Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив Пс 102,8

5-е Воскресенье Пасхи

 

Основная мысль

Новая Заповедь Любви.

 

Введение

Взаимная любовь – это характерная черта, отличающая людей, верующих в Бога и возлагающих на Него надежды. Если наша жизнь будет богата деяниями любви, Бог будет жить среди нас и мы будем Его народом, а Он будет «Богом с нами».

 

Акт покаяния

Господи, неустанно призывающий нас ко взаимной любви, смилуйся над нами.

Христе, дающий нам силы хранить веру, смилуйся над нами.

Господи, отирающий с наших глаз всякую слезу и творящий всё новое, смилуйся над нами.

 

Комментарии к чтениям

Чтение 1 (Деян 14, 21-27)

Ученики, укреплённые Святым Духом, пошли по всему свету, чтобы проповедовать Благую Весть и увещевая пребывать в вере, несмотря на различные трудности. Послушаем, как много Бог соделал через них…

 

Чтение 2 (Откр 21, 1-5)

Любовь приводит к тому, что наши серые будни приближают нас к небесному Иерусалиму. Бог обладает силой сотворить всё новым и прекрасным. Как будет выглядеть этот Святой Град по описанию св. Иоанна Апостола?

 

Евангелие (Ин 13, 31-ЗЗа. 34-35)

В сегодняшнем Евангелии Иисус оставляет своим ученикам завещание, в котором содержится то, что было для Него самым важным. Каждый, кто друг Богу, призван подражать Христу, словом и делом исполняя Новую Заповедь. К чему зовёт меня мой Учитель и Наставник?

 

Молитва верных

Господи Иисусе, чего нам не хватает, потому с упованием представляем Тебе наши прошения:

1. Просим за святую Церковь, пусть взаимная любовь будет знаком принадлежности ко Христу. Тебя просим…

2. Просим за Святого Отца, епископов и священников, пусть увещевают народ Божий пребывать в вере. Тебя просим…

3. Просим за детей, приступающих в этом году к первому Причастию, пусть они навсегда останутся учениками Иисуса. Тебя просим…

4. Просим за тех, кто страдает, пусть они через любовь близких людей ощущают близость Того, кто есть «Бог с нами». Тебя просим…

5. Просим за всех, переступивших порог смерти, пусть Новый Иерусалим станет их уделом. Тебя просим…

6. Просим за нас, здесь собравшихся, пусть любовь придаст смысл нашей жизни. Тебя просим…

Господи, Ты уже услышал нас. Будь прославлен ныне и навеки. Аминь.

 

Процессия с дарами

Мы призваны открывать наши сердца и взоры навстречу другому человеку, чтобы с радостью и энтузиазмом исполнять Заповедь Любви. Приносим наши дары, в которых выражаем нашу любовь:

сердце с записанными на нём добрыми делами – оно выражает наше стремление ежедневно самой нашей жизнью отвечать на Заповедь Любви.

вино, воду и белую гостию – которые станут Телом и Кровью Того, Кто возлюбил нас до конца, и укрепят нас, дабы мы истинно жили любовью к Богу и людям.

 

Молитва благодарения

Господи Иисусе, Источник нашей любви, Ты необходим нам, чтобы мы действительно были Твоими учениками. Пусть Пресвятое Причастие, принятое нами, соединяет нас с тобой, дабы мы неустанно помнили, что мы – Твой народ, а Ты – Бог с нами. Будь восславлен в нашей жизни добрыми словами и делами ныне и во все дни наши. Аминь.

 

Первое чтение: Деян 14, 21-27

 

В те дни: Павел и Варнава обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию. И, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили. Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.

 

Второе чтение: Откр 21, 1-5

Я, Иоанн, увидел новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с нёба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.

 

Евангелие: Ин 13, 31-ЗЗа. 34-35

Когда Иуда вышел из горницы, Иисус сказал: Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нём. Если Бог прославился в Нём, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его. Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

 

 

Проповедь 1

Литургия слова сегодняшнего 5 воскресенья Пасхи, постепенно подготовляет нас к скорой разлуке  с Воскресшим Иисусом в тайне Его Вознесения. “Дети, недолго уже быть Мне с вами. Будете искать меня, но куда Я иду, вы не можете придти” (Ин 13,33). Иисус Христос, но много раньше перед своею крестной смертью знал, что ученики Его то есть апостолы но и потом все люди всех веков, будут тосковать по Нём, по Его любви по близости с Богом. Иисус тогда уже знал, что тоже современному человеку не хватить иметь лишь сознание что исторический Иисус когда-то существовал, Он знал что тоже современный человек будет искать Его, будет спрашивать: как ныне в своей жизни могу я встретить Иисуса – реально почувствовать Его присутствие? Святой Августин был прав: наше сердце беспокойно, пока не упокоится в Боге. Сегодняшнее чтения очень обстоятельно говорят нам об реальной присутствии Иисуса в нынешнем мире. Прежде всего в церковной литургии, когда община верующих собирается вместе в храме чтобы молится. Об этом говорит святой Апостол Иоанн в символичным образе небесной литургии во вторым чтению:     я увидел святой город Иерусалим – то есть Церковь, который: “приготовленный как невеста” (Откр 21,2) сокровищами молитв и таинств, есть истинным местом встречи люди с Богом, где: “Он обитает с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их” (Откр 21,3). Вот именно во время молитвы в храме Иисус становиться наиболее присутствующим: „ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф 18,20). Вторым доказательством живущего посреди людей Христа, является Церковь вместе с епископами и священниками. В сегодняшним отрывке из книги Деяний святых Апостолов, мы увидели деятельность первых епископов Павла и Варнавы, которые в общинах верующих: „Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу” (Деян 14,23). Каждый епископ и каждый священник есть живым доказательством присутствия Христа в этом мире. Однако это Церковь и её любовь (caritas), есть набольшим доказательством присутствия Иисуса посреди людей. Любовь Церкви это любовь Матери к своим детям и взаимная любовь всех детей. Любовь ко всем верующим, но тоже к имеющим сомнения в своей вере в Бога. В конце концов  Любовь Церкви это любовь направлена даже к неверующим в Бога. Итак надо сказать: если умеешь оказывать любовь даже ненавидящим Тебя – это значит что Ты являешься самым лучшим свидетелем присутствия Христа в этом мире. Теперь спрошу самого себя: я ли истинный, отчётливый и достоверный свидетель живущего в современном мире Христа?

