Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Покайтесь, ибо приближилось Царство Небесное. Мф 4,17

2-е воскресенье Пасхи

Деян 4, 32–35

У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду.

 
 

Второе чтение 1 Ин 5, 1-6

Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён, и всякий, любящий Родившего, любит и Рождённого от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки. Ибо всякий, рождённый от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нём, потому что Дух есть истина.

 

Евангелие Ин 20, 19–31

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и рёбра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

 

Проповедь 1

Сегодняшнее Евангелие представляет нам апостола Фому – человека, который слышал, видел чудеса и жил с Иисусом три года! Но, когда пришло время испытаний, время очень трудное – он уходит. Даже когда на горизонте является прекрасный, полный надежды луч, – он не верит, говоря: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю!»

Но Бог, который очень любит, каждому даёт шанс, и Фоме тоже – приходит к нему, встречаясь с ним – даёт возможность исправить своё ошибочное мнение и вступить на новую дорогу!

Иисус приходит к нему, полный нежности, с любовью, жалостью и добротой, но решительно – итог этой встречи «Господь мой и Бог мой», неверие превращается в крепкую веру, которая ведёт к перемене жизни и к делу!

Сегодня мы переживаем в Церкви необыкновенный день. Каждый год второе Воскресенье Пасхи – это воскресенье Божьего милосердия. Необыкновенное время, необыкновенный шанс. Господь Иисус в своём откровении, переданном нам через святую Фаустину Ковальскую, сказал: «Дочь моя, говори всему миру о моём непостижимом милосердии. Я желаю, чтобы праздник милосердия был спасением и убежищем для всех душ. А особенно для несчастных грешников. В этот день открыты глубины моего Милосердия, Я изливаю целое море милостей на душу, которая приближается к источнику моего Милосердия; та душа, которая приступит к святому Причастию и совершить дело милосердия, получит полное отпущение грехов и избавление от наказаний; в этот день открыты все каналы, по которым изливается милость. Пусть ни одна душа не боится приблизиться ко мне – даже если её грехи будут, как пурпур». В таинстве исповеди Я прощаю Тебе – иди дальше!

Могущество Бога исчерпывающе проявляется в милосердии. Но, чтобы воспользоваться этим, нужно моё и твоё активное участие. Через святую Фаустину Иисус говорит:

«Я требую от тебя дел милосердия, которые должны проистекать из любви ко Мне. Ты должна всегда и везде проявлять милосердие к ближним, ты не можешь от этого устраниться, отказаться или отречься.

Я даю тебе три способа осуществления милосердия по отношению к ближним: первый – поступок, второй – слово, третий – молитва; в этих трёх уровнях заключается полнота милосердия, которая является неоспоримым доказательством любви ко Мне. Таким образом душа прославит Моё милосердие и воздаст ему честь. Да, первое воскресенье после Пасхи – это праздник Милосердия, но должно быть и действие. Потому что даже самая сильная вера ничем не поможет без поступков».

Господи Иисусе, уповая на Твою постоянную помощь, просим: помогай нам во всём, ведь ты видишь, какие мы малые! Боже, я, мы рассчитываем только на твою доброту. Аминь.

О. Ян Глувчик CSsR

 

Проповедь 2

Невидевшие и уверовавшие

В сегодняшнем евангельском чтении, на вид – чисто описательном, напоминающем красочный репортаж о давнем происшествии, однако на самом деле несущем необычайно богатое теологическое содержание, звучит одна фраза, будто адресованная каждому из нас. Радующие слова, которых столь многие из нас так долго ждали: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20, 29).

Повод сказать эти слова Иисусу дало маловерие одного из учеников, которого звали Фома. Фомы не было в горнице, когда Воскресший пришёл к собравшимся там апостолам. Когда они рассказали Фоме, что случилось, он запротестовал: не верю и не поверю, пока собственными глазами не увижу! Пока не ткну пальцем! Пока не докажу экспериментальным путём!

Сейчас трудно сказать, чем был вызван у Фомы этот манифест неверия в Воскресение. Слишком уж пламенным был этот протест, чтобы думать, что здесь проявился только трезвый, требующий доказательств рассудок ученика. Может быть, Фома почувствовал себя уязвлённым тем, что Господь явился другим, а не ему? Может, в нём заговорила зависть, что они, в братском единении, уже обладают чем-то бóльшим, чем он, обогатились обретёнными уверенностью, спокойствием, счастьем? Не будем играть в детективов. Оставим Фоме его печальную тайну.

