Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Не судите, да не судимы будете. Мф 7,1

5-е Воскресенье Великого Поста

 

Основная мысль

 

«Иди и впредь не греши».

Введение

 

Когда у нас что-то не получается, когда мы совершаем какой-то грех – нам грустно, нам плохо. Часто нам кажется, что спасения уже нет. А Господь Иисус тем временем не осуждает нас, Он только хочет, чтобы мы исправились и двигались дальше, стараясь жить лучше. Попросим во время сегодняшней мессы сил у Господа Бога, чтобы уметь подыматься после каждого падения и вновь возвращаться к Иисусу.

 

Акт покаяния

 

Мы знаем, что не всегда бываем добрыми, и не всегда умеем менять своё плохое поведение. Попросим Господа Бога простить нас за это.

Господи, прощающий нам наши падения, смилуйся над нами.

Христе, всегда дающий нам новый шанс, смилуйся над нами.

 

Комментарии к чтениям

Чтение 1 (Ис 43, 16-21)

 

Господь Бог через пророка Исайю говорит нам, что мы не должны вспоминать то, что было плохого в нашей жизни, ворошить прошлое. Он постоянно предоставляет нам новые возможности, открывает новые пути. Мы должны учиться на ошибках и неуклонно шагать вперёд, а Бог будет опекать нас, как опекает всё творение.

 

Чтение 2 (Флп 3, 8-14)

 

Ежедневно люди справляются с множеством дел, и часто огорчаются по пустякам, забывая о том, что важнее всего. А что, собственно, важнее всего? Что должно быть самым важным для того, кто по-настоящему возлюбил Иисуса? Ответ мы найдём в послании св. Павла к Филиппийцам. Послушаем…

 

Евангелие (Ин 8, 1-11)

 

У нас очень легко получается осуждать поведение других людей. Как-то так выходит, что чужие грехи более очевидны, чем собственные. К Господу Иисусу люди тоже привели женщину, совершившую большой грех, и хотели её за это побить камнями. Однако Господь Иисус сказал, что камень бросить может только тот, на чьей совести нет ни одного греха. Нашлись ли такие? Как вы думаете?

 

Молитва верных

Господу Иисусу, который никогда не ставит на нас крест и позволяет начинать снова, вверяем наши прошения. Молимся:

1. О силе и мудрости для Святейшего Отца Бенедикта XVI. Тебя просим…

2. О мире на всей земле. Тебя просим…

3. О стойкости в страдании и о надежде для тех, кто болен. Тебя просим…

4. О милосердии Божьем и вечной жизни для умерших. Тебя просим…

5. Об уважительном отношении к человеческой жизни. Тебя просим…

6. Об умении преодолевать собственные слабости. Тебя просим…

Господи Иисусе, ты всегда прощаешь нам наши грехи и предоставляешь новый шанс. Прими наши смиренные прошения, Ты, живущий и царствующий во веки веков. Аминь.

 

Процессия с дарами

 

Приносим к алтарю наши дары:

 – фиолетовую столу – символ нашего искреннего стремления подыматься после падений и возвращаться к Господу Иисусу в таинстве покаяния.

 – хлеб и вино – которые, преобразившись в Кровь и Тело Христа, укрепляют нас и помогают становиться всё лучше на пути к небу.

 

Молитва благодарения

 

Господи Иисусе, наш наилучший Друг! Ты лучше всех понимаешь наши слабости и наши старания не поддаваться этим слабостям. Однако, если мы оступаемся и сожалеем об этом, Ты не отворачиваешься от нас. Ты взираешь на нас с любовью и даёшь ещё один шанс. В таинстве Покаяния Ты стираешь тёмные пятна с наших сердец и укрепляешь своим Телом. Ты любишь нас и принимаешь такими, какие мы есть. Благодарим Тебя за любовь, понимание и доверие, которое Ты нам оказываешь. Славься, Господи, в каждом нашем возвращении к Тебе и в каждом решении исправиться. Будь всегда рядом с нами, и тогда всё будет легко.

