Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Пс 102,2

1-е воскресенье Великого поста

 

Основная мысль

 

Господь Бог желает, чтобы мы Его любили, уповали на Него и почитали Его.

 

Введение

Великий Пост приглашает нас в большое путешествие: встать на путь веры в Воскресшего Иисуса. Благодать веры мы обретаем в крещении, а затем нам необходимо постоянно ощущать присутствие господа Бога в нашей жизни, чтобы эта благодать в нас не угасла. Помощью в дороге нам будут воскресенья Великого Поста. Участвуя в мессах и слушая Слово Божие, мы сможем преодолевать очередные отрезки пути.

 

Комментарии к чтениям

Чтение 1 (Втор 26, 4-10)

Моисей напоминает израильтянам их историю, как они оказались в Египте. Там они подверглись преследованиям фараона и его войска. Отчаявшись, они воззвали о помощи Господа Бога. И, конечно же, Господь Бог им помог! Он освободил их. Поэтому они должны помнить об этом и приносить Богу благодарственную жертву. А помогал ли когда-нибудь тебе господь Бог? Просил ли ты Его о помощи в трудную минуту? Ты должен осознавать, что господь Бог помогает тебе.

 

Чтение 2 (Рим 10, 8-13)

 

Сегодня св. Павел говорит, что вера начинается в сердце. Именно сердцем мы понимаем, что Иисус – наш Господь. Что это значит? Это значит, что Господь Иисус – важнее всего, что Он любит тебя и желает помогать тебе во всём. Попроси сегодня Иисуса о том, чтобы сердце твоё было хорошим местом для возрастания веры в Него, в Его любовь к тебе и другим людям.

 

Евангелие (Лк 4, 1-13)

 

В любом путешествии нужен хороший проводник. Одни роются в соответствующих книгах, другие ищут людей, которые всё обстоятельно расскажут. На дороге веры нам тоже нужен проводник. Этим проводником для нас является сам Иисус Христос. Сегодня Он учит нас, что Господь Бог – на первом месте. Только Его мы должны слушать и Его почитать.

 

Молитва верных

 

Богу, который желает, чтобы мы любили Его и возрастали в вере, преподносим наши прошения:

1. Господи Боже, просим Тебя, пошли нам своего Святого Духа, чтобы мы прожили Великий Пост в поиске Тебя. Тебя просим…

2. Вверяем Тебе нашего Папу Бенедикта XVI, нашего епископа и всех священников. Пусть проповедуемая ими Благая Весть об Иисусе, Спасителе мира, дойдёт до сердец многих людей. Тебя просим…

3. Дай нам, Господи, чистые сердца, которые будут местом, где сможет возрастать наша вера в Тебя. Тебя просим…

4. Вверяем Тебе все наши проблемы. Дай нам убедиться, что Ты рядом и всегда стремишься помогать нам. Тебя просим…

5. Просим Тебя, Господи Боже, пусть наши упокоившиеся близкие войдут в радость встречи с Тобой. Тебя просим…

Процессия с дарами

 

К алтарю мы приносим дары:

Рюкзак – как символ того, что мы отправляемся в путь;

Священное Писание – как рюкзак символизирует выход в путь, так и Священное писание необходимо, чтобы это был путь веры.

Хлеб и вино, которые станут Телом и Кровью Господа Иисуса. Он желает быть Господом и Спасителем каждого человека.

Молитва благодарения

Слава Тебе, Господи Иисусе, ибо Ты любишь меня, как никто на свете. Ты хочешь быть моим учителем и другом. Ты отдал Свою жизнь за меня. Приглашаю Тебя в своё сердце и хочу, чтобы Ты жил в нём всегда.