Так или иначе, за одно его высказывание, подвергающее сомнению факт Воскресения, этому ученику приклеили ярлык маловера. Само его имя стало синонимом скептицизма и сомнений. «Фома неверующий».

А ведь это несправедливо! Он вовсе не был первым, для кого стало проблемой уверовать, что Иисус воскрес из мёртвых.

Не сразу поверили женщины, пошедшие ко гробу (см. Мк 16, 8), не сразу поверил и Пётр (см. Лк 24, 12), не сразу – Клеопа с товарищем по пути в Эммаус (см. Лк 24, 16n), не сразу поверили и другие ученики (см. Лк 24, 11.38.41; а также Мк 16, 11-14; Мф 28, 17), хотя все они либо лично встретились с возлюбленным Господом, либо, как минимум, видели пустую гробницу. И благодарение Богу, что перед таким неслыханным чудом, как возвращение Иисуса с той стороны врат смерти, люди сохранили осторожность и здравое недоверие. Их трезвое мышление и поиск доказательств являются самым лучшим фундаментом для нашей веры в воскресение.

Однако Господь упрекает учеников за их неверие (см. Мф 16, 14; Лк 24, 25.38), ведь кому-кому, а уж им-то Он столько раз предрекал Своё возвращение (см. напр. Мф 12, 40; 16, 21; 17, 9.23; 20, 19; Мк 8, 31-32; 9, 31; 10, 34). С деликатным упрёком по поводу маловерия Он обращается также и к Фоме. И предлагает ему осязаемо проверить то, в чём он так хотел убедиться. Если для того, чтобы Фома стал верующим, ему нужно увидеть и прикоснуться, то Иисус даже готов предоставить в распоряжение ученика всё Своё преславное Тело (см. Ин 20, 27). И вот тогда-то с уст Иисуса слетают те самые слова, в которых, глядя поверхностно, можно увидеть адресованный сомневающемуся апостолу упрёк, но которые на самом деле являются пасхальное благословение Воскресшего для всех, кто уверовал в тайну Его победы над смертью, не имея возможности наглядно убедиться в том, что так и было: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20, 29).

Мы принадлежим к миллионам тех, к кому вера пришла не через осмотр и ощупывание, кто поверил «на слово» проповедникам Благой Вести. Мы поверили людям, уверявшим нас, что «с Ним ели и пили, по воскресении Его из мёртвых» (Деян 10, 41) и через Него стали свидетелями жизни, смерти и воскресения Христа (см. Деян 1,  8; 2, 32; 3, 15; 13, 31; Лк 24, 48 и т. д.).

Нужно честно признать, что всё это свидетели высокого ранга. За время с момента первого свидания с Христом и до момента, когда они встали перед народом, чтобы о Нём свидетельствовать, в их жизни произошли огромные внутренние перемены. Мы почти не узнаём в них тех по земному мыслящих, мелочных, амбициозных, то полных энтузиазма, то вновь сомневающихся, сейчас готовых на всё, а в другой раз трусливых и непостоянных людей.

Ежедневные в течение нескольких лет контакты со Христом, трагедия Страстной Пятницы и постепенно, с трудом, но всё ярче, вплоть до «ясно, как день», восходящее в сердце солнце Воскресения сделали своё. Теперь они выказывают веру светлую, чистую, так горячо принятую и так глубоко переживаемую, что все другие, в свою очередь, без сожалений отдадут за неё свою жизнь.

Столь же убедительным, как свидетельство избранных Самим Господом отдельных людей, является для нас свидетельство первой христианской общины. Это удивительная община. В сегодняшнем литургическом чтении говорится, что она жила одним сердцем и одной душой, а добровольное объединение имущества уравнивало бедных и богатых, превращая этих вчера ещё чужих друг другу людей в единую любящую семью верующих (см. Деян 4, 32-35). Мы почти не удивляемся, что свидетельство таких людей воодушевляло. Однако с того времени прошло много, очень много лет. Сегодня нам надо полагаться на других свидетелей. Количество их возросло непомерно. Возросло ли также и качество? С этим в истории бывало всякое. И сейчас тоже всякое бывает. Мы живём в мире, в котором верить нелегко.