 

Заключение

 

Через минуту, укреплённые Божьей любовью, с сердцами, полными надежды, мы вернёмся в наши дома. Мы ещё не знаем, что принесут нам грядущие дни. Но постараемся не оступаться, а если это у нас не получится, будем помнить, что Иисус ждёт нас и всегда готов с любовью прижать к своему сердцу.

 

Первое чтение: Ис 43, 16-21

 

Так говорит Господь, открывший в море дорогу, в сильных водах стезю, выведший колесницы и коней, войско и силу; все легли вместе, не встали; потухли как светильня, погасли. Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете. Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне. Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой. Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою.

 

Второе чтение: Флп 3, 8-14

 

Братья: Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мёртвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести, вышнего звания Божия во Христе Иисусе.

 

 

Евангелие: Ин 8, 1-11

 

В то время: Иисус пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии. А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то, и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! Где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

 

 

 

Проповедь 1

Милосердие Божие

1.      Чтения Святого Евангелия приглашают нас к обращению. Прощение и любовь, которую Господь дарует грешному человеку, возрождают его и возвращают ему человеческое достоинство.

2.      Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии, чтобы побить её камнями. Привели только женщину, хотя их закон говорил, что за супружескую неверность должны быть наказаны двое: мужчина и женщина. Они привели женщину, чтобы найти в решении Иисуса ошибку и обвинить Его. Они думали, если Иисус освободит женщину, тогда смогут сказать людям, что Он ложный пророк, Он не поступает согласно Закону, а если Он осудит женщину, тогда может потерять уважение народа и может вступить в конфликт с римлянами, потому что только они имели власть наказывать смертью.

3.      Когда фарисеи обвиняли женщину, Иисус писал перстом на земле, и потом сказал: «Кто из вас без греха первый брось в неё камень». И опять наклонившись, стал писать на земле. Они, услышав это, стали уходить один за другим, начиная от старших. Мы можем спросить: «Почему они убежали, начиная от старших?». Может быть, потому что у них было более грехов, а может, были более разумные. Реальность была такая, что в конце остался только Иисус и женщина.  И Иисус, не видя никого, кроме женщины, сказал: «Никто не осудил тебя?». Она отвечала: «Никто, Господи». Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя. Иди и не греши впредь».

4.      По большей части люди объявляют своё величие, власть через жестокость. Бог открывает Своё могущество, величие через бесконечное милосердие. Когда первые люди потеряли через грех дружбу с Богом и уже не были счастливы, Бог Милосердный Отец обещал им Спасителя. Через пророка Иезекииля Бог сказал: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез 33, 11).

Иисус Христос Божий Сын хотел, чтобы все люди познали Бога, славили Его и надеялись на Него. Христос возвещает о большой любви Бога к грешникам.

Святое Писание говорит: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин 1, 17). «Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» (Лк 19, 10).

Через св. Фаустину Иисус опять открыл Своё Милосердие. Он сказал: «В Ветхом Завете Я посылал пророков к народу Своему с молниями и громами. Сегодня посылаю тебя ко всему человечеству с моим Милосердием. Я не хочу карать страдающее человечество, но жажду его излечить, приблизив к Своему Милосердному Сердцу».

Иисус знал злобу греха и ненавидел грех, поэтому сказал: «Впредь не греши!». Но Он любил грешного человека и прощал его проступки, потому что Он знал также слабости человека и ложь искушения. Для каждого человека важно прийти к убеждению, что только через Иисуса мы можем получить прощение грехов и нужное покаяние.

«Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мк 2, 10) и эту власть Он передал апостолам. «Кому простите грехи, тому простятся» (Ин 20, 23).

5.      Блез Паскаль написал в своих «Мыслях»: «Есть два определённых типа людей. Первые – грешники, которые думают, что они праведные. Другие – праведные, которые думают, что они грешники». Господь знает каждого человека и желает обращения злых и добрых, говоря: «Если не покаетесь, все также погибните».

