Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Пс 118,2

2-е Воскресенье Великого Поста

 

Основная мысль

 

Чтобы быть угодными Господу Иисусу, мы должны «стоять в Господе».

Введение

 

Сегодняшним воскресеньем начинается очередная неделя Великого поста. В этот период, чтобы как следует подготовиться к празднованию воскресения Иисуса Христа, наш долг – бодрствование, обращение и покаяние. Так попросим же прощения у Бога за все наши прегрешения.

 

Акт покаяния

 

Господи Иисусе, завет с Аврамом заключивший, смилуйся над нами.

Господи Иисусе, славу Свою апостолам на горе Фавор показавший, смилуйся над нами.

Господи Иисусе, все наши слабости нам прощающий, смилуйся над нами.

Комментарии к чтениям

 

Чтение 1 (Быт 15, 5-12.17-18)

 

Авраам был бездетным и просил Господа Бога о наследнике. Бог обещал ему сына и многочисленное потомство, а также предрёк порабощение и освобождение избранного народа. В знак того, что все эти обетования исполнятся, Господь Бог заключил завет с Авраамом.

 

Чтение 2 (Флп 3, 17 – 4, 1)

 

Св. Павел, брошенный в тюрьму, не мог лично свидетельствовать о Христе, поэтому писал послания. Жителям Филиппы он пишет, чтобы подражали апостолам и старались не вести себя, как те, кто думают только о приятном. Св. Павел также предсказывает наше спасение.

 

Евангелие (Лк 9, 28b–36)

 

Св. Лука описывает нам преображение и славу Господа Иисуса на горе Фавор; апостолы Пётр, Иаков и Иоанн увидели Иисуса беседующим с Моисеем и Илиёй о событиях, которым вскоре надлежало разыграться в Иерусалиме. Господь Иисус преобразился на горе Фавор, дабы укрепить веру своих учеников.

 

Молитва верных

 

Вознесём наши прошения к Богу, который очень любит нас и хочет спасти:

1. О Святейшем Отце Бенедикте XVI, дабы он вёл святую Церковь ко спасению. Тебя просим…

2. Обо всех христианах, дабы они хорошо и плодотворно прожили период Великого поста. Тебя просим…

3. О детях, дабы они осуществили все великопостные постановления, которые приняли из любви к Господу Иисусу. Тебя просим…

4. Обо всех покойных наших, дабы обетование спасения исполнилось для них как можно быстрее. Тебя просим…

Господи Боже, просим Тебя об этом через Христа, Господа нашего. Аминь.

Процессия с дарами

 

К алтарю мы приносим:

письма детей с великопостными решениями (участие в богослужениях Крестного Пути, добрые дела, отказ от чего-то, помощь другу…);

хлеб, вино и воду, которые во время этой Евхаристии станут нашей Пищей и укреплением.

 

Молитва благодарения

 

Благодарим Тебя, Господи Иисусе, за то, что наполнил наши сердца надеждой спасения и отпущения грехов. Славим Тебя за любовь твою и милосердие к каждому человеку.

 

Заключение

 

После этой мессы давайте вернёмся в наши дома, укреплённые Евхаристией и исполненные доброй воли, и постараемся суметь, особенно сейчас, во время Великого поста, распознать тех, кто нуждается в нашей помощи и поддержке.

 

 

Первое чтение: Быт 15, 5-12.17-18

 

В те дни:
И вывел Господь Аврама вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звёзды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? Господь сказал ему: возьми Мне трёхлетнюю телицу, трёхлетнюю козу, трёхлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассёк их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассёк. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассечёнными животными. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата.

 

Второе чтение: Флп 3, 17 – 4, 1

 

Братья:
Подражайте мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничижённое тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё. Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные.

 

Евангелие: Лк 9, 28b–36

 

В то время:
В то время: Взяв Петра, Иоанна и Иакова, Иисус взошёл на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Пётр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Пётр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели.

 

 

 

Проповедь

 

Почему Церковь напоминает на это событие? Почему в начале Великого Поста слышим рассказ об Преображении Христа? Первый ответ очевиден. Великий Пост дан нам, чтобы и мы преображали свою жизнь. Чтобы наши души были чистыми и блестящими, как одежда Христа во время беседы с Моисеем и Илиёй. И это правда. Но это конечный итог наших действии. Это цель, к которой все мы стремимся. И тут следует поставить следующий вопрос: как достигнуть этой цели?

