Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив Пс 102,8

3-е Воскресенье Великого Поста

 

Основная мысль

 

Бог не взирает на лица, Он смотрит в сердце… и там хочет встретиться с человеком… и благоволит Он к каждому, кто вслушивается в Его голос.

Введение

Пришло третье воскресенье Великого поста, а вместе с ним приглашение стоять в правде о самих себе пред ликом Бога. Приглашение открыть своё сердце и в нём услышать Божий голос, призывающий нас к преображению, к бодрствованию, к очередной попытке начать жизнь заново, в надежде на лучшее завтра.

 

Акт покаяния

 

Господи, дающий каждому призвание и благодать для его исполнения, смилуйся над нами.

Христе, поддерживающий идущих и подымающий падающих, смилуйся над нами.

Господи, терпеливо к обращению нас призывающий, смилуйся над нами.

 

 

Комментарии к чтениям

Чтение 1 (Исх 3,1-8a.13-15)

 

Каждый человек должен предстать пред лицем Божиим. Не важно, будет ли это пылающий куст или вечерняя молитва в тиши своей комнаты. Человек должен встать перед Богом, и встать со смирением, если хочет познать планы Божии на его жизнь и своё место в истории этого мира. Такому отношению учит нас сегодня Моисей. Послушаем…

 

Чтение 2 (1 Кор 10,1-6.10-12)

 

Каждый человек должен уметь бодрствовать. Бодрствовать над самим собой, бодрствовать в ожидании, бодрствовать, вслушиваясь в наставления, которые даёт нам Священное Писание. Бодрствовать, чтобы не упасть из-за чрезмерной уверенности в себе, из-за недостаточного упования на Бога. Этому учит нас св. Павел. Послушаем…

 

Евангелие (Лк 13,1-9)

 

Человек каждый день получает от Бога очередной шанс. И может хорошее сделать ещё лучше, исправить неудавшееся, может начать жизнь заново. Ибо Бог терпелив и милосерден, как виноградарь из притчи, которую рассказал Иисус. Послушаем…

 

Молитва верных

 

Богу, который есть свет наших сердец, представляем ныне наши прошения:

1. Пусть святая Церковь будет для мира выразительным знаком милосердия и любви. Тебя просим…

2. Пусть все, кто преподаёт священную благодать прощения, терпеливо и стойко несут своё служение. Тебя просим…

3. Пусть все христиане стараются распознать своё призвание и неуклонно следовать ему. Тебя просим…

4. Пусть время Великого поста станет для грешников поводом восстать от своих падений начать строить жизнь заново со Христом. Тебя просим…

5. Пусть каждый из нас выйдет после сегодняшней евхаристии укреплённый даром терпения, необходимого в ежедневной борьбе со своими слабостями. Тебя просим…

Молитва благодарения

 

Славим Тебя, Боже, сокрытого в наших сердцах.

Славим Тебя за Твою любовь и милосердие.

Славим Тебя, ибо Ты отдал за нас жизнь.

Славим Тебя, ибо Ты помогаешь нам подыматься после падений.

Славим Тебя, ибо Ты поддерживаешь нас, когда мы слабеем, Ты терпелив и снисходителен.

Славим Тебя, ибо Ты каждый день даёшь нам шанс начать жизнь заново.

 

Заключение

 

Укреплённые Словом Божиим и Телом Христовым, смело шагнём в нашу повседневную жизнь. Исправим то, что в нас плохо, подымемся после падений, и каждый день будем вслушиваться в голос Бога, с огромным терпением указывающего нам путь к новой и лучшей жизни. И будем помнить, что Богу угоден тот, кто прислушивается к Его голосу.

 

Первое чтение: Исх 3,1-8a.13-15

 

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идёт смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице своё, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд.

И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам. И сказал ещё Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Моё на веки, и памятование о Мне из рода в род.

 

Второе чтение: 1 Кор 10,1-6.10-12

 

Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

 

Евангелие: Лк 13,1-9

 

В то время:

Пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришёл искать плода на ней, и не нашёл; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, – не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её.