6.      Сегодня Иисус также приглашает, чтобы мы были милосердными для ближних. «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд». Иисус желает таким образом привлекать людей к покаянию и к Богу.

В Великом Посте подумаем, что мы можем сделать, чтобы улучшить жизнь, которая нас окружает. Рядом с нами кризис семьи, разводы, аборты, многие люди не имеют работу, безразличие к страдающим, потеря надежды. Есть люди, которые думают, что уже ничего нельзя сделать. Ложь! Мы много можем сделать, если каждый будет лучше относиться к другому человеку. Блаженная Тереза из Калькутты сказала: «У тебя нет денег, чтобы помогать, но у тебя есть улыбка, чтобы укрепить ближнего». Делай это! Нет Евангелизации без любви и уважения к другому человеку.     

о. Збигнев Котлинский   

 

   

 

 

 

Проповедь 2

 

В прошлое воскресенье мы слышали притчу о блудном сыне и о милосердном отце. В притче говорилось о чём-то нереальном, но вполне возможном. Её суть заключается в том, чтобы показать милосердие Бога, его желание помочь человеку быть счастливым. И даже если этот человек решает по-своему устроить своё счастье, без Бога, Бог как отец всегда ждёт возвращения.

Сегодня же мы слышим о конкретной ситуации из жизни Иисуса, в которой Он проявляет милосердие. Книжники и фарисеи приводят женщину, взятую в прелюбодеянии. Они, может, и не хотят её смерти, но хотят проверить Иисуса, чтобы найти хоть какой-нибудь повод к обвинению. Заметим, что она им полностью безразлична. Безразлична им и её жизнь, и её будущее. А ведь эта женщина нуждается в помощи. От книжников и фарисеев она, к сожалению, её не получит. Для них важно право и закон.

Интересно ведь: Иисус тоже уважает закон. Он сам говорил, что пришёл его не изменить, но исполнить. В данной ситуации Он с милосердием смотрит на женщину и помогает ей. Даёт ей то, чего она так искала. «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Почему-то странно складывается в жизни, что человек, прежде чем помочь нуждающемуся, сначала его осуждает, производит над ним суд и выносит приговор. Ближний ведь нуждается только в помощи, он и сам, наверное, осознает, что заблудился в жизни, что пошёл не той дорогой. Он нуждается в помощи, чтобы выйти из тупика. А мы его осуждаем и оставляем ни с чем. Наверное, поэтому люди и не обращаются так часто к другим за помощь. Думают: а что они обо мне скажут, что подумают.

Бог поступает по-другому. Часто во время Великого поста мы слышим слова: «Говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез 33, 11). Бог дал нам жизнь и желает, чтобы мы  наслаждались ею и радовались ей. Заповеди Божьи не должны быть угрозой, они указывают путь полноценной жизни.

Иисус не осудил женщину, взятую в прелюбодеянии, хотя имел на это все основания. Он поднял её из грязи, в которой она находилась, поставил на сухую почву и сказал: «Иди и впредь не греши». В наш приходской храм во время великого поста приходят разные люди с разными проблемами. Они ищут здесь помощи и понимания. Осуждение и приговор над собой они без проблем найдут дома либо на улице. Храм – это Божий дом. Бог желать принять каждого, каждого выслушать и помочь. Совершает Он это в настоящее время через нас. Люди приходят в наш храм и мы можем попробовать хоть чем-то им помочь.

И ещё одно интересное замечание из Евангелия. Хорошо, что у каждого человека есть совесть; какая она бы ни была, но есть. И хорошо, что мы иногда прислушиваемся к её голосу, к голосу Бога в нашем сердце. Ведь если бы не совесть, книжники и фарисеи из сегодняшнего Евангелия без промедления закидали бы женщину камнями. Слова Иисуса: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень» остановили их. И они, «будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних».

Мы можем поблагодарить Бога сегодня за дар совести и просить, что бы мы все чаще прислушивались к её голосу. Судить легко, помочь труднее.