Жил был один мудрец. Его слава распространилась по свей земле. Услышал про него один мужчина и пожелал встретится с ним, чтобы получить мудрые ответы на сложные, жизненные вопросы. Отправился в долгое путешествие. Несколько лет пришлось ему искать мудреца. А когда на конец то нашел его решил проверить, действительно мудрый ли это человек. При первой же встрече путешественник потребовал от мудреца: какими чудесами докажешь свою мудрость? А тот отвечает: в твоей стороне чудом считается то, когда Бог исполняет человеческую волю, человеческое желание. А в моей стороне чудом считается то, когда человек исполняет Божию волю.

И об этом говорят нам Моисей, Илия и Авраам. Их жизни очень похоже друг на друга. Покидают удобные и тёплые местечка, чтобы идти куда Бог повелел, делать то, что Бог сказал и говорить только Божие слова. Самым ярким примером исполнении Божией воли является Иисус. Как у Моисея, Илии и Авраама находим моменты сомнении, согрешения, заблуждения, так Иисус исполняет Божию волю с начала до конца.

На сомом деле исполнение Божией воли это программа не только на время Великого Поста. Великий Пост помогает нам в этом. Помогает нам научится искать и воплощать Божию волю. И главное, чтобы узнать что Божия воля надо слушаться Возлюбленного Сына Божия, о чём и напоминает нам сам Бог Отец.

О. Мирослав Давлевич CSsR

 

 

Проповедь 2

 

ДВА ОБЛИКА БОГА

 

Иисус, являя Себя ученикам на горе Фавор, дарует им и нам личную встречу с Ним

Иисус привёл на гору троих избранных учеников. Все так называемые синоптические Евангелия доносят до нас предания об этом событии, хотя и расходятся в подробностях. Евангелист Лука говорит так: «Когда молился, вид лица Его изменился». Сейчас нам трудно представить себе, что тогда произошло и как на самом деле проходило Преображение. Но мы знаем, что те трое увидели Его «во славе». Увидели Иисуса таким, каким и мы хотели бы видеть Его всегда: победителя, триумфатора, осиянного славой, способного отменять законы природы. Им было это дано, нам же остаётся верить их свидетельству. А они были так поражены и удивлены, что не знали, как себя вести. Ибо Иисус предстал перед ними во всём величии своей божественности. Уже не сокрытый, а такой, какой есть.

Сегодня Церковь показывает нам, как посчастливилось троим избранным ученикам. Не завидуем ли мы им немного? Наверное, всё же завидуем. Кто из нас не хотел бы хоть на миг встать рядом с ними на горе Фавор? Да, в нашей жизни случаются минуты, подобные тем, что были этой горе, моменты душевного подъёма, когда Бог представляется совершенно очевидным, когда Его присутствие, кажется, можно ощутить на кончиках пальцев, когда мы чувствуем, что Он волнует, влечёт нас… Когда перед нами некий вираж истории, который можно объяснить только Его присутствием, когда мы чувствуем, что видим Бога торжествующего, победившего, Господа нашего…

 

Повседневный опыт – чаще всего опыт креста

Однако эти мгновения подъёма быстро проходят. Нам бы хотелось их задержать, как тем троим ученикам хотелось поставить кущи на горе Фавор, но серые будни со своими заботами и тревогами способны заслонить столь ясное видение Бога.

Как много людей сейчас переживают большой внутренний разлад между верой во всемогущество Бога и разочарованиями дней, в каждом из которых столько трудов, боли и слёз, столько людской беспомощности перед трудностями, что несёт им жизнь. Этот разлад, в свою очередь, порождает вопрос о том, как именно Бог присутствует на этой земле, а зачастую – и подозрение, что Его здесь нет.

