Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Пс 102,2

2-е Воскресенье Адвента

Первое чтение Ис 40, 1-5. 9–11

Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш;
говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему,
что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои.
Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу,
прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся,
кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие;
ибо уста Господни изрекли это. Взойди на высокую гору, благовествующий Сион!
возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим!
возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!
Вот, Господь Бог грядёт с силою, и мышца Его со властью.
Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его.
Как пастырь Он будет пасти стадо Своё;
агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных.

 
 

Второе чтение 1 Петр 3, 8-14

Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.

Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.

Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неосквернёнными и непорочными в мире.

 
 

Евангелие Мк 1, 1–8

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков:

«вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим,
который приготовит путь Твой пред Тобою».
«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу,
прямыми сделайте стези Ему».

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

 

Проповедь 1

Идёт Сильнейший

Иоанн Креститель, великий пророк, являя собой мост между Ветхим и Новым Заветом, объявляет о скором пришествии «сильнейшего, чем он». Наперекор определённым кругам, желающим видеть в Иисусе лишь Его человеческую слабость и унижение, я думаю, что мы должны вслушаться также и в это провозглашение Его могущества.

Евангелие призывает нас вместе с Иисусом пережить приключение – любовь. А в этой любви всё иное: Отец, братья, жизнь «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10, 10). Помня об этом, мы осознаём, что наше поведение, поведение верующих, зависит от нашего представления об Иисусе.

Всё, что мы узнаём о Нём, должно помогать нам углублять первые слова, сказанные об Иисусе Иоанном Крестителем: «Идёт сильнейший».

Наше приключение с Иисусом начинается в момент, когда тот Иисус, которого мы слушаем в Евангелии – человечный, дружелюбный и говорящий прекрасные слова – станет для нас центром истории, центром мира нынешнего и грядущего. Спасителем всех людей, вершиной любви. Он может быть другом, нашим другом. С этой поры мы уже не сможем встречаться с Ним, не чувствуя так же, как Он, не будучи, как и Он, сыном Отца, братом всем, охватывая всё и побеждая во всём: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? …Всё сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим 8, 32. 37).

Пока мы не ощутим «Сильнейшего» в собственной жизни, мы будем просматривать Евангелие, выискивая там советы, в то время как его страницы хотят подарить нам «Присутствие», хотят дать нам возможность встретиться с Иисусом, дабы и нас осенило Его могущество.

В одной из первых проповедей об Иисусе, а именно в речи Петра в доме сотника Корнилия, слышен отзвук этого могущества: «Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, …как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» (Деян 10, 37–38). А когда представшему перед Синедрионом связанному Иисусу будет задан вопрос, в котором заключается всё Евангелие от Марка: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?», Иисус ответит: «Узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (14, 61–62).

«Узрите»… Если всё зависит от Иисуса, то, значит, прежде всего зависит от нашего взгляда на Него. Наше второе путешествие по Евангелию, которое мы совершим со св. Марком, будет в большей степени, чем другие, напряжённой попыткой увидеть. Эти усилия должны будут привести нас к вере в Иисуса, благодаря которой мы осознаем, в какой мере Тот, кого Иоанн Креститель называл «сильнейшим», представляет собой «Божию силу» (1 Кор 1, 24). Когда приходят трудные времена, осознание этого поможет нам броситься в объятия Иисуса с безграничным, безусловным упованием.

 

о. Андре Сэв

 

Проповедь 2

Посредники

Неужели, идя к Богу, и вправду надо постоянно спотыкаться об вещи и людей? Похоже, что да.

В прочитанном только что Евангелии от Марка, о котором сам автор говорит, что это Евангелие «Иисуса Христа, Сына Божия» (Мк 1, 1), первый, кто встаёт перед нами, это не Бог и не Христос, а человек: Иоанн Креститель. Есть тут и материальный мир: безмолвные просторы пустыни, широко разлившийся Иордан и громкий возглас пророка, призывающий к обращению и покаянию. И тут же возникает первый вопрос: зачем? Зачем эти декорации, если настоящее уже почти у дверей? Зачем в начале того, чего ждали на протяжении тысяч лет, показывать Иоанна Крестителя, если, опять же, почти рядом, в Назарете, уже чуть ли не три десятка лет живёт Иисус Христос?