 

Первое чтение: Втор 26, 4-10

 

Моисей сказал народу:

Священник возьмёт корзину из руки твоей и поставит её пред жертвенником Господа Бога твоего. Ты же отвечай и скажи пред Господом Богом твоим: отец мой был странствующий Арамеянин, и пошёл в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошёл там от него народ великий, сильный и многочисленный; но Египтяне худо поступали с нами, и притесняли нас, и налагали на нас тяжкие работы; и возопили мы к Господу Богу отцов наших, и услышал Господь вопль наш и увидел бедствие наше, труды наши и угнетение наше; и вывел нас Господь из Египта рукою сильною и мышцею простёртою, великим ужасом, знамениями и чудесами, и привёл нас на место сие, и дал нам землю сию, землю, в которой течёт молоко и мёд; итак вот, я принёс начатки плодов от земли, которую Ты, Господи, дал мне. И поставь это пред Господом Богом твоим, и поклонись пред Господом Богом твоим.

 

Второе чтение: Рим 10, 8-13

Братья,

Что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоём, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся.

 

Евангелие: Лк 4, 1-13

В то время:

Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведён был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. И повёл Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив всё искушение, диавол отошёл от Него до времени.

 

 

Проповедь 1

 

1. Известно высказывание: «Наибольшим успехом дьявола является то, что человек перестал верить в его существование». Если перестал верить, то, как следствие, перестал о нём волноваться. Таким образом ослабляется наша бдительность перед существованием искушения. Тем временем в сегодняшнем Евангелии оно предстаёт с необыкновенной реальностью. В таком случае, надо приготовиться к этой реалии, которая не минует никого. История искушения Иисуса раскрывает некоторые «методы» дьявола. Можно выделить три элемента тактики искушения.

2. Во-первых, в начале искушения дьявол не предлагает плохого, а подталкивает к некоему добру. «Вели этому камню сделаться хлебом». Разве сделать себе из камня хлеб – это грех? Как раз наоборот, наесться хлебом, когда ты голоден, это дело, достойное похвалы.

В этом есть своя тактика. Дьявол знает, что вначале он не сможет склонить человека к очевидно плохому делу, ведь у того есть совесть, «отталкивающая» его от зла. Поэтому он начинает со стирания границы меж добром и злом. Иисус мог бы сотворить из камня хлеб, но сделав это, Он поступил бы вопреки воле Отца, Дух которого привёл Его в пустыню поститься. Так что насыщение в этом конкретном случае было бы отступничеством от Отца. Если бы в такой момент возникли сомнения, как легко можно было бы поддаться искушению! А сколько раз он для нас наступал, такой миг сомнения! Контрацепция – это хорошо или плохо? Развод – хорош или плох? Церковь – нужна или нет? Добрачное целомудрие – это справедливое требование или помеха в любви? Честно платить налоги – это благородство или позёрство?

3. Во-вторых, дьявол очень часто пользуется человеческими слабостями. Он будто бы говорит Иисусу: «Ты очень голоден. Сорок дней ничего не ел. Больше не выдержишь. Хватит уже бороться с голодом. Смотри какой простой есть выход – Ты можешь сделать себе хлеб из камней».

Как часто человека уговаривают перестать уже бороться со своим грехом, ибо человек слаб и наверняка не справится! А сколько людей не подходят к исповедальне, ибо убеждены, что по-настоящему исправиться не смогут! Сколько людей проигрывают битву со своей вредной привычкой, потому что перестают верить в возможность победы! Однако поддаваться в такой момент нельзя! Человек проигрывает свою жизнь не тогда, когда подвергается искушению, а тогда, когда опускает руки и прекращает с искушением бороться.

4. В-третьих, все три искушения были приглашением к тому, чтобы Иисус сделал что-нибудь для себя не по воле Отца. Очень часто дьявол в начале искушения будет пытаться разорвать связь, соединяющую человека с Богом, поскольку знает: пока человек рядом с Богом, дьяволу его не достать. Мы поддаёмся искушению тогда, когда ослабевает наша связь с Богом.

Но для того, чтобы связь человека с Богом не рвалась, её надо поддерживать. Есть три средства, помогающие осуществлять эту поддержку: личная молитва, месса и исповедь. Если хотя бы одно из них отсутствует, связь с Богом слабеет. А иногда мы находим тысячи добрых дел (например: уход за ребёнком, приём гостей, крайне срочная работа и т. д.), чтобы оправдаться перед самим собой за отказ от мессы, молитвы либо исповеди. И в результате наша связь с Богом ослабевает. Способность сопротивляться искушениям снижается.