 

 

Проповедь 1         

В литургии слова третьего воскресенья Великого Поста подчёркивается тема обращения. Само слово «обращение» имеет разные значения и употребляется по-разному. По-русски, например, мы говорим: «обращаюсь к вам с просьбой». Существуют разные формы обращения. Это может быть слово или несколько слов, называющих того, к кому обращена речь. Обращаемся на ты, на Вы, уважаемыйдорогой, дамы и господа, и т. д. Обращение – это начало разговора или речи, и свидетельствует о том, что мы с уважением относимся к тому, с кем мы начинаем диалог. Когда мы начинаем молитву, то в начале тоже употребляем разные обращения, в зависимости от того, к кому мы обращаемся, например: Господи Боже! Иисусе Христе! Божья Матерь! Святой …! Когда речь идёт об обращении к Богу, мы направляем свои мысли к тому, к кому мы обращаемся, независимо от того, делаем ли мы это в мыслях, словах или в письменной форме.

           Слово «обращение» наводит и на такую мысль: будто мы, идя по дороге, вдруг решили вернуться или поменять направление. К такому обращению призывает литургия этого воскресенья. Поменять направление своей жизни, повернуться к Господу, сойти с дороги неправедной жизни и вступить на дорогу общения с Богом. Обратиться – это всем своим естеством прильнуть к Богу. Обращение – это связывать свои мысли, намерения, желания с Богом, источником всякого блага. Когда речь заходит об обращении, мы часто думаем о грешниках, о тех, кто не ходит в церковь, кто совершает нехорошие поступки и не раскаивается о своих грехах. Может, нам постоянно кажется, что у нас всё не так уж плохо. В сегодняшнем евангелии Иисус делает замечание всем, кто так думал. Когда Иисусу донесли о страшней трагедии – гибели людей – некоторые в сердцах своих делали выводы, что смерть тех людей была наказанием за их грехи. В это время Иисус обращается ко всем: «думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк 13, 1-5).

           Отец Витольд Кавецкий в одной из своих книг вспоминает о встрече с Матерью Терезой. Он пишет:

В одном из итальянских приходов была организована пресс-конференция. Зал был полон. Спрашивали о разном. Одна журналистка задала такой вопрос: «Что надо сегодня сделать, чтобы мир поменялся? В мире хаос, терроризм, мы живём, как на вулкане». Вопрос был задан очень эмоционально, видно было, что женщина сильно переживает, что принимает это очень близко к сердцу. В её речи была какая-то драма, а даже агрессия. Она говорила «Матерь, умоляю Тебя, скажи мне, что надо сделать, чтобы этот мир не разрушился и мы не пропали на веки?» Настала тишина. Мать Тереза задумалась минутку над этим вопросом, а потом спокойно сказала: «Миру и человеку сегодня нужно только одно – обращение». Это был так простой ответ, что было удивительно, как на такой драматический вопрос Мать Тереза могла ответить только: давайте обратимся. Журналистка не сдержалась и еще раз решила спросить, почти крича, что это какая-то чепуха, что это все говорят, Папа римский пишет энциклики о прощении, священники читают сотни проповедей об обращении, что на эту тему написаны тысячи книг, а миру – всё равно. Неужели это может исцелить современный мир и людей? Я сидел рядом с Матерью Терезой и хорошо помню, как сильно она разволновалась, хоть такое у неё редко бывало. Жестом руки она остановила поток упрёков и настойчиво сказала: «Повторяю ещё раз. Миру и человеку нужно сегодня только одно – обращение. Но не такое, что обращается весь мир, а значит – никто». Хорошо помню эти слова: «Обратиться нужно мне и тебе! Не всему миру. Это обращение должно начаться с меня и с тебя. Не надо ждать великих перемен, сами они не придут». Настала тишина, зал умолк.

           Иногда мне кажется, что у нас действительно слишком много разговоров об обращении. Мы же нормальные люди, и вроде нормально живём, не такие уж мы грешники. Но всё-таки, если присмотреться к своей жизни, то с помощью Божьей  благодати мы заметим нашу греховность и необходимость обращения. Только тот, кто осознает эту потребность, способен духовно развиваться. Господь, как терпеливый виноградарь, ждёт нашего обращения. Время Великого поста способствует тому, чтобы это осознать, глянуть в сторону Бога и попытаться повернуться к Нему. Он всегда ждёт.

