Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив Пс 102,8

1-е воскресенье Адвента

 

Первое чтение Ис 63, 16b-17; 1. 3b–8

Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твоё: «Искупитель наш».
Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих,
ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя?
обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего.
О, если бы Ты расторг небеса и сошёл! горы растаяли бы от лица Твоего.
Нисходил, - горы таяли от лица Твоего.
Ибо от века не слыхали, не внимали ухом,
и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя,
который столько сделал бы для надеющихся на него.
Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду,
поминающего Тебя на путях Твоих.
Но вот, Ты прогневался, потому что мы издавна грешили;
и как же мы будем спасены? Все мы сделались - как нечистый,
и вся праведность наша - как запачканная одежда;
и все мы поблёкли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас.
И нет призывающего имя Твоё, который положил бы крепко держаться за Тебя;
поэтому Ты сокрыл от нас лице Твоё и оставил нас погибать от беззаконий наших.
Но ныне, Господи, Ты - Отец наш;
мы - глина, а Ты - образователь наш, и все мы - дело руки Твоей.

 

Второе чтение 1 Кор 1, 3-9

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нём вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, - ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, - так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

 

Евангелие Мк 13, 33–37

Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому своё дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашёл вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

 

Проповедь 1

Иисус особо подчёркивает необходимость бодрствования: «Чтобы, придя внезапно, не нашёл вас спящими». Но чего Он ждёт от нас? Чтобы мы жили в состоянии готовности № 1? Чтоб были привратниками, не имеющими права поспать?

Ведь в этой притче привратник должен бдеть «вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру». Во времена Иисуса перечисление четырёх часов римской стражи было способом сказать: «Всю ночь». Иисусу что, нужны наши ночи? Днём мы можем жить спокойно, а с приходом ночи должны приниматься ждать – до самого утра! Чего? Своей смерти? Конца света? Пришествия Христа во славе? (Иисус говорил ученикам о Своём пришествии).

Всего этого мы должны ожидать в соответствии со значением литургического периода, в который сегодня вступаем: Адвент, время поклонения Христу, приходящему в нашу жизнь и в наш мир, от Его первого пришествия в ночь Рождества до окончательного славного пришествия в конце времён. Адвент – это литания времён: Иисус пришёл, Иисус придёт снова, Иисус приходит.

Приходит сию минуту, туда, где я сейчас нахожусь, к тому, чем я сейчас занят – в той мере, в какой моё сердце способно распознавать Его способы приходить. Христианин постоянно «стоит на часах», ожидая, что Господь придёт лично к нему, но также внимателен ко знакам времени и к тому, как мир движется к великому дню Пришествия; остаётся человеком, который всегда наготове.

– Даже ночью?

– Хорошо, вернёмся к этой ночи.

В Священном Писании ночь – это символ земного мира, в противоположность миру грядущему, который будет миром света. Слова о том, что мы должны бодрствовать ночью означают, что всё наше существование здесь, на земле, проходит как бы в ночи.

– Но ведь в Рождество мы услышим эти прекрасные слова из Книги Исайи: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий»?

– Это так, Иисус – свет для нас, Он пришёл, дабы мы жили во свете. «Кто последует за Мною, – говорил Он, – тот не будет ходить во тьме» (Ин 8, 12). Эта фраза – одно из прекраснейших и сильнейших выражений в Евангелии: Иисус вырывает нас из ночи. Но только, если мы за Ним идём! И как раз поэтому спать нам нельзя.

Мы спим (в духовном смысле), когда постепенно утрачиваем наши христианские порывы. Прекрасно видим, что следовало бы вмешаться здесь, не дать себя втянуть там, но позволяем манипулировать собой, поддаёмся мимолётным взглядам, досужим разговорам, настроениям. Говорим себе: «Люди молятся всё меньше, ну и я не буду». Но не пытаемся что-то с этим поделать. Думаем: «Я должен активнее участвовать в жизни своего прихода». Или: «Я становлюсь эгоистом… вечно спорю…». Но так и не возникает сколько-нибудь серьёзного желания изменить это. Понемногу свет Евангелия меркнет, гаснет, и мы живём во мраке, «как все», как будто Христос никогда не приходил.

Как будто Он не приходит всё время! Призыв любить, помогать, бороться за справедливость – это Он. Желание обновить свою веру и полнее ею жить, щедро ею делиться – это Он. Он один может дать нам силы перенести болезнь, Он один может сделать нашу старость «жизнью на подъёме». Каждый Его приход есть дар жизни. Именно поэтому Он так настаивает: «Бодрствуйте. Не спите, жизнь у вас только одна».