Современные наука и техника приучили нас считать истиной не слова и утверждения, но только то, что можно увидеть, взвесить, измерить, провести химический анализ, высчитать параметры, предвидеть поведение, запрограммировать развитие. Современному человеку Бог нужен всё меньше и меньше. Всё, что, по мнению людей, раньше делал Он, сегодня мы делаем сами, собственными силами. В атмосфере веры в себя, гордого превознесения науки, высокомерного презрения ко всему, что не было экспериментально подтверждено, найдём ли мы свидетелей Христова Воскресения? Разве что в Церкви. Ту их много. Сегодня в мире насчитывается более 700 миллионов католиков. К сожалению, качество даваемого ими свидетельства всё чаще смущает и внушает тревогу. Да и как счесть достойными принятия на веру слова тех, кто каждый день живёт чем угодно, только не Евангелием? Как же далеки от учения Иисуса наш взгляд на мир, наше отношение к преходящему, наша позиция по отношению к другому человеку, наше уважение к супружеству и родительству, наша верность Божьим заповедям и собственной совести! Кого убедит свидетель, который чуть ли не каждым своим шагом опровергает исповедуемую им веру?

Особенно опасны для веры нашего века также неуверенность и колебания тех, кто по призванию и положению считаются свидетелями Христа. Достаточно прислушаться ко внутрицерковной дискуссии о многих нерушимых, как до сих пор казалось, истин веры, достаточно почитать, что пишут некоторые по-прежнему считающиеся ортодоксальными теологи, всё подвергающие сомнению, освобождающие людей от любых моральных обязательств переводящих язык Евангелия на язык политики, и возникнет тревожный вопрос: Боже, как можно строить мою веру на таком фундаменте?

Если несмотря на все неблагоприятные для веры обстоятельства Церковь по-прежнему жива, а люди в ней веруют, то только потому, что зерно веры прорастает в сердце человека, и заботится о её возрастании не свидетель, а Сам Христос. А Он сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28, 20). И Он действительно с нами. И действует. Для Него ни закрытая дверь, ни закрытое сердце – не препятствие. Он приходит к кому пожелает, не взирая на преграждающие Его путь барьеры. Он является ожидающим Его и молящимся о Его пришествии, но также и заблудшим, разочарованным, озлобленным, взбунтовавшимся, и даже враждебно настроенным, как когда-то Савлу.

Но свидетели Ему нужны, поэтому Он их выбирает и всё время посылает новых. Но не будем требовать от них многого. Они такие, какие есть: как те первые в день Воскресения. За их неумелостью, смущающей наивностью, за пятнающими их недостатками и даже грехами человек доброй воли всегда сумеет разглядеть Того, Кого не скроют никакие заслоны. Того, перед Которым опускаются на колени и вслед за Фомой говорят: «Господь мой и Бог мой» (Ин 20, 28).

Во времена, когда свидетельство отдельных личностей чаще, чем прежде, может вызывать обоснованные сомнения, в поисках истины прибегнем к общине Церкви. И хотя это уже, к сожалению, не община с одним сердцем и одной душой, как та древняя, в ней всё же по-прежнему живёт Христос. Только этой общине Иисус обещал Своё поддерживающее присутствие до скончания времён (см. Мф 28, 20; Ин 14, 18). Пастырям только этой паствы Он сказал когда-то: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк 10, 16). Только тут, где двое или трое собрались во имя Его, и Он посреди них (см. Мф 18, 20). Поэтому давайте искать Воскресшего в Церкви. В общей молитве, во внимательном слушании слов Евангелия, в таинстве покаяния, установленном как раз а пасхальное время для всех, кто хочет с чистым сердцем выйти на встречу с Господом в Евхаристии, где Он даёт Себя узнать «в преломлении хлеба» (Лк 24, 35).

Пользуясь услугами Церкви, давайте и мы со своей стороны созидать её своим вкладом. Давайте способствовать тому, чтобы она была такой общиной, которая свидетельством своей жизни и взаимной любви будет проповедовать миру Воскресшего.

«Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20, 29). Почему мы всё время завидуем тем, кто мог увидеть и прикоснуться? Почему всё время гонимся за знаками и явлениями? «Блаженны» сказано не тем, кто «застрахован» осязаемым доказательством, а тем, кто идёт к вере идут через риск доверия свидетелю. Не будем бояться этого риска. Когда потребуются веские доводы, Господь предоставит их нам, как когда-то предоставил Своему апостолу. А поскольку мы не только пользуемся свидетельством других, но и сами, в свою очередь, должны быть для мира свидетелями Воскресшего, то приложим старания к тому, чтобы это свидетельство было убедительным.

В воскресенье, называемое «белым», давайте убедимся в белизне наших крещальных одежд. Ведь они говорят о Христе громче всех слов. Гордые и счастливые тем, что нас назвали «блаженными», постараемся сохранить эту пасхальную белизну, которая не только украшает нас, но в то же время, кто знает, может уже завтра стать для кого-то чарующим приглашением в великое приключение веры.

 

О. Станислав Подгурский CSsR