5. Почему во время войны так важна разведка? Потому что знание стратегических намерений противника значительно облегчает достижение окончательной победы. Может быть, именно поэтому в начале великого поста Церковь предлагает нам задуматься над искушением Иисуса. Ведь, если мы входим в период нашего обращения, то «великий завистник», коим является злой дух, не останется к этому безучастным. А понимание методов искушения значительно облегчит сопротивление соблазну. Да и не должен Божий человек бояться дьявола. Ведь Иисус оказался сильнее!

О. Войчех Загродзки CSsR

 

Проповедь 2

 

ПЕРЕД ДИЛЕММОЙ «БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ»

Вступление

Мы начали Великий Пост. В очередной раз в минувшую среду мы приняли на голову горсть пепла. Можно сказать: символ, которому сопутствовали всё те же слова: «Помни, человек, кто ты!»

Интересно, что слова эти не зовут нас задуматься над тем, чтó у нас есть, а говорят о том, ктó мы есть. Если вспомнить фундаментальную истину нашей веры: что человек призван к жизни, и жизни вечной, то ответ мы найдём в продолжении этой фразы: «Прах ты и в прах обратишься». То, чем ты владеешь, потеряет значение. А о том, что может сохраниться, мы спрашиваем по-другому, а именно: кто ты?

Быть или иметь?

Есть такая сказка, мы хорошо её знаем. Сказка о рыбаке и золотой рыбке. В ней есть два ключевых персонажа, представляющие два разных образа жизни.

Когда рыбак слышит, что могут исполниться три его желания, он приходит в замешательство. Похоже, что он ничего не хочет, что ему для счастья уже ничего не нужно. Он счастлив тем, что тяжело, но добросовестно работает.

Другой персонаж – его жена. Постоянно ворчащая, необыкновенно жадная и ненасытная, но при этом грустная и несчастная. Ничто не может её удовлетворить. Ненасытная жажда обладания не даёт её передохнуть. Она хочет иметь всё больше. И хотя количество вещей, которыми он завладевает, непрерывно растёт, жена рыбака недовольна всё больше, и становится ещё более и сердитой и зловредной.

Выглядит так, будто от начала истории человечества эти два образа жизни стремятся каждый овладеть человеком и придать свои черты человеческой природе. Об этом же говорит и Библия.

Человек есть то, чем он владеет или то, кем он становится?

Библия толкует этот вопрос однозначно: человеческий грех появляется тогда, когда ценность своего существования человек ставит в зависимость от того, чем владеет. Адам и Ева хотели быть, как Бог, обладать такими же знанием и силой, как Творец. Каин убивает брата, потому что завидует, а ведь зависть – это неодолимая жажда обладания тем, чем владеет кто-то другой. Человек думает: Я существую, а значит – владею! Я важен, потому что у меня есть титулы, положение, знания, умения, деньги, слава, приятные ощущения и т. д.

Жажда обладания имеет одну губительную особенность: она ненасытима, а аппетит, как гласит пословица, приходит во время еды. Чем больше у нас есть, тем более мы ненасытны, а также завистливы и беспокойны; в нас просыпается дух соперничества, мы хотим занимать первое место, играть первую скрипку, пока в финале, когда нам, несмотря на все усилия, всё равно чего-то не хватает, нас охватывают печаль и разочарование. Мы попадаем в порочный круг: иметь больше и больше, а радости как не было, так и нет. Вдобавок мы ещё и становимся рабами того, чем владеем. Мы становимся жертвами собственных слабостей, что в итоге ведёт к утрате нашей подлинной сути, того, что мы люди, дети Божьи и ученики Христовы.

Христос и сатана

В сегодняшнем евангелии мы становимся свидетелями очень интересного диалога, разворачивающегося между Христом и сатаной. Две жизненных позиции, два способа жить. Христову «быть» сатана противопоставляет своё «иметь».

И до чего же мощно всякий раз звучат слова Христа в Его отповеди дьяволу!

Не хлебом одним будет жить человек.