о. Андре Сэв

 

Проповедь 2

Ожидание

Ожидание. Ностальгическое название Адвента. Кто из нас не ждал?

Ожиданием наполнен каждый наш день с утра до вечера. Оно неотъемлемая часть всех лет жизни, более того: ожидание по-своему расцвечивает эту жизнь, придаёт ей вкус, характер, ценность.

Человек – не готовое, законченное существо, окаменевшее в той форме, что придана ему сейчас. Он существо развивающееся, находящееся в пути. Вечно ищет чего-то нового, чего-то хочет, к чему-то далёкому стремится. Из этого вытекает ожидание, ведь целей не достигнешь, а желаний не исполнишь одними мыслями о них. И мы ждём.

Ожидание бывает разным. Полным нетерпеливой надежды, когда сердце заранее радуется встрече и забегает вперёд, и полным угрозы, когда стынет кровь в жилах, когда к двери приближается несчастье, поражение, утрата, болезнь или смерть.

Бывает ожидание, которое тянется бесконечно, утомляя, навевая сон, повергая в апатию, а бывает так, что часы пролетают, как секунды, а мы испуганно твердим, что ещё не готовы.

Бывает ожидание, зовущее к действиям, и ожидание, лишающее надежды.

Есть ожидание в одиночестве и ожидание, разделённое с другими людьми, пережитое сообща.

Есть ожидание, когда ясно, что мы дождёмся, а есть такое, когда мы знаем, что не дождёмся никогда.

В нас ждёт человек, но так же и христианин. И кто как, а уж ученик Христа всё своё существование строит на грядущем, в котором исполнится всё, во что он верит, и он ждёт этого исполнения.

Каждый церковный год начинается с Адвента, то есть с ожидания, не по прихоти литургистов. Такова христианская действительность. Вся наша религиозная жизнь отмечена надеждой, расчётом на то, что исполнится всё, обещанное нам Господом (ср. Лк 1, 45). Мы – люди Адвента, и это накладывает свой характерный отпечаток на нашу ментальность и поведение.

В отличие от чаяний мира, строящего только на себе самом, чаяния религиозного типа неразрывно связаны с Богом.

Неверующий человек считает, что он предоставлен самому себе, что может рассчитывать лишь на свой разум, своё образование, свои работящие руки, свою расторопность, свои знакомства и связи. Умело оперируя всем этим, он в своей жизни добивается денег, власти, завоёвывает положение в обществе, а может, даже какое-то счастье и удовлетворённость. Примерно так же мыслит и мирское общество в целом. Здесь тоже в счёт идут только знания, капитал, военная мощь, полезные союзы, правильно проводимая внутренняя и внешняя политика.

Было время, когда опора только на себя и ожидание будущего как плода только собственных трудов наполняло людей гордостью и оптимизмом. Сколько раз нам говорили, что нам остался только шаг до богатого, счастливого и безопасного мира! Но надежды на такое завтра начинают угасать всё быстрее и быстрее. Запрограммированные на прогнозировании будущего компьютеры предрекают нам уже не годы урожаев, благополучия, беззаботности и мира – всё чаще прогнозы на ближайшие годы становятся поразительно похожи на тот самый многократно осмеянный миром фрагмент из сегодняшнего евангельского чтения: о конце света.

Так уж это устроено. Ожидание, не связанное с Богом, заканчивается разочарованием, страхом, проигрышем. «…Без Меня не можете делать ничего» (Ин 15, 5). В жизни отдельных людей таким проигрышем становится смерть. В истории же всего мира в отчаяние повергает отодвигание исполнения мечтаний на всё более отдалённое и трудноразличимое будущее, а ещё больше – постоянно угрожающая нам какая-то, возможно, вызванная нами же, катастрофа, после которой неизвестно, сможет ли человек всё начать сначала.

Христианин не рассчитывает на себя. Он всего ждёт от Бога. И это его самая характерная черта: бытиё, сознательно ориентированное на Бога и реализуемое с Его помощью.

