Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения. Пс 118,165

Пепельная Среда

 

Первое чтение: Иоиль 2, 12-18

 

Говорит Господь:
обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.
Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему;
ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии.
Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения,
хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?
Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание.
Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков
и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы.
Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят:
"пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание,
чтобы не издевались над ним народы;
для чего будут говорить между народами: где Бог их?"
И тогда возревнует Господь о земле Своей,
и пощадит народ Свой.

 

 

Второе чтение: 2 Кор 5, 20 - 6, 2

 

Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом. Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано:

во время благоприятное Я услышал тебя
и в день спасения помог тебе.

Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

 

Евангелие: Мф 6, 1-7. 16-18

 

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

 

 

Проповедь 1

 

«Изменим свою жизнь, в пепле и вретище будем поститься и плакать пред Господом, ибо велико милосердие Господа Бога нашего, Который готов простить грехи». (антифон 1)

 

            Пепельная Среда, начало Великого Поста, - время подготовки к Пасхе Христовой, время, в течение которого  мы постараемся более решительно и усердно приближаться к Богу. Это время духовного обновления, особенно при размышлении о страданиях и смерти Иисуса за наши грехи.

             В сегодняшней литургии всё  поразительно призывает нас ступить на этот путь и учит нас тому, что нам  делать и о чём думать.

            Самое главное на этом пути - покаяние:

            «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании, обратитесь к Господу Богу вашему». (первое читение).

            В первой молитве мы слышим: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим; в посте, плаче и рыдании обратитесь к Господу Богу вашему».

            В псалме искренне и сердечно поём: «Помилуй меня, Боже, и изгладь беззакония мои, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною».

            Возложение пепла сегодня – знак покаяния.

 

            Покаяние – что же это? Анна Лопатина объясняет на христианском сайте: «Покаяние - греческое слово -метаной. Означает перемену образа мыслей, переоценку всех ценностей. Покаяние - это внутреннее осознание виновности перед Богом и решение человека порвать с прошлой жизнью, начать новую жизнь во Христе Иисусе. Покаяние - это внутренний поворот всего существа человека к Богу, сознательный переход с широкого пути греховной жизни на узкий святой путь спасения (Мф 7:13-14). Покаяние - единственный путь для получения спасения. Это условие, требование Бога, если мы хотим спастись. Бог желает, чтобы все люди покаялись: (2 Петра 3:9)

            Покаяние включит искреннюю печаль  о том, что мы своими грехами оскорбляли Бога,  Отца и Спасителя Нашего. Молитвы и чтения ясно объясняют, что нам надо смиренно осознать, в чём мы согрешили пред Богом, и мы должны обратиться к Нему. Также важно придти к осознанию того, что наши грехи, даже тайные, вредят другим.

            Самое важное в покаянии –  сознавать изобильное милосердие и щедрость Бога в прощении: «Ты всех милуешь, Господи, и ничем не гнушаешься, что сотворил; и покрываешь грехи людей ради покаяния; и всё щадишь, потому что Ты Господь Бог наш» (входный антифон); «Бог благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив, и сожалеет о бедствии» (второе читение). Он Сам привлекает нас и вдохновляет  нас на покаяние.

            Осознать нашу слабость и греховность необходимо, чтобы мы смогли приблизиться к Богу. Каждый человек может сказать себе: «Я слаб и способен на любой проступок, даже если до сих пор не совершал тяжких грехов». «Кто говорит, что он без греха, лжёт, и истина не в нём», – писал Святой Иоанн. Святой Пётр написал: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою». Достаточно вспомнить историю Церкви: даже монахи, монахини, священники, епископы и папы грешили, и очень серьёзно грешили. Святой Филип Нери часто говорил себе, когда слышал, что кто-то совершил тяжкий грех: «Туда иду я без божьей милости».

            Обряд посыпания пеплом пробуждает покаяние. Священник посыпает пепел на голову каждого и говорит: «Помни, человек, что ты прах и в прах возвратишься» или «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Первое выражение напоминает нам, что каждый из нас умрёт, и после смерти будет суд Божий. Страх вечного осуждения побуждает к покаянию и предотвращает будущие грехи. Вторая фраза приглашает нас к покаянию, основанному на вере в Евангелие. Эта фраза напоминает нам, что Иисус, Сын Отца Вечного, взял на Себя наши грехи. Он пострадал и умер на Кресте за наши грехи, потому что Он любит нас и хочет спасти нас. Это воспоминание пробуждает в нас любовь к Иисусу, а также боль и стыд за то, что мы нашими грехами причинили страдание и смерть нашему любимому Богу и Спасителю. И в то же время оно зовёт нас, обременённых грехами, уповать на Его безмерное милосердие.

            В Евангелии Иисус говорил о необходимости творить милостыню, молитву и пост. Святые Отцы, писатели Церкви, писали часто, что эти три деяния особым образом вдохновляют на искреннее и настоящее покаяние. Но Иисус предупредил, что нам надо делать это сознательно и с верою пред Богом, а не для того, чтобы показать себя перед людьми. Так Он учит, что нам надо постоянно осознавать присутствие Бога в нашей жизни.

О. Энтони Бранаган CSsR

 

Проповедь 2

 

ПЕПЕЛ И АЛМАЗ

 

 

До слуха женщины доносится звук разлетающихся обломков хрусталя. Кот перевернул роскошную вазу и уронил её с буфета. Женщина заламывает руки. Самая дорогая фамильная ценность расколочена вдребезги. В один миг прекрасная ваза превратилась в кучку бесполезных стекляшек.