Когда стараешься жить честно и не можешь свести концы с концами, когда теряешь надежду на то, что будет работа, будет, где жить, когда видишь, как ведут себя безбожники – как же не возникнуть тогда подозрениям, что Бога на этой земле нет? Или вопросу о бессилии Бога? Когда видишь всё зло, творящееся на свете, очередные аферы, несправедливость, богатство одних и нужду других, когда видишь мир, в котором к человеку относятся, как к одной из шестерёнок огромной производственной машины – не зарождаются ли тогда сомнения в присутствии Бога? Не задаёшь ли себе тогда вопросов о молчании Бога или Его бессилии? Когда видишь невинно пострадавших детей, на тех, кто родился без рук и ног, на миллионы людей, покалеченных в войнах в Чечне или Югославии – не задаёшься ли вопросом о Боге? Где Он, Тот, кто воскрес из мёртвых, отодвинув от могилы огромный камень?

 

Гора Фавор являет нам два облика Иисуса

С этими вопросами в сердце мы приступаем ко чтению сегодняшнего Евангелия. Оно показывает нам два облика Иисуса. Один – это Иисус во славе, победитель и триумфатор. Но мы не можем забыть или пропустить и другого: на горе Фавор рядом с Иисусом появились Моисей и Илия. Они говорили «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме». О Его смерти, распятии, страданиях, боли, унижении. Говорили о Его поражении в глазах этого мира, о бессилии пригвождённого ко кресту Господина жизни и смерти.

А ведь это один и тот же Иисус Христос – преображённый на горе Фавор и униженный на древе креста! Сцена на горе Преображения являет нам эту истину во всей её глубине. Преображение должно было подготовить учеников к этому едва ли не тяжелейшему моменту в их с Иисусом общей судьбе – разочарованию Его смертью, чтобы даже тогда, когда Бог был в наибольшей степени лишён своей божественности, они не усомнились.

Мы знаем, что, несмотря ни на что, ученики не сумели-таки устоять перед разочарованием. Почему? Здесь нам не стоит выносить поспешного суда. Евангелист Лука, описывая преображение Иисуса, обращает внимание на одну подробность, которая, возможно, поможет нам понять трудности, с которыми они столкнулись, а также понять и нас самих.

 

Нельзя противопоставлять Иисуса с Голгофы и Иисуса с горы Фавор

Как раз когда Иисус с апостолами взошёл на гору Фавор, а Моисей и Илия говорили о кресте, учеников сморил сон. Пробудившись, они увидели Иисуса во славе. Разве мы сами не похожи на них хоть в какой-то мере? Разве сами мы не «просыпаем» с такой же лёгкостью ту часть Откровения, что говорит об Иисусе Распятом, о том, что быть христианином – значит трудиться, прилагать какие-то усилия? Разве мы не ожидаем, что Бог будет победителем всегда? А потом, когда случается иначе, удивляемся и разочаровываемся…

Все мы помним о той великой провокации, с которой столкнулся Иисус на Голгофе. К Нему подошёл простой солдат и бросил Ему: «Если ты Сын Божий – сойди с креста». Мы знаем, что Иисус был Сын Божий. Знаем также, что с креста Он не сошёл. Почему не сошёл? Потому что не мог сойти или потому что не хотел сходить? А если не хотел, то почему? Означает ли этот факт, что Он перестал быть Сыном Божиим, исполненным силы и славы?

Мы знаем, что Иисус мог сойти с креста, но делать этого не захотел. Он позволил миру насмехаться над Его пробитыми ладонями. Позволил миру увидеть Его бессильное поражение. Но окончательную победу одержал не мир, ибо неудача Бога, эта видимость бессилия, может длиться самое большее три дня.

 

Нужно уметь продержаться три дня, отделяющие распятие от воскресения

Сегодняшняя Литургия Слова призвана напомнить нам одну очень простую истину: главное в жизни – суметь сохранить верность Иисусу в те три дня, что отделяют распятие от воскресения. Наша серая повседневность часто несёт нам крест и чувство кажущегося бессилия Бога. Но будьте уверены: дни, прожитые в верности Иисусу обязательно кончатся воскресением и победой. Поэтому апостол сегодня призывает: «стойте так в Господе». Продержитесь в Господе эти три дня мрака и креста.

 

Надо помнить наши личные горы Фавор

Но как это сделать? Именно для этого чрезвычайно важны наши горы Преображения; те моменты, когда Бог был таким зримым, близким, дружелюбным и могучим. Это очень важные моменты. Попытайтесь их себе сегодня припомнить, чтобы, когда настанут другие, трудные моменты, моменты боли и огорчений, вы не усомнились в том, что Иисус с горы Голгофа и Иисус с горы Фавор – это один и тот же Иисус Христос, Господь и Владыка, Царь истории, который и твою жизнь может провести сквозь мрак туда, где она окончательно исполнится, туда, где «наше жительство – на небесах».