И как бы оправдываясь в том, что скомпоновал своё сочинение не так, как другие евангелисты, Марк приводит хорошо известное его современникам пророчество Исаии. В своём вещем видении этот наиболее почитаемый Израилем пророк объявляет, что, согласно Божьим планам, появлению среди людей Мессии будет предшествовать появление человека – Его вестника. Он приготовит Грядущему путь, бросая своим по уши закопавшимся в суетных делах землякам требовательный призыв обратиться и спрямить недостойные Бога извилистые людские тропы (ср. Мк 1, 2-3). Миссию этого вестника недооценивать нельзя.

Приведённое евангелистом Марком пророчество Исаии проливает поток света на свойственную Богу стратегию, в соответствии с которой Творец открывается творению при его соучастии, а путь человека к мессии всегда проходит возле какого-нибудь Иордана, а на берегу стоит посредник, вестник или посланник, указывающий направление и подготавливающий запятнанных ко встрече с Пресвятым. Посвятим же этой удивительной стратегии Бога минуту нашего внимания.

Стремление к самостоятельности и самоуправлению заложено в природе человека. Уже крошечный карапуз, делающий первые шаги, нетерпеливо отталкивает руку матери, желающей помочь и поддержать, и кричит: «Я сам, я сам!». Нередко и взрослый человек делает это детское «я сам» девизом всей своей жизни.

Но идея самостоятельности и абсолютно независимого самоуправления, хоть и мобилизует и наполняет гордостью, – это утопия, и воплотить её в жизнь не получится. Всем, что мы из себя представляем, что у нас есть и чем мы громко похваляемся, мы всегда в большей или меньшей степени обязаны другим людям, которых судьба или Провидение поставили на нашем пути. Родители дали нам жизнь, группу крови и набор генов, определяющий затем развитие наших физических параметров, разнообразных психических качеств, а также окраску темперамента и характер. По мере роста и созревания мы всё больше берём, всё больше зависим от других людей. Хотим мы того или не хотим, знаем о том или нет, но мы всегда живём чужими наработками, чужим знанием, чужим опытом, плодами чужого труда, примером чужой жизни. Так же, как омела, приросшая к ветке зеленеющего дерева и живущая его соками, ни один из нас не может покинуть гостеприимные ветви гигантского ствола человечества, поскольку тут же усохнет и прекратит своё существование. В естественном порядке вещей эта истина кажется чем-то вполне понятным и бесспорным. Но когда речь заходит о сверхъестественном, перед многими возникает искушение того детского «я сам». Я сам улажу свои дела с Богом. Зачем мне посредники? Зачем мне священники, епископы, для чего Святейший Отец и вся эта так называемая Церковь, зачем богословские положения, навязывающие мне, во что верить, к чему таинства и религиозные практики? Вместо того, чтобы спотыкаться о посредников, я хочу сам, путём чисто индивидуальных актов идти непосредственно к «Шефу» и установить с Ним надёжный контакт.

Сколько людей, даже верующих, считает, что в делах, касающихся религии, человек может обойтись без чужой помощи! Сколько христиан, особенно на Западе, в безграничной наивности подписывается под звучащими то тут, то там лозунгами: «Богу – да! Христу – да! А Церкви – нет!»…

Можно ли согласиться с подобными настроениями?

Бог, несомненно, может вступить в контакт с человеком без посредников. Не каждый из тех, кто когда-то ждал Мессию, отправлялся к Иордану, чтобы принять от Иоанна крещение покаяния. В выборе своих путей к человеку Бог не связан ничем. Однако Библия и накопленная за тысячелетия мудрость Церкви учат, что непосредственное откровение Бога человеку было, есть и остаётся чем-то чрезвычайным, не вписывающимся в какие-либо правила. Обычно Творец является нам в творении, Нескончаемый в имеющих свой конец вещах и событиях, Бог приходит к человеку через служение «своих» людей и в самих этих людях. Он также хочет, чтобы обратный путь, от человеку к Богу, прокладывался с учётом этого и с уважением к этим принципам.

