судьба дела, уже начатого на земле Христом.

Судьба учеников. – Оживить в этих людях веру – это связать их собственную жизнь, теперь уже навсегда и необратимо, с великим путём Евангелия и с личностью Его проповедника, Иисуса Христа. Этот путь некогда привлёк их. Они уже изведали его упоительный вкус. Уже сказали Иисусу: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф 16, 16). Но потом настала Страстная Пятница и всю эту счастливую, но ещё слабую веру накрыла тень креста.

Сегодня вернувшийся с того света Иисус говорит им, что Его смерть вовсе не была концом, не была никаким поражением, никаким прогибом под тяжестью неумолимого рока. Она была необходимым запланированным Богом этапом, который Мессия должен был пройти и прошёл, причём прошёл его за них и ради них, чтобы именно их не поглотила вечная смерть. Поэтому и в их жизни смерть Иисуса не может восприниматься, как крах и отрицание жившей дотоле надежды. Когда они найдут в себе силы поверить, что перед ними снова стоит тот самый Иисус, Которого они знали и с Которым вместе прошли столько дорог, тогда и всё «вчерашнее», что, как казалось, отзвучало и ушло, уничтоженное Его смертью, вновь вернётся к ним в образе правдоподобного, привлекательного, сулящего счастье «сегодня». Только после этого они будут способны безоговорочно принять всё, чему учил их Учитель, все Его указания, все требования и предостережения, все обетования и заповеди, весь вдохновляющий пример его Бого-человеческой жизни, всю Его доброжелательность и предлагаемую Им дружбу. Ведь всё это Воскресение отмечает печатью подлинности и достоверности. Ничего из сказанного Иисусом, не нужно корректировать, ничего не нужно отменять, ничему не нужно учить по-другому. Иисус Галилеи и Иерусалима, Иисус Нагорной проповеди, Иисус протянутых к людям рук и возведённых к небу в молитве к Отцу глаз, Иисус, благословляющий детей и хватающийся за плеть, защищая Дом Божий, Иисус Гефсиманского сада и креста и живой Иисус во славе Светлого Воскресенья, на Которого они сейчас смотрят – это один Иисус!

Воскрешая его из мёртвых, Бог как бы расписался на всей жизни Христа и на всех её подробностях (ср. Деян 17, 31). Ведь уверовать в Воскресшего – это уверовать во всё, что Он нам в Себе принёс и открыл, но уверовать настолько сильнее и с большей убеждённостью, насколько возвращение умершего к жизни красноречивее, чем слово.

Итак, пасхальное воскресенье возвращает ученикам Христа пошатнувшуюся веру в слова и дела их Учителя, и тем самым пробуждает в их сердцах давнюю привязанность к Нему, уважение и любовь. С этого дня они вновь будут Его учениками и в этом «быть учеником Христа» найдут весь смысл своей жизни.

Но это воскресенье даёт ученикам нечто большее, чего до сей поры не было в числе познанных ими истин или чего они ещё не умели в них открыть. Это осознание, что с воскресшим человеком – Христом и мы, люди, победно проходим через свою смерть. И для нас она теперь будет не концом и поражением, а этапом, порогом и вратами, за которыми перед каждым открывается новая жизнь. «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами», – наставляет Павел христианскую общину Коринфа (2 Кор 4, 14). Поэтому, как напишет тот же апостол Филиппийцам, «наше … жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничижённое тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё» (Флп 3, 20-21).

Благо учеников – «быть или не быть» их веры, спасение и обогащение их личного отношения ко Христу, новое их рождение к живой надежде (1 Петр 1, 3), – всё это стоило тех усилий, которые приложил Воскресший, явившись им в день Пасхи.

Этого требовало и само дело. Ведь с сегодняшнего дня это дело переходит в руки учеников. После воскресения Иисус отберёт у мира Своё зримое присутствие. Он ещё явится ученикам раз и другой, но потом закончится и это. Они останутся одни, осознавая лежащую на них ответственность. Ведь Иисус, уходя, сказал: «Будете Мне свидетелями» (ср. Лк 24, 48; Деян 1, 8; 10, 42). Свидетелями всего, чтто видели и слышали, и прежде всего – свидетелями Его воскресения. До чего же сильная вера понадобится этим простым людям, чтобы идти с полученной от Христа миссией на край света (ср. Деян 1, 8)! Однако они возьмут на себя эту миссию. Поскольку Иисус убедил их в том, что было труднее всего принять, а именно: что Он жив, хотя и умер (ср. Откр 1, 7), то теперь уже ничто не покажется им слишком тягостным и опасным.

В первом литургическом чтении этого воскресенья мы слышим Петра, проповедующего воскрешённого Богом Христа. Мы не верим собственным ушам. Это тот же Пётр или какой-то другой? Ещё вчера – трус и отступник, сегодня – свидетель и глашатай. Его преобразило Воскресение. Свидетельством об этой тайне он заполнит весь остаток своей жизни (см. Деян 2, 32; 3, 15; 1 Петр 1, 3-4). Теперь они все будут такими! С вестью о Воскресшем они пойдут по всему миру. И понесут этому миру дары воскресшего: отпущение грехов, понимание Священного Писания, присутствие Духа Утешителя, мир и братство, единение в молитве и «преломлении хлеба». Они создадут общность, которая самим своим существованием и совершающимися в ней таинствами веры будет не только живым свидетельством о Воскресшем, но и Его пребыванием среди нас.

Мы с вами принадлежим к этому сообществу. Мы принадлежим к числу людей, которые поверили свидетельству тех первых, кто ел и пил с Иисусом после Его воскресения (см. Деян 10, 41).

Какие плоды в нас принесла эта вера? Ежегодно мы празднуем Пасху. Так пусть же наши пасхальные встречи с Господом постоянно заново утверждают и обогащают нашу веру, как когда-то обосновали и обогатили веру тех, кто был в горнице. Но пусть они соделают свидетелями также и нас. Достойными веры свидетелями Воскресения. Глашатаями Дела Христова!

 

О. Станислав Подгурский CSsR