Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив Пс 102,8

6-е Воскресенье Пасхи

 

Главная мысль

Христос в Святом Духе пребывает в Церкви своей.

 

Введение

Воскресший Иисус – посреди нас. Он живёт в Своей Церкви. И мы хотим увидеть Его присутствие, когда Он будет говорить с нами и придёт в святом Причастии.

 

Акт покаяния

Мы не всегда любим Бога, не исполняем Его главной заповеди. За каждый раз, когда мы проявили недостаточно любви, попросим сейчас прощения у Господа Бога. Исповедуюсь перед Богом…

 

Комментарии к чтениям

Чтение первое (Деян 15, 1-2.22-29)

Сегодня из Деяний апостолов мы узнаём о том, что происходило в первые годы существования Церкви. Когда возникли разногласия, в Иерусалиме был созван первый Собор. Что же было решено на первом Соборе в Духе Святом? Давайте послушаем…

 

Чтение второе (Откр 21,10-14.22-23)

Св. Иоанн описывает своё видение Церкви – Святого Града. Обратим внимание: как много в нём света, исходящего от Агнца, то есть Христа.

 

Евангелие (Ин 14, 23-29)

Иисус, предсказывая Свой уход из этого мира, обещает, что мы не останемся одни. Люди получили Духа Святого, который по сей день с нами. Послушаем внимательно, чтобы узнать, какими дарами Она нас одаривает.

 

Молитва верных

Господь Иисус обещает нам Своё присутствие посреди нас. Так помолимся же ему с великим упованием:

1. Помолимся о Церкви святой, дабы она указывала нам путь ко Господу Иисусу. Тебя просим…

2. Помолимся о Святом Отце, дабы пример его жизни укреплял нас в вере.

3. Помолимся за наши семьи, дабы в них царила взаимная любовь и доброжелательность. Тебя просим…

4. Помолимся за больных и страдающих, дабы они сумели пожертвовать свои страдания Господу Иисусу. Тебя просим…

5. Помолимся за наших умерших близких, дабы они открывали свои сердца, принимая Божий дар покоя. Тебя просим…

Добрый Отче, Ты послал нам Своего сына Иисуса Христа. Просим Тебя, услышь наши молитвы и соделай так, чтобы Его пришествие позволило нам принести добрые плоды в нашей жизни. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

 

Процессия с дарами

Дары приносит семья, являющаяся Домашней Церковью – ячейкой Церкви.

Книгу Священного Писания – пусть она даёт нам забывать о том, что Святой Дух напоминает и наставляет во всём том, чему учил Иисус Христос;

Свечи – пусть они напоминают нам, что Иисус Христос, пребывающий в Церкви, есть истинный Свет;

Хлеб и вино – пусть напоминают нам о труде, который проделать каждому из нас, любя Господа Бога каждый день, дабы радость Божия пребывала в наших сердцах.

 

Молитва благодарения

Слава Тебе, Господи Иисусе, приходящий в наши сердца! Мы хотим прославлять Тебя каждым мгновением нашей жизни. Пусть наилучшим прославлением Тебя будет любовь наших сердец. Пусть радость Божия никогда не покидает их, дабы Ты был прославлен.

 

Заключение

Господь Иисус не оставит нас сиротами. Он будет с нами всегда, если мы будем слушать Его и открывать наши сердца Ему навстречу. Иногда это бывает трудно. Поэтому просим о Божием благословении.

 

Первое чтение: Деян 15, 1-2. 22-29

В те дни: Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия – находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться: Поскольку мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак, мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».

 

Второе чтение: Откр 21,10-14. 22-23

И вознёс меня Ангел в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Храма же я не видел в нём, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец.

 

Евангелие: Ин 14, 23-29

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и мы придём к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Моё, но пославшего Меня Отца. Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам». Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу»; ибо Отец Мой более Меня. И вот Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.

 

Проповедь 1

Мир и любовь

Дошкольники толкаются, пытаясь занять место поближе к своей воспитательнице.

Мальчишки машут кулаками, выясняя, кому играть с надутой автомобильной камерой.

Девчонки косятся друг на друга: у кого лучше колечки да цепочки.

Соседи препираются из-за… впрочем, вы и сами можете сказать, из-за чего.

Страны и народы воюют за первенство, за преимущества, за земли.

Люди спорят о разном –

О пустом и о важном, о великом и малом, о необходимом и о лишнем, о реальном и существующем лишь в воображении.

Я не настолько самонадеян, чтобы осмелиться каким-либо образом классифицировать тот спор, о котором сегодня говорит нам Слово Божие, но это было «немалое состязание».

Как мало мы знаем ту эпоху, тех людей и их проблемы…

Дело должно было касаться очень важных вещей, раз апостолы уже после сошествия святого Духа подходят к нему с такой тщательностью, таким вниманием. Предпринимают по этому поводу столько действий, созывают первый иерусалимский собор. Преодолевают дальний путь, дискутируют.

Читая книгу Деяний Апостолов, мы находим ключ, отпирающий захлопнутую дверь, развязывает запутанный узел, прекращает споры, гасит ненависть.