Самое важное в человеческой жизни не то, чем человек может обладать, даже если это кажется необходимым для жизни (как, например, еда). Важно быть – становиться похожим на Бога. Существовать во всей полноте, как Он, то есть быть для других, любить. Человек становится человеком, когда его жизнь наполняет любовь к Богу, которая, по словам св. Павла, разлита в сердцах наших, и которая есть способом существования Бога. Существовать не в эфемерном и ничего не значащем в глазах Бога и мудрых людей блеске обладания, а в Любви, которая вечна и никогда не перестаёт.

Господу Богу твоему поклоняйся.

Рабство обладания – это тщеславие. Иисус хорошо знал, что, поклонившись сатане, признает тем самым его правоту. Это будет знаком согласия с сатаной, для которого обладание равнозначно существованию. В итоге это может означать, что то, чем мы владеем, может быть нашим господином, которому мы будем служить. А ведь это не так. Поклоняться надлежит Богу, имя которого: «Сущий». И потому – не поклоняться другому богу, кроме Бога Единого, Господа и Творца неба и земли.

Не искушай Господа Бога твоего.

Мы всегда стоим на перекрёстке, на краю житейской пропасти – даже в том случае, когда храм рядом – когда пытаемся совместить жизнь с обладанием. Это не что иное, как попытка подвергнуть Божию любовь испытанию. Св. Павел об этой любви пишет: «Он, будучи образом Божиим … смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Можно ли предъявить более убедительное доказательство любви, чем такое – когда кто-то отдаёт собственную жизнь? Может ли быть большее доказательство того, что нас опекают, «носят на руках», чем то, которое дал нам Иисус Христос – Добрый Пастырь, принявший смерть за своих овец?

В разговоре с дьяволом Иисус показывает свою силу, он твёрд и нерушим в своих убеждениях. Сегодня Иисус разговаривает с сатаной ради нас, чтобы мы поняли, что смысл нашего паломничества здесь, на земле, заключается не в том, чем мы владеем, а в том, кто мы есть и кем будем. Наша «ценность» зависит от того, на сколько мы будем похожи на Иисуса из Назарета и облечёмся в Него.

Как жить?

Попасть в ловушку обладания очень легко. Легко поддаться тенденции любой ценой сделать карьеру и добиться успеха, славы, богатства. Иисус показывает нам сегодня, как всему этому можно сопротивляться. Никогда не поздно свернуть с пути, избранного по ошибке.

О таком решительном жизненном повороте рассказал в одной из своих книг Жан Ванье. Работая преподавателем в университете, Ванье постоянно был окружён студентами. Но это вовсе не было для него поводом к радости. Ибо он заметил, что студенты тянутся к нему не ради его личности, а потому, что ценили его «голову» – знания и способности, которыми он обладал. Тогда ему захотелось быть для кого-то – то есть любить и быть любимым не за то, что у него что-то есть, а просто потому, что он есть. Он затосковал по такой жизни, такому окружению, таким людям, которые любили и уважали бы друг друга только за то, что они есть. Вскоре Ванье нашёл для себя такое место, где мог чувствовать себя кем-то лишь потому, что он есть. Он оставил университет и поселился среди обделённых природой людей, для которых не имели значения его академические степени, научные достижения, обширные познания или общественное положение, а важно было лишь то, что он есть. В общине, в которой он живёт вместе со своими умственно неполноценными друзьями, Жан Ванье отыскал смысл своей жизни и подлинную радость.

Время принимать решение

Мы начали Великий Пост. Это очень хороший повод присмотреться к своей жизни. Насколько я существую лишь постольку, поскольку владею либо не владею чем-нибудь? На кого из персонажей сказки о рыбаке и золотой рыбке я похож? Нет ли у меня случайно какого-нибудь божества, коему я поклоняюсь? Время Великого Поста – время преображения. Слово Иисус зовёт меня принять решение: «Будь и люби, как Бог! Становись кем-то благодаря тому что ты есть! Отринь искушение во что бы то ни стало обладать!» Великий Пост – это время дать ответ на Божий призыв.

 

О. Мирослав Гракович CSsR