Фундаментальным доводом в пользу важности и неоспоримости соучастия сотворённого мира и человека в спасительном деянии Бога является тайна воплощения. Сын Божий принимает от Девы Марии человеческое тело и тем самым входит в человеческую семью, а значит – в определённую культуру, этническую группу, народ, язык. Становится одним из нас. Именно в этом Его вочеловечении человечеству будет явлен невидимый и непостижимый Бог. Именно Его телом будет проложен тот путь, по которому Бог сойдёт к человеку, а человек обретёт способность вознестись к Богу. С тех пор, как Иисус поселился среди нас, миновать этот путь нельзя, да и не получится. Все наши религиозные акты, относящиеся как к публичному культу, так и к самым интимным взлётам сердца к Богу, будут чего-то стоить лишь настолько, насколько «через Христа, со Христом и во Христе» они будут совершаться.

Но путём христианина в тайну Бога (ср. Ин 14, 6) есть и останется навсегда не только исторический Христос. Таким путём является для каждого и основанная Христом Церковь, в которой Он сам продолжает жить и действовать (ср. Мф 28, 20), с которой Он в определённом смысле отождествляется (ср. Деян 9, 5) и авторитет которой поддерживает Своим авторитетом (ср. напр. Мф 28, 20; Лк 10, 16; Ин 20, 21-23).

Слушать Христа – это слушать Церковь. Прибегнуть к посредничеству Христа – это также согласиться с тем, что наши поиски Бога будут проходить обязательно в рамках Церкви, через её литургию, её таинства, её предсказания и богословие, её религиозные практики, её благочестие. Тебе навстречу в этой Церкви выйдут и люди, и вещи, причём выйдут, чтобы посредничать, то есть облегчить тебе, а иной раз и просто сделать возможным установление контакта с Богом и Христом. Не зажимайся в ответ на это их служение, ибо это служение любви. Благодари Бога за то, что на свете ещё есть люди, которые всю свою жизнь предоставляют в твоё распоряжение, которые готовы наставлять и подбадривать тебя, предостерегать, когда ты заблуждаешься, кричать в твои упрямые уши слова приглашения с небес, терпеливо ждать в исповедальне твоего возвращения с бездорожья греха, утолять твой голод Телом и Кровью Господа, молиться за тебя и примером собственной жизни пробуждать в тебе стыд за твою леность. Будь благодарен, что живёшь в общине верующих, в единственном зелёном оазисе посреди трагической пустыни мира, ибо кто знает, что случилось бы с твоей собственной верой, если бы этого оазиса когда-нибудь не стало?

Благодарный Богу за Его людей, посланных к тебе, благодари и за смиренный мир вещей, вовлечённых в служение Всевышнему и ежедневно говорящих тебе о твоём вечном предназначении: за святые слова богодухновенных книг и тоненьких молитвенников для народа, за жесты сложенных рук и преклонённых коленей, к которым когда-то приучала тебя мама, за горящие на алтаре свечи, за воду, вино, хлеб, соль и елей, которые выходят тебе навстречу в таинствах Церкви, за процессии, паломничества, святые дни и святые места, с которых сердцу до неба ближе, чем с заполненной автомобилями автострады.

Не отворачивайся от убогого убранства всех этих герольдов, вестников и посредников. Прощай посланникам пробелы в их образовании, ошибки в произношении, незнание психологии отношений, простонародность в поведении. Прости вещам и действиям их простоту и ничтожную материальную ценность. Когда-то там, на Иордане, внешний вид и образ жизни Иоанна Крестителя так же шокировали и огорчали современных ему людей.

Важно не то, какими посредники себя показывают, а то, кому они служат и что тебе возвещают. А возвещают они тебе, начиная с одетого в одежды из верблюжьей шерсти пророка из иудейской пустыни и заканчивая современными вестниками слова, всё ту же новость: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему!» (Мк 1, 3). Если пойдёшь за этим голосом, прислушаешься к этому призыву, вступишь на адвентский путь разрыва со грехом и исправления прошлого, разожжёшь в сердце огонь стремлений к более высоким, нежели раньше, ценностям, то и сам не заметишь, как станет бледнеть и уменьшаться в твоей жизни роль посредников, посланников и герольдов, по крайней мере этих, чисто человеческих, преходящих, здешних. Место тех, кто до сих пор вёл тебя, кто указывал путь и протягивал руку, с этой поры займёт, причём с каждым днём полнее, с каждым днём более властно и бескомпромиссно, Тот сильнейший, о Котором Иоанн говорил, что не достоин даже ремешок на Его сандалиях развязать (ср. Мк 1, 7).

Когда-нибудь Он сам предстанет перед твоим сердцем. И окрестит его Духом Святым (ср. Мк 1, 8).


О. Станислав Подгурский CSsR