Никого не переубеждаю – только Иисус может дать нам и даст эту благодать. Ни на кого не намекаю, ибо мне в этом вопросе более, нежели другим, необходимы просвещение, усилия и труд, но, ради верности Божиему Велению обратимся сами к себе: когда возникают споры, разногласия, конфликты, когда брызнет яд ненависти – давайте, по примеру апостолов, прислушаемся к голосу рассудка… пойдём на уступки… зажжём огонь любви.

Это и есть Божий Призыв, звучащий для нас в сегодняшней Литургии Слова. Необходимо дать на него ответ, иначе Церковь в нас не будет развиваться, а рухнет, и наше духовное строительство застопорится.

Только в атмосфере здравомыслия, уступок и любви зарождается мир, возрастает Церковь, растёт Иерусалим Мессианских времён – Царство Божие.

Сегодня мы уже лучше понимаем Церковь, нашу встроенность в неё, нашу и её взаимозависимость.

Я знаю, что, когда во мне утихает любовь, то в какой-то мере обедняется вся Церковь. Если жизнь Божия отмирает во мне, то болеет вся Церковь. Если во мне есть ненависть или неприязнь – лихорадит всю Церковь.

Слова Иисуса, касающиеся того, о чём мы сегодня размышляем, ясны и комментария не требуют: «Кто любит Меня… Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14, 23).

Я должен заботиться о себе, что значит: заботиться о благе Церкви.

Приступать к Господней Трапезе без мысли о Теле Христовом, то есть о Церкви, св. апостол Павел считает недействительным, поскольку невозможно соединяться со Христом, не соединяясь одновременно и с братьями… Апостол желает, чтобы те, кто участвует в Евхаристии, взаимно заботились друг о друге, чтобы интересовались своими братьями и чувствовали свою ответственность за общину Христа, то есть за христианскую общину, за Церковь.

Это не совет набожным аскетам, а задание всем.

«Слово же, которое вы слышите, не есть Моё, но пославшего Меня Отца» (Ин 14, 24).

Задумаемся над ним, чтобы настал мир.

Мир, который есть дар Иисуса, но и следствием Его дара, и нашего ответа на этот дар.

Сестра мира, без которой его быть не может – любовь. Мы много говорим о любви.

Мы просим любви, добиваемся её для себя, призываем любить… ибо знаем по себе, как великолепно она нам служит, как прекрасно она нас «устраивает».

Но кто на самом деле умеет любить?

Кто не ищет своего?

Кто не скупится?

Кто не превозносится?

Немногие.

Ибо совершенная любовь приходит в Духе. Он учит нас всему (Ин 14, 26). Любовь – плод жизни с Богом. Не традиционной религиозности, вышколенной, заученной, а личного выбора и со-жития с Богом… устремлённости на Бога, на Христа.

«Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему».

Через две недели – торжество Его Сошествия. Оно напомнит нам, что Бог, Наисовершеннейшая, Неутомимая Активность – «Отец Мой делает, и Я делаю» – совершает чудесные, невыразимые словами деяния: Отцовская Опека, Любовь, Освящение, Спасение.

Кроме Литургии, есть сверхъестественная реальность нашей веры. Вечно живая, пульсирующая вне зависимости от праздников. Дух веет, где хочет и когда хочет, т. е. всегда и везде.

«Душа христианина в глубине своей с момента крещения светла, лучиста и бесконечно чиста из-за обитающей в ней Пресвятой Троицы… Всем своим существом он погружён в бесконечную Божию любовь» (А. Каффарель «Пред лицом Бога»).

Зло, которое мы обнаруживаем в себе, исходит не из глубины, а с берегов, с окраин нашей жизни.

«Это не само естество детей Божиих заражено грехом, а только те закоулки их душ, до которых не достигло Евангелие» (А. Каффарель «Пред лицом Бога»).

Когда зарождаются конфликты, необходимо вернуться к глубине, сойти с окраины. Позволить любви одолеть очаги сопротивления, в которых родится зло, чтобы она овладела всем пространством нашего внутреннего мира.

Давайте решимся жить глубиной.

Тем местом, где обитает в нас сияние божества, где царит святая любовь, где мы – больше не случай, а становимся избранными детьми Божьими.

А тогда… наверное –

Дошкольники перестанут толкаться за место возле воспитательницы…

Мальчишки прекратят драться за резиновую камеру…

Девчонки не будут дуться одна на другую из-за колечек и цепочек…

Соседи будут улыбаться друг другу и делать добро…

Наверное! Ибо это всегда в большой мере зависит от нас.

Человек может многое испортить, а Бог может всё поправить.

Человек может всё уничтожить, а Бог может всё сотворить.

Бог есть Сила, но не насилие. Мы должны позволить Ему святую власть над нами – и тогда будем Божьими детьми и братьями друг другу.

О. Станислав Островский CSsR

 

Проповедь 2

Дорогие!