о. Зенон Генец

 

 

Проповедь 2

 

Бог даёт нам шанс

Дать кому-нибудь шанс, чтобы он попробовал ещё раз, чтобы исправил свою ошибку. Иногда это удаётся с трудом, ведь как снова поверить тому, кто меня предал, не оправдал доверия? Сколько раз мы слышали: «Я ей этого не прощу, не дам ни одного шанса, потому что не заслужила, как она могла со мной так поступить…».

Такие моменты в нашей жизни бывают очень болезненны: вот я стою перед человеком, который сильно упал в моих глазах. Обида, нанесённая им, сильна, в душе боль, горечь. У такого человека нет никаких шансов на то, чтобы его образ в моих глазах как-то изменился. Это понятно, но…

Подобное могло происходить и во времена Иисуса. Многие приходили к Нему не только потому, что внезапно стали чрезвычайно благочестивы или уверовали в то, что Иисус проповедовал словом и делом. Часть из них были просто «зеваками», желавшими увидеть очередное чудо. Много было и фарисеев, искавших повода уличить Иисуса в нарушении Закона Божия и уничтожить.

Иисус мог пренебречь ими, обойти своим наставлением, не дать никакой возможности, видя их хитрость, коварство, лживость. Он сотворил столько чудес, столько добра они видели, но их сердца всё же оставались будто каменными.

К праведным и не таким уж праведным, к набожным и не очень набожным – ко всем обращены слова Иисуса: «Если не покаетесь, все так же погибнете». Это очень сильные слова. Сначала они могут оттолкнуть, напугать. И в какой-то степени так осталось до нынешних времён: религией пользуются для того, чтобы ею «пугать», показывая грозный образ Бога, ад, осуждение, смерть. Но, похоже, что Иисус говорил не совсем об этом. Рассказывая притчу о смоковнице, Он в очередной раз показывает нам образ Бога, взирающего на мир с любовью. И пришёл не судить мир, а спасти. В очередной раз Иисус даёт нам шанс.

– Сруби её: на что она и землю занимает?

– Господин! оставь её и на этот год, не принесёт ли плода.

Таков закон любви Иисуса. Пусть даже человек часто проявляет неверность, недостаёт ему любви, пребывает во грехе – в глазах Иисуса он не безнадёжен, даже если остаётся на фарисейских позициях. Иисус исходит из того, что обращение произойдёт, и даёт человеку очередной шанс, причём не только на изменение своей жизни, но и на то, чтобы он ещё лучше понял, что значит «любить». Главное здесь – ещё раз испытать на себе любовь Бога, ещё раз поучиться любви.

И тут возникает вопрос: хочу ли я и умею ли в своей жизни перенять что-либо из того, чему учит Иисус?

Ивона узнала, что муж ей изменил. Она верила, что они – любящая пара, счастливая семья, а тут такая трагедия. Родственники и друзья говорили ей: «Оставь его, он тебя не стоит. Ты ещё молода, найдёшь себе кого-нибудь другого».

Однажды муж на колени перед ней опускается муж и со слезами на глазах, именем Господа Бога просит о прощении и обещает полную перемену в жизни. Он признаёт, что поступал плохо, что не осознавал, что делает. Он знает, что сильно обидел её и ребёнка. У Ивоны появляется мысль: «Отвергни его, не давай ему шанса, ты ещё молода, а он так обидел тебя». Но добро пересилило. Она обняла коленопреклонённого плачущего мужа и сказала: «Я прощаю тебя, даю тебе этот шанс». Уже больше десяти лет они остаются парой, причём счастливой. Думается, этого не произошло бы, если бы не евангельское решение Ивоны. Она дала мужу шанс: не осудила, а простила.

Как часто мы с лёгкостью осуждаем, а иногда и уничтожаем другого человека. Нам трудно понять и принять падение ближнего. Можно сказать, что и я не такой уж совершенный или святой. Может быть, и лично мне предстоит испытать потребность в том, что кто-то даёт мне шанс? И если даже не найдётся такого человека – то есть бесконечно терпеливого, верящего в меня, твёрдо надеющегося, что я ещё принесу плоды, то и в этом случае ещё нет повода печалиться. Ведь есть Тот, Кто до конца моих дней даёт мне шанс начать заново – Бог.

 

О. Анджей Балук CSsR