 

О. Дмитрий Лабков СМ

Проповедь 3

 

Одним из самых уязвимых мест средств массовой информации является то, что важнее всего для них – свежайшие новости. И они должны быть способными «наэлектризовать» аудиторию. А какие новости держат в напряжении? Известно, какие: что-то плохое, что-то, возбуждающее злость, выводящее из равновесия. А разозлённый негативными известиями человек считает, что весь мир плох, потому что «в верхах» снова свары, кто-то кого-то убил, изнасиловал, обокрал, оклеветал… Масс-медиа практически творят, что хотят! И избавиться от них трудно – разве что у кого-то выключен телевизор, радио, компьютер, он не читает прессу и плотно закрывает окна, чтобы не слышать ничего из того, что доносится снаружи. Но ему пришлось бы также не читать никаких объявлений, не встречаться с людьми. То есть это невозможно, ведь человек – существо общественное. Конечно, есть в году «День хороших новостей», но не все станции придерживаются этой традиции. А кроме того: что такое один день по сравнению с целым годом?

В одной семье по вечерам дети рассаживались вокруг бабушки. Поскольку она повидала многое (в том числе и две мировые войны), то ей было что рассказать о своей жизни. Эта жизнь состояла из множества тяжёлых дней, но бабушка с надеждой в голосе говорила о том, что Бог посылает человеку разные дни, чтобы он научился делать добро. И несмотря на то, что эта старушка пережила две войны, мерзости зла не наложили на неё такого отпечатка, какой часто накладывают средства массовой информации на детей и юношество. Ведь молодому поколению труднее критически проанализировать ситуацию. Образ красноречив, а вкупе со словом – убеждает. Зло более привлекательно, но это потому, что падает оно на почву испорченной человеческой природы.

Книжники и фарисеи находились как раз под таким воздействием зла. Они обязательно хотели добиться своего, то есть спровоцировать Иисуса. И расставляли Ему ловушки. Их раздражало то, что Учитель из Назарета благосклонен ко грешникам. Им нужно было хотя бы одно слово, сказанное Иисусом против Моисеева Закона, и тогда они могли бы обвинить Его в Синедрионе. И для этого фарисеи используют человека – в данном случае женщину, взятую на прелюбодеянии. Тот факт, что обвиняют только её, без совиновника-мужчины, нас с вами возмущает. Но таков был дух той культуры. Иисус не даёт спровоцировать себя, втянуть в бессмысленную дискуссию. Он признал виновность женщины и справедливость Закона, однако не позволил обвинителям осудить падшего человека. Он указал им на греховность их самих, а ведь они стояли на страже Закона.

Обвинители из сегодняшнего евангельского фрагмента искали сенсации, чтобы показать себя во всей красе, чтобы люди восхваляли их за то, что они пекутся о чистоте Закона и традиций. Это ничем не отличается от того, что делается в нынешних прессе, телевидении, радио и Интернете. Как часто те, кто в ответе за слово и образ (журналисты, фоторепортёры, режиссёры, авторы программ) сознательно провоцируют свою аудиторию, подавая ей сенсации, как «хлеб насущный»! И люди ежедневно глотают эти новости, зачастую проклиная мир, в котором творится столько зла. И действительно: трудно найти, услышать, увидеть какую-то хорошую новость, что-то о делах «людей доброй воли», когда огромное количество плохих известий заслоняет своей массой хорошие. Это не значит, что добра в мире нет совсем. Оно есть, но не удостаивается вниманием средств массовой информации. Хорошая новость о тои, что супружеская пара с радостью приняла незапланированное дитя; о том, что муж вернулся к жене и попросил прощения за неверность; что раскаявшийся вор вернул угнанную машину; о том, что обвиняемый в суде признался во лжи и смиренно просит о снижении наказания; о том, что человек, занимающий высокий ответственный пост, не берёт взяток, потому что считает это бесчестьем; о том, что… – возможны ли такие новости? На этот вопрос один из журналистов ответил с обезоруживающей честностью: «Это были бы очень скучные новости!». Иисус, наклонившись, продолжает писать по земле…

 

О. Анджей Жюлковский СМ