Представьте себя в объятьях своей мамы, своего папы. Почувствуйте себя ребёнком, полным доверия и открытости, полным покоя и счастья, потому что находится под их защитой!

Иисус неоднократно говорит нам в Евангелии, что если не обратимся и не будем как дети, не войдём в Царство Небесное.

Сегодняшняе Евангелие, а также те, над которыми мы размышляли в последние воскресенья, показывают нам Иисуса как ребёнка, как сына.

Иисус приглашает нас «быть как дети», потому что сам есть «ребёнок», сын Отца и знает, как это великолепно – быть «ребёнком».

Поэтому давайте посмотрим на пример Иисуса. Мы тоже хотим быть «как дети».

Иисус был ребёнком не только в детстве, но остался ним, когда достиг 30 лет и мог вполне считать себя взрослым. Он постоянно обращался к Отцу как возлюбленный сын. Молитва, общение с Отцом, была для Него не обязанностью, а радостью, необходимостью, счастьем. Иисус был влюблён в своего Отца, обращался к Нему ласково: Авва, Папочка, гордился Ним. Сколько раз – и сегодня мы это тоже слышим – Иисус заявлял, что слова, которые Он говорит, это не Его слова, а слова Отца! Сколько раз с радостью Иисус заявлял: «Я и Отец одно», «кто видит меня, видит Отца» или сегодняшние слова: «Иду к Отцу, ибо Отец мой более меня» и т. д.

В Евангелии от Иоанна Иисус 112 раз произносит слово «Отец»! Все высказывания Иисуса об Отце свидетельствуют о том, что любовь Отца для Иисуса была самой главной.

Очень важным моментом для Иисуса было крещение в Иордане, во время которого Отец торжественно заверил Его: «Ты Сын мой возлюбленный, в котором Моё благоволение».

Иисус всю свою жизнь отвечал на любовь Отца. Хотел, чтобы Он прославился в Его делах, чтобы мир поверил в Отца, чтобы мир узнал, как Он любит Отца. Поэтому Он творил то, что заповедал Ему Отец. Поэтому был послушным Отцу, даже до смерти крестной.

Поэтому Иисус, как счастливый сын Отца, имеет право учить нас о пути, который ведёт к счастью. Поэтому и говорит: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное».

Как мы можем стать детьми? Чему дети могу нас научить?

Ребёнок живёт в зависимости от родителей, в зависимости, которая даёт жизнь, которая питает любовью и добром. Ребёнок, интуитивно осознавая свою слабость, доверяется родителям.

Ребёнок никогда не подозревает любви. Любовь родителей для него очевидна, он не сомневается, что его любят.

Ребёнок никогда не думает о том, что должен заработать, заслужить любовь.

Ребенок верит в любовь, знает, что его любят и хочет получать любовь.

Дорогие! Созерцание того, что происходит между младенцем, ребенком, и родителями, помогает нам правильно построить своё детское отношение к Богу!

Мы, когда взрослеем, становимся самодостаточны, независимы, самостоятельны. Это хорошо, но в духовном плане мы должны оставаться детьми, то есть осознающими необходимость зависимости от Бога Отца. Мы не должны сомневаться в том, что мы возлюблены, мы не должны подозревать Бога в том, что Его любовь к нам корыстна. Так как, пребывая в этой зависимости, в полном доверия и упования соединении, мы можем сохранить настоящую радость, мир и счастье даже в трудные ситуации, в минуты горя, страдания и проблем!

В французском фильме «Медвежонок» автор, умелый наблюдатель, прекрасно показывает жизнь молодого медвежонка в лесу. На прогулке ему интересно было на всё посмотреть, с каждым поиграть, он радовался всему, был беззаботным и счастливым. Вдруг вся эта идиллия, как хрусталь, разбилась. Перед малышом появился хищник, который маленькими шагами начал приближаться к своей жертве, показывая свои зубы и когти. В глазах медвежонка появился страх и ужас. Испуганный до смерти, начал малыми шагами отходит назад. И вдруг случилось что-то невероятное. Хищник, опустив хвост и спрятав свои зубы, развернулся и убежал, напуганный. «Какой я сильный, меня уже и хищники боятся», подумал, наверное, удивлённый происшедшим медвежонок, и в этот момент оператор фильма показал задний план, который все объяснил. За спиной медвежонка появилась огромная медведица, мама малыша.

Дорогие! Если мы возлюбленные дети Бога Отца, то с нами ничего плохого не случится, а если даже и будет на нас возложен «тяжёлый» крест, то мы не одни. С нами любящий Отец, с которым и для которого стоить стоять до конца, как Иисус!

Иисус не только призывает нас к такому отношению к Отцу. Иисус не только даёт нам пример своей жизни. Он также даёт нам Духа Святого, который «научит нас всему, что Он говорил», который помогает нам обращаться к Богу Отцу славами: Авва, Папочка. Мы не сами, потому что, если только будем любить Иисуса, то есть если будем соблюдать слова Его, тогда Отец Бог и Иисус Сын «придут к нам и обитель у нас сотворят».

О. Дариуш Пашинский CSsR