Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Мф 5,3

4-е Воскресенье Великого Поста

 

Основная мысль

 

Господь Бог никогда не забывает о нас, и мы не забываем о нём. Наша «дверца» ко встрече с Богом – стояние в правде перед Господом Иисусом в таинстве примирения.

 

Введение

 

Мы переживаем очередное воскресенье Великого поста. Сегодняшнее Слово Божие призывает нас предстать в правде перед Господом Богом и признать наши слабости и грехи, ибо только Он может нам простить их. Вглядимся в образ Милосердного Отца, который ждёт каждого из нас с распростёртыми объятиями, чтобы прижать нас к себе и простить наши прегрешения. Именно этой встречей рождается христианская радость, которая, как учит Церковь, должна охватить нас сегодня, несмотря на Великий Пост.

 

Акт покаяния

 

Господи, неустанно ожидающий нас в таинстве примирения, смилуйся над нами.

Христе, прощающий нам наши грехи, смилуйся над нами.

Господи, с любовью подымающий нас после наших падений, смилуйся над нами.

 

Комментарии к чтениям

Чтение 1 (Ис Нав 5, 9а.10-12)

 

После долгих странствий избранный народ празднует первую Пасху в Земле Обетованной. Напомним себе, что и мы – паломники в пути к Господу. Это Он ведёт и укрепляет нас.

 

Чтение 2 (2 Кор 5, 17-21)

 

Бог соединил нас с собой во Христе. Своим спасительным деянием Христос соединил нас с Богом и так внутренне преображает нас, что мы становимся новой тварью. Св.Павел напоминает нам, что это преображение должно совершаться в каждом из нас непрерывно силой пресвятых таинств.

 

Евангелие (Лк 15, 1-3.11-32)

 

Будем всматриваться в образ Милосердного Отца и помнить, что он ждёт каждого, чтобы обнять, чтобы простить, чтобы дать перстень, обувь и лучшую одежду – нового творения. Однако необходимо, чтобы мы сумели предстать перед Ним в правде, как это сделал блудный сын.

 

Молитва верных

 

К Богу, который сказал о Себе: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь», направим наши прошения:

1. Молимся о Папе, епископах и священниках, дабы они проповедовали нам всем Истину словом и делом. Тебя просим…

2. Молимся о тех, кто живёт во лжи, дабы они сумели предстать в истине перед Богом и близкими. Тебя просим…

3. Молимся о хорошей, искренней исповеди для всех нас. Тебя просим…

4. Молимся о наших умерших близких, дабы они могли насладиться радостью пребывания на небесах. Тебя просим…

5. Молимся за нас самих, дабы мы всегда жили в правде. Тебя просим…

Боже, Отче Милосердный, выслушай просьбы детей своих и осени нас покровом своей любви. Просим Тебя об этом через Иисуса Христа, Твоего Сына и нашего Брата, который с Тобой живёт и царствует во веки веков.

 

Процессия с дарами

 

Приносим Священное Писание – книгу, в которой Господь Бог открывает нам истину о Себе.

Приносим фиолетовую столу – символ таинства примирения, знак нашей встречи с Милосердным Отцом.

Приносим хлеб и вино – которые через несколько минут станут для нас Святой Пищей, укрепляющей нас в наших решениях.

 

 

Молитва благодарения

 

Господи Иисусе, приходящий в наши сердца так, как к своим друзьям Марии, Марфе и Лазарю, – славим Тебя за все дары, которыми Ты одариваешь нас. Особенно благодарим Тебя за жизнь земную, которую дали нам наши родители, и вечную, которой Ты нас неутомимо одариваешь, приходя в наши сердца в святом Причастии. Будь прославлен в наших сердцах.

 

Заключение

 

Перед нами – ещё одна неделя Великого Поста. Давайте учиться стоять в правде перед друзьями, семьёй, родителями и перед Господом Богом. Иногда правда бывает очень трудной, но только она может принести подлинный покой нашему сердцу. На все наши труды по созиданию правды примем Божие благословение.

 

 

Первое чтение: Ис Нав 5, 9а.10-12

 

И сказал Господь Иисусу Навину: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских; и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушёные зерна в самый тот день; а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской.

 

Второе чтение: 2 Кор 5, 17-21

 

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое. Всё же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом.

 

Евангелие: Лк 15, 1-3.11-32

 

В то время:

Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу:

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих. Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся.

 

 

Проповедь 1

 

Примечание: можно использовать
репродукцию картины Рембрандта
«Возвращение блудного сына»,
выставив её возле амвона.

 

В Санкт-Петербурге на самом берегу Невы находится Государственный музей «Эрмитаж». Всего в музее более 400 залов разного размера, а экспонатов – около 3 миллионов! Из этой массы особо выделяются несколько тысяч, и среди них – знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына». Все мы знаем это полотно голландского мастера: оно размножено во многих книгах, есть в наших домах, приходах, монастырях, церквях. Люди, знающие толк в духовной жизни, рекомендуют после прочтения сегодняшнего евангельского отрывка погрузиться в созерцание этой картины. Некоторые называют её «Милосердный отец». В частности, необходимо обратить внимание на отличия в ладонях отца, обнимающего сына. Есть мнение, что Рембрандт написал одну ладонь женской, а другую мужской, чтобы показать, что Бог – и Отец, и Мать.