 

О. Войчех Загродзки CSsR

Проповедь 3

 

1. Прихожане посовещались и организовали паломничество. Целью выбрали санктуарий Божьего Милосердия в Кракове. Группа была смешанной: старики, люди в возрасте, несколько детей с родителями и молодёжь. Наняли автобус: удобный, с кондиционером. Испытали немало возвышенных чувств, особенно в Лагевниках, в Вавельском замке и на краковском Рынке. Обычное дело. А поскольку от Кракова до Закопане лишь сто километров, совместное путешествие решено было продлить на один день. Всё прошло без сучка, без задоринки. Всё, кроме поездки в Закопане. Паломники собирались посетить несколько мест, в том числе и закопанские святыни. Но когда на знаменитой закопанской трассе автобус поднялся на высоту и глазам паломников открылась цепь заснеженных татрских вершин, всем захотелось сходить в горы. Особенно мальчишкам. Они говорили, что взойдут на гору Гевонт. Для начала решили «записать на свой счёт» какую-нибудь долину. Автобус подъехал поближе, насколько это было возможно, к Стронжской Долине. Группа двинулась в путь. И вдруг оказалось, что нет двоих парней – как раз тех, что в дороге заговорили о Гевонте. Отвечавший за людей настоятель заколебался: что делать? Ждать их? Идти за ними? Сообщить спасателям? Посовещавшись, группа пошла в долину, однако тревога осталась. Где эти мальчишки?! И как же удивлены были все, когда спустя два часа, вернувшись, обнаружили их сидящими на камнях у скрещения тропинок. Они дожидались группу. Выразительный взгляд священника вынудил их дать объяснения. Они хотели дойти до креста и вернуться, но не поднялись и на четверть высоты. Переоценили свои силы. И теперь оправдывались ветром, холодом, неподходящей обувью. Наконец один из них сказал: «Просто надо быть в форме, а мы не подготовились. Слишком мало было времени». Все паломники вернулись в автобус. Неприятный привкус непослушания прошёл после нескольких километров дороги, во время которых «герои» восхождения на Гевонт молились светлыми тайнами святого Розария.

2. Период Великого поста – это время подготовки к важнейшему празднику христианства: к воскресению Христа. Сорок дней – это немного, если учесть другие, значительно более продолжительные труды, которые мы взваливаем на себя на протяжении года. Наградой за труд восхождения будет единение с Иисусом, апостолами и пророками, участие в таинстве восхваления Отца, радость понимания тайны преображения. Период поста – это восхождение, и довольно трудное, ибо на высокую гору. Гора символизирует некую ценность, в данном случае – работу над собой. Подняться нужно на гору собственного преображения. Мы не одни, ибо с нами идут Иисус, Пётр, Иоанн и Иаков, а на самой горе мы встретимся с пророками Моисеем и Илиёй. А образцом безоговорочной веры в силу Господа нам служит Авраам с его доверием к Богу. И св. Павел, наставлявший филиппийцев, дабы «стояли в Господе». Все они учат нас, как подготовиться ко встрече с Триединым.

3. Высота горы придаёт ей свою символику: она означает связь неба и земли, ступени духовного развития, упорное продвижение к поставленной цели. В Библии важные духовные события всегда происходят на горах. В частности, на горе Синай Моисей получил скрижали с десятью заповедями. На горах приносили жертвы богам; израильтяне точно так же – истинному единому Богу. Так и мы, подымаясь на вершины наших духовных свершений, идём по стопам апостолов и пророков. Однако к такому восхождению следует подготовиться. Среди многих средств подготовки традиция Церкви особенно выделяет молитву, пост и милостыню. Но есть и другие: добросовестное исполнение своих обязанностей, сдержанность, совершение добрых дел. Что ещё мы можем сделать, чтобы пересилить собственные слабости? «Ставьте цель – и будут силы, не ищите цель для сил», – эти слова поэта актуальны поныне. Знали ли их молодые паломники, в порыве энтузиазма рванувшие на Гевонт? Скорее всего – да, но не понимали и не применили правильно.

 

О. Андрей Жюлковски CM