Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Мф 5,6

Вербное Воскресенье

 

Первое чтение: Ис 50, 4-7

 

Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Моё, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Моё, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.

 

 

Второе чтение: Флп 2,6-11

 

Иисус Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

 

 

Евангелие: Лк 22,14 — 23,56

 

И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.

Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.

Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его. Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.

Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал.

Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? И много иных хулений произносили против Него. И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня; отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.

И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.

Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу. А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника. Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву. Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.

И Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю. И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.

И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это. Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота.

Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.

 

 

Проповедь 1

 

Толпа

 

– Осанна!

Иисус окружён толпой.

– Распни его!

Иисус окружён толпой.

Что объединяет эти два эпизода воспоминаемых сегодня событий?

Иисус и толпа.

Толпа – в наши дни скорее скажут: группа, сообщество, общественное мнение. Без имени, принадлежности, религии, зато «репрезентативная»! Сегодня она, как и во времена Иисуса, диктует политикам. Но и подчиняется им. На неё влияет мода, ею манипулируют средства массовой информации. Толпа, затаив дыхание, ловит каждое слово нового пророка или революционера; толпа загорается хорошей идеей; толпа бросается на стены, чтобы лишить их решёток, сломать кандалы, порвать плётки... А после этого порыва – революции – строит новые стены, ещё выше прежних, ещё худшую судьбу готовит людям. Это подтверждается историей революций, переворотов и путчей.

У толпы нет лица или имени. Мы знаем лишь имена тех, кто с толпой сталкивался:

Пилат – он устрашился общественного мнения. И знал, что проигрывает битву за истину, за собственную порядочность.

Варавва – идол, которого выбрала себе толпа. Злодей или национальный герой? Симпатии толпы бывают скоротечны и капризны.

Первосвященники Кайафа и Анна – мастера манипулирования. Их поддерживала группа профессионалов-«политтехнологов» – фарисеи. Они знали эту толпу. И не испугались её, как Пилат. Они умели направлять толпу, манипулировать ею. Время, когда симпатии толпы были на стороне Иисуса из Назарета, они переждали.

Пророчество или цинизм: «Пусть лучше один человек умрёт за всех, чем все погибнут из-за одного!» (ср. Ин 11, 50)?

А Иисус? Он был одинок в эти часы, когда толпа бурлила. Его не покинули только те, кто сильнее любил. Да! Только эти узы не подвержены страху и не подчиняются общественному мнению – ЛЮБОВЬ! Это любовь отделяет от безымянной толпы:

Марию – ибо мать всегда будет любить своё дитя, не взирая ни на какие обстоятельства;

Марию Магдалину – прощение и дарованное человеческое достоинство пробуждают в ней благодарность и любовь, способную на жертву;

Мария Клеопова, сестра Матери Иисуса – ибо родственные узы сильнее социальных.

Иисус – проиграл ли Он в столкновении с общественным мнением? Некоторые говорят, что да. Что и сегодня Церковь проигрывает в современном мире. И измеряют ценность Церкви поддержкой общественного мнения:

80% – О! Признание!

45% – Ну вот, снова не в почёте из-за непопулярных решений.

Общественное мнение – это толпа в мирное время, безымянная, миллионоликая. Отданная на растерзание манипуляторам, моде, искусственно раздуваемым угрозам. Она внезапно узнаёт Пророка и поёт: «Осанна сыну Давидову!» А затем, поддавшись манипуляциям, убьёт его, крича: «На крест!».

Стоит ли умирать ради толпы? Ведь не ради трёх женщин и любимого ученика умирал на кресте Иисус! Стоило ли, Иисусе, умирать за толпу?

Почему я спрашиваю? Потому что те, кто для одних – лишь толпа, которую нужно направлять, использовать в своих целях, для Иисуса – множество людей со своими лицами, именами и судьбами.

Толпа – это и мы. Каждый из нас. Ты и я. Это мы составляем эту безымянную толпу. Для многих – безвольную массу, для Иисуса – отдельные люди, нуждающиеся в спасении, каждого из которых Он знает по имени. Нам нужно определить своё место в сегодняшней драме Вербного воскресенья и Страстей Господних. С фигурами Пилата, солдат, первосвященников и фарисеев мы себя идентифицировать не можем. Мария, Мария Магдалина – ну, мы не святые, как иногда о себе думаем. Следовательно, мы – часть толпы! Можно спросить: а почему толпа отдала Иисуса, почему под крестом стояли единицы? Но с таким же успехом можно спрашивать и о том, кто из нас сегодня способен выделиться из толпы своей безумной любовью к Иисусу? Он и сегодня умирает посреди безразличной толпы, бесконечной лжи, бесчестия, отчуждения, презрения к жизни. И мы не очень-то стараемся не допустить этого, мы лучше запрём свои дома, чтобы не слышать отголосков людской беды, что, как волна, бьётся в наши двери. А ведь в этой беде – скрывший своё лицо Иисус. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне» (Мф 25, 40).