Итак, послушаем из уст Иисуса притчу о блудном сыне и одновременно всмотримся в произведение голландского художника. Слово и изображение, когда они вместе, доходят до нашего сознания отчётливей, сильнее. Я – лицом к лицу с отцом и его сыном, и ясно вижу то, что происходит в притче. Я уже не сержусь на этого расточителя, ибо во мне совершается необычная перемена. Я слышу слова: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил». Сколько раз я возвращался к Нему, а Он всякий раз обнимает меня и говорит: «Ты вернулся, сын Мой! Я так ждал!». Даёт мне перстень, обувает, одевает меня снова в одеяние благодати, приглашает к Своему столу и объясняет моему брату: вот, человек этот «сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся», и вернулся в дом Отца.

Разумеется, произведение Рембрандта – лишь попытка представить себе эту евангельскую сцену. Каждый из нас может представить её по-своему. Важнее всего – понять, что произошло между отцом и его сыновьями. Самое важное во всей этой истории – милосердие отца и признание сыном своей ошибки. Но мы не вправе лишь послушать слово и на этом остановиться. Нельзя также и ограничиться разглядыванием произведения искусства. Углублённое размышление над Словом и шедевром живописи само по себе требует от нас чего-то большего, а именно – действий. Это ты и я – легкомысленные дети, транжирящие великие дары Бога Отца. Он же в милосердии своём всё время нам прощает, как снял с израильтян посрамление египетское. Он соединился с нами во Христе. И теперь добивается нашей любви.

Таинственная встреча с милосердным Отцом совершается в каждом акте таинства примирения. Иисус Навин вместе с избранным народом праздновал первую Пасху в Земле Обетованной, мы участвуем в деле спасения. Сколько же раз можно уходить от Отца и возвращаться к Нему? Не отдаёт ли такое поведение фарисейством? Обманом? Расчётом? Это зависит от каждого из нас. Люди, каждый день живущие евангелием, не расточают Божьих благодатей. Притча эта была обращена в первую очередь к фарисеям и книжникам, которые кривились при виде Иисуса, беседующего с мытарями и грешниками и гостящего в их домах. Тайна милосердного отца для нас – как лекарство. Возможно, где-то в пути мы утрачиваем смысл этой встречи, показывающей нас в новом свете. Наверняка никто из нас не приносит зла умышленно, никто не докучает Богу. Где-то в глубине нас сокрыта мечта о том, чтобы сердце наше упокоилось в Боге, всегда было с Ним.

 

О. Анджей Жюлковский СМ

 

Проповедь 2

 

Притча о блудном сыне

 

Евангелие, которое сегодня предлагает Церковь для размышления, всем нам хорошо знакомо. «Притча о блудном сыне» – одна из самых красивых притч, которые мы знаем. Эта притча очень близка каждому христианину, человеку, который осознаёт свою греховность, свою слабость и необходимость в прощении грехов. Некоторые богословы предлагают делать акцент не на образе блудного сына, а на милосердном отце, и даже называют эту притчу «Притча о милосердном отце».

Помню, когда я учил детей в Польше, и мы с ними читали эту притчу, то было интересно наблюдать, как дети по-разному реагируют и воспринимают  эту притчу.

Один мальчик обратил внимание на то, что блудному сыну приходилось кушать рожки со свиньями, это его больше всего удивило. Мы, люди взрослые, когда осознаем свою греховность, конечно, в первую очередь задумываемся над тем, что мы отошли от Бога и хотим вернуться к Нему.

В этой притче мы видим три главных  лица: это милосердный отец, блудный сын и его брат. Давайте присмотримся к каждому образу в отдельности и рассмотрим те ситуации, в которых оказались три главных действующих лица притчи.

Мы можем себя поставить в положение блудного сына, который принял для себя серьёзное решение – он ушёл из отчего дома, хотел жить отдельно и быть независимым, по-своему строить свою жизнь. Однако, после жизненных испытаний и больших трудностей, после провала его планов, он захотел вернуться, но, возможно, боялся насмешек, разговоров, пересудов. И всё же, осознавая, что другого пути нет, он был готов всё вынести, только чтобы его отец простил и принял обратно в отчий дом.

Блудный сын услышал спасительный призыв Божией благодати и не оттолкнул его, а принял. И в нашей жизни могут быть такие ситуации, которые нам очень трудно исправить, признаться, что мы не правы, смириться, т. е. быть готовыми принять все обиды и насмешки. Но если мы знаем, что наше «возвращение» для нас главное в нашей жизни, то мы готовы всё принять с терпением.

А теперь посмотрим, как повёл себя второй сын. Он живёт вместе с отцом, выполняет все обязанности, повеления отца, но его поведение нас удивляет. Почему он не обрадовался возвращению своего брата? Зависть!

Образ милосердного отца поражает нас добротой. Посмотрите, с какой  любовью и радостью он ждал возвращение сына. Отец был готов простить ему всё и принял его обратно как сына своего. «Ибо этот сын мой был мёртв и ожил; пропадал, и нашёлся».

Эта притча очень нам близка в духовном понимании. Когда мы чувствуем, что согрешили и хотели бы пойти на исповедь и получить прощение,  в эту минуту для каждого из нас должны быть близкими слова: «Отче, я согрешил против неба и  перед Тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим…». Это есть покаяние, когда мы позволяем Богу войти в наше сердце и вложить свою руку в Его и позволить вести себя. «На небесах больше бывает радости об одном грешнике кающемся» – сказал Господь, «нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии…» (Лк 5, 7)

 

О. Зенон Генец CSsR