Уже ветхозаветная эпоха была временем ожидания. Временем призывов о пришествии, временем надежды. Бог позаботился о том, чтобы избранный Им народ никогда не чувствовал себя самодостаточным, уютно устроившимся, сытым, опирающимся на войско и богатство, не тоскующим по большему, ничего выходящего за рамки земной жизни не ищущим. Трудный исторический путь этого народа, отовсюду окружённого врагами, помог израильтянам помнить о своём Боге и ожидать от Него помощи. Все священные книги Ветхого Завета полны выражением безоглядной веры в Бога, воплем о спасении, упованием на вмешательство Яхве.

Осознание зависимости от Бога и надежда на Его помощь, которыми был пронизан тот первый адвент, помогли избранному народу, даже в годы неверности и измены Богу, жить близостью к Яхве и связывать свои надежды, в том числе и земные, с Ним. Это внутренне укрепляло народ, сплачивало его в единое сообщество и помогло сохранить свою религиозную и национальную самобытность. Ожидание помощи от Бога только кажется потерей времени.

Может показаться, что с приходом Христа на Землю время ожидания закончилось. Но Христос, завершая, одновременно и открывает новую реальность, которая дана нам, но, как минимум, не в готовом виде. Вместо отдыха нам дают задание, которое надо исполнять до тех пор, пока Господин не вернётся из далёкого путешествия и не потребует отчёта от своих слуг. Ведь обещал вернуться.

Как для каждого из людей, так и для всего нашего мира обещание этого второго уже пришествия – это вновь черта, к которой мы идём, надежда, которой мы живём, молитваЮ которую мы упрямо повторяем днём и ночью: Маранафа, «Гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22, 20).

А значит, снова адвент. Однако адвент, по которому мы идём уже вместе с Ним. Всё, что во время этого адвента посеяно, что прорастает и начинает приносить плоды, является даром. Всё имеет свой источник получит окончательное исполнение в Боге и Сыне Его, Иисусе Христе.

Войти верой в эту действительность, приспособиться к действующим здесь правилам – это, прежде всего, уметь ждать. Ждать как надо, ибо ожидание ожиданию рознь. Правильному ожиданию учит христианина Евангелие. Характерные приметы такого ожидания – открытое сердце и чуткость. Адвент требует, чтобы открыли сердце навстречу всему доброму, что нам встречается. Открыть глаза, чтобы видеть это доброе даже там, где оно глубоко сокрыто. Протянуть ему руку помощи. Активно включиться в Христово дело спасения, принять его, как своё, с верой и благодарностью. Хранить его в себе, а также в других, а также и в мире, создавать ему условия для развития, и спасать, если ему что-то угрожает. Даже ценой собственной шкуры. В обращении и покаянии искать возвращения к делу спасения, если его разрушил в нас грех. То есть по пути адвента со сложенными руками не идут. Христос своё «Горе!» говорит тем, кто зарыл полученные таланты в землю, вместо того чтобы приумножить их (ср. Мф 25, 24n).

Бодрствуйте. – Время пришествия Господа нам неведомо. «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец», – говорит в сегодняшнем евангельском чтении Иисус (Мк 13, 32). Все, как стародавние, так и современные вычисления даты конца света ведут не туда. Ведь мысли Бога – это не человеческие мысли (ср. Ис 55, 8). Чем спекулировать на том, что недоступно человеческому познанию, лучше уделить больше внимания бесконечным напоминаниям о бодрствовании, которыми полон Новый Завет. Этот призыв быть готовыми звучит для нас уже в первое воскресенье Адвента. «Итак бодрствуйте; – слышим мы сегодня в Евангелии, – ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашёл вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мк 13, 35-37).

Жить адвентом – это значит серьёзно воспринять это предостережение. Это значит быть готовым не только из страха перед необходимостью отчитаться, но и для того, чтобы час нашей встречи с Господом стал действительно прекраснейшим моментом в жизни.

В первое воскресенье Адвента гремят трубы Страшного суда. Это для тех, для кого слова любви слишком тихи. Это для тех, кого надо разбудить для работы, иначе они могут проспать всю жизнь. Это для тех, кто строит только на себе, кто увяз в потреблении того, чем владеют, и думают, что это будет длиться вечно.

Ученик Христа знает: «Проходит образ мира сего» (1 Кор 7, 31). Но мы идём к непреходящему. Трагическая картина гибели мира, так устрашающая сынов земли, в своей сокровенной истине говорит нам только одно: «Уповай и будь наготове! Когда-нибудь сам Бог выйдет тебе навстречу».


О. Станислав Подгурский CSsR