Мы – толпа. Но не лишённая надежды. Иногда героическая любовь кого-то из нас вырывает из серой массы и тогда мы слышим их имена: Иоанн Павел II, Мать Тереза из Калькутты, св. Максимилиан Кольбе или имена блаженных и святых, недавно вознесённых Папой на алтарь. Среди нас сокрыты герои веры, которых обнаружат лишь грядущие поколения. Где-то в толпе – Пётр и Иаков, и остальные апостолы. Возможно, даже молодой фарисей Савл из Тарса, более известный как апостол народов – св. Павел. Но самое важное – то, что в этой веками повторяющейся драме Иисус не отворачивается от толпы. За эту толпу, за общественное мнение, за тебя и меня, в этой толпе затерявшихся, Он отдаёт свою жизнь. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают!» (Лк 23, 34а). Нам даровано спасение!

У нас всегда есть возможность вырваться из этой бедной обезумевшей толпы. Не добившись власти, которую общественное мнение сначала превозносит, а потом ниспровергает, но силой героической любви. Жертвенной, готовой взойти на крест любви Иисуса. И пока на свете есть люди, вдохновлённые примером Иисуса: самоотверженные, любящие истину и справедливость, чуткие к людским горестям и бедам, не взирающие на рейтинги общественного мнения – мы будем видеть в кресте смысл.

Иисус – и толпа, нуждающаяся в свете, любви и спасении. Так может быть, пора нам, после воскресения Иисуса, укреплённым Духом Святым, выйти из толпы, как Пётр и Иаков, Павел и Варнава, Мать Тереза и Папа, чтобы мир мог поверить: Иисус победил, за толпу умирать стоило?!

 

О. Мариуш Хировский CSsR

Проповедь 2

 

«Отец, умоляю Вас! – просила молодая женщина. – Разрешите моим детям принять вместе Святое Причастие в этом году! Зачем ждать? Мы не можем обойтись без Святого Причастия. Наша семья сильна и крепка именно этим даром».

 

Ровно через год та же самая женщина, уже будучи Свидетелем Иеговы, говорит совершенно иначе: «Как же мне жаль этого времени, я столько потеряла за все эти годы. Наконец-то я нашла моё место и счастье. Церковь – это не для меня».

 

От Вербного воскресенья до Страстной Пятницы всего лишь пять дней. От торжества до трагедии очень близко. От восторга и любви до ненависти – один шаг. Может быть, именно поэтому Церковь сегодня не позволяет нам слишком наслаждаться торжественным входом Иисуса в Иерусалим. Ведь всего лишь пару минут в Вербное воскресенье мы имеем возможность, поднимая вверх вербу, кричать вместе со всеми радостное: «Осанна!». Буквально пару минут спустя нам приходится слушать описание Страстей Господних. Как будто Церковь хочет обратить наше внимание на то, как всё быстро меняется, как всё зависит от человеческого настроения. Люди любят торжества, обожают знаменитостей, поклоняются победителям, но не выносят проигравших и слабых.

 

Сегодня нам надо спросить – куда делись толпы счастливых поклонников Христа? Куда пропали все те, кто собственными глазами видел чудеса Иисуса? Куда же, наконец, исчезли тысячи евших хлеб и рыбу? Неужели так быстро утратили веру? А может, просто пошли искать другого победителя?

 

В Вербное воскресенье у Золотых Ворот Иерусалима народ ищет своего Царя, но уже в пятницу окажется, что такой Царь им не нужен. Людям нужен другой Царь, который умеет исцелять, воскрешать, размножать хлеб. Распятый Царь не нужен никому.p>

Сегодня во время этой праздничной Литургии ты должен спросить себя, какого Царя я ищу? Какого Царя я встречаю? Какой Царь мне нужен? Хватит ли моего восторга с Вербного воскресенья до Страстной Пятницы? Церковь ясно показывает – это настоящий Мессия, за пять дней ничего не изменилось. Он и на кресте – Мессия. Он и распятый – мой Царь. Если есть в тебе такая вера, так смело стоит сегодня громко кричать: «Осанна!», а если вера твоя слаба, будь бдителен, чтобы совсем скоро не закричать: «Распни!».p>

Не теряй веру, не ищи другого победителя. Вот Он. Здесь, на кресте.

 

О. Артур Вильчек CSsR