С момента заключения брака они хотели только одного: зажить в своём собственном доме. Ради этого пришлось отказаться от многого. Никаких отпусков, никаких дорогих удовольствий. Лучшие свои годы они посвятили возведению дома своей мечты. Уже собирались заказывать мебель, уже собирались въезжать, как вдруг в одну ночь не завершённый ещё дом превращается в пожарище. Все мечты рухнули. Всё, что нажили, стало кучкой пепла.

Он подавал большие надежды. Тренеры пророчили ему блестящую карьеру. Но споткнулся, сбегая по лестнице. А когда узнал, что былой ловкости ему уже никогда не достичь, психика его не выдержала, и он бросился под мчащийся поезд. Родители в отчаянии. Они столько вложили в своего ребёнка, такие надежды на него возлагали, а тут всё в один миг лопнуло, как мыльный пузырь.

Через несколько минут наши головы будут посыпаны пеплом. Этот обряд говорит о многом. Для многих христиан «принять пепел» – это столь же важно, как приступить к исповеди или Пасхальному причастию.

Если я позволяю посыпать свою голову пеплом, это означает, что я признаю свои грехи и готов порвать с ними. С пеплом на голове я стою перед Богом и говорю: «Вот, я склоняюсь пред Тобой, Господи. Взгляни на меня, я готов к обращению. Ещё раз обещаю вернуться к Тебе и открытым сердцем принять Твою Благую Весть».

Пепел на моей голове говорит ещё кое о чём. Он напоминает, что всё проходит, а то, кем человек является и чем владеет, в один миг может разбиться в пыль и лопнуть, как мыльный пузырь. Невообразимо большое состояние, людские мечты и самая жизнь человеческая может в единый миг обернуться кучкой пепла, и ветер развеет её по всем четырём сторонам света. Такой же смысл вкладывается и в пепел, используемый на мессе, во время которой вступает в должность новый Папа. Один из кардиналов на глазах новоизбранного Преемника св. Петра сжигает кусочек шерсти, чтобы начинающий своё служение Папа мог в этот столь важный момент осознать, что всё великолепие минует, и пред лицом смерти, которая, несомненно, когда-нибудь придёт, никакой ценности не имеет.

Пепел на наших головах говорит нам, что наша жизнь непостоянна и хрупка, словно хрустальная ваза. Пепел напоминает нам, что всё, что составляет предмет наших мечтаний и отбирает у нас столько энергии, может в один момент превратиться в пожарище, как тот дом, что строился долгие годы ценой немалых лишений. Означает ли это, что по этой причине мы должны погрузиться в печаль? Должен ли сегодняшний обряд посыпания наших голов пеплом «излечить» нас от мечтаний и лишить желания проявлять инициативу и прилагать усилия?

Женщина ломает руки над безвозвратно погибшей драгоценной семейной реликвией. Супруги рыдают, когда пожар превращает лелеемый ими дом в руины и пепел. Родители безутешны, утратив ребёнка, на которого возлагали столько надежд. А кто заплачет надо мной, кто защитит меня, когда разрушится моё тело, когда рухнет дом моего земного пути?

Пепел на голове напоминает ещё об одном. Мы возникли из праха. Кто-то сотворил нас, призвал к жизни. Вселенная обошлась бы и без нас, но мы всё же существуем. А значит, Кто-то хотел, чтоб мы были. Мы есть, ибо нас Кто-то сотворил – нет, не только из праха земного, но прежде всего из любви! Вот в это нашем теле, которое может быть уничтожено, Творец разместил сокровище бесценное, ибо неуничтожимое, потому что хочет, чтобы мы жили вечно. С тех пор мы принадлежим Ему и навсегда останемся Его любимцами, Его образом, Его мечтой!

Наша судьба – в Его руках. Он печётся о нас и не хочет, чтобы с нами приключилось что-нибудь плохое. И хотя иной раз дом нашего временного странствия может быть испепелён, остаётся сокрытый в нас «благородный алмаз», который не уничтожить никакой силой. Поскольку Он сотворил нас и мы принадлежим Ему, то наша задача – помнить об этом и жить так, чтобы всегда быть готовым отдать себя Ему. А когда наше тело снова станет прахом, мы упокоимся там, где наше начало – в Боге.

Через минуту моя голова будет посыпана пеплом. Да, моя жизнь так хрупка! Когда-нибудь столько же после меня и останется – как после богатой вазы кучка стеклянных осколков, как после пышного строения гора закопчёного кирпича. Но «не все мы умрём»! Истлеет лишь то, что и было прахом.

Поэтому этот Великий Пост – пора моего обращения, пора отречений, пора борьбы с вредными привычками… Но это не такое время, когда я предоставлен самому себе. Все мои усилия Бог опережает своей благодатью, когда Словом и таинством приходит очистить и отшлифовать нетленный духовный «алмаз», сокрытый во мне. Бог призвал меня к жизни и сегодня я Ему вверяю свою судьбу. Вслушиваясь в Его Слово, согретый Его священным присутствием, я могу чувствовать себя в безопасности и быть совершенно спокойным, ибо я всецело в руках Того, кто очень хочет, чтобы я жил вовеки.

 

О. Рышард Хайдук CSsR