отец Кшиштоф Бугара

 

Проповедь 2

О взаимной любви

Святая Тереза Младенца Иисуса оставила нам прекрасное наставление: «Где нет любви – привнеси её туда, и там обретёшь любовь».

Пасхальные каникулы давно прошли, а Павел так и не взялся за учёбу. Не читает, не пишет, лишь «калякает» кое-как в тетрадях. Они полны неясных букв и рисунков. Барбара, его учительница, уже махнула на него рукой. «Останется на второй год, это умственно отсталый ребёнок»,– говорит она. Директор школы в понедельник приходит в этот класс на открытый урок. И сразу понимает, что с Павлом что-то не так. «Почему он такой?», – спрашивает директор учительницу. «Он умственно отсталый» Директор спрашивает ещё: «А вы его родителей вызывали?». «Я написала однажды замечание в тетради Павла; они подпись поставили, но сами не пришли».

На следующий день школьный педагог Ивона отправляется к Павлу домой. Возвращается поражённой. Кто подписал ту тетрадь? Павел дома до позднего вечера один. Готовит ужин себе и дедушке, затем наводит порядок и только после этого может расстелить постель и ложиться спать. Родители всегда возвращаются с работы очень поздно. Павлу только семь лет…

В четверг Барбара смотрит на Павла другими глазами. Она приняла его в своём сердце таким, какой он есть: нет, он не недоразвитый. Это всего лишь ребёнок, которому не досталось человеческого семейного тепла. Она больше не ограничивается вопросами, а разговаривает с ним, пытается сблизиться. Спустя пару дней ласково гладит руку Павла, когда тот неловко пытается писать… и не верит своим глазам! Павел пишет всё лучше. Его буквы складываются в короткую фразу: «Я вас люблю». Барбара уже не думает о том, что Павла можно оставить другой учительнице. Лучше она будет ему помогать, чтобы он догнал одноклассников.

Вот чего можно добиться жестом любви! А насколько часто рядом с нами складываются подобные ситуации? Наверное, каждый из нас мог бы поделиться такими наблюдениями. Давайте посмотрим, каковы наши взаимоотношения в семье, в школе, на работе, в кругу друзей. Какое место занимает в нашей жизни Иисусова заповедь взаимной любви, о которой мы слышали несколько минут назад?

Евангелие показывает нам встречу учеников и Христа в Горнице в тот важный вечер четверга. Иуда как раз вышел, атмосфера стала более спокойной и семейной. В такой обстановке даёт ученикам Новую Заповедь: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». Он делает это перед своим уходом, указывая на то, что благодаря их взаимной любви Он сможет остаться с ними, незримый, но живой и действующий. Отсюда и значительность слова «как», в котором заключается новизна и оригинальность Иисусовой заповеди любви. Любя, как Иисус, ученики, а затем и христиане будут продлевать Его присутствие, сами будут Его присутствием, Его «видимым телом». Для нас это очень важно, поскольку именно этим проверяется сущность и подлинность Церкви как общины: «По тому узнают все, что вы Мои ученики».

Поскольку христиане не должны довольствоваться обычной, повседневной любовью, поскольку наша взаимная любовь должна строиться по образцу любви Христа, то давайте посмотрим, как Он любил. Иисус возлюбил нас первым, Его любовь ничего нам не стоила. Он явил нам бесконечную любовь Отца, который есть источник всякой любви. Иисус любил безгранично, до последней капли крови, которую пролил за нас на кресте. Он любил даже врагов своих, охватывая всех своим искупительным деянием. Его любовь созидательна, то есть любя нас, Он делает нас добрыми, как бы придаёт нам новую ценность. Христос любит нас не потому, что мы добродетельны, обладаем достоинствами и заслугами, что-то значим. Нет, мы становимся ценными и дорогими оттого, что Он нас любит.

Кто-то может сказать, что эти слова звучат слишком нереально и мистически. Ведь любить так – очень трудно, да наверное и невозможно… Однако, если взглянуть глубже, мы заметим, что они непосредственно влияют на то, как мы проживаем день за днём наши взаимные отношения. Достаточно лишь помнить, что любви необходимо учиться и что она есть дар, который мы должны принять и передать другим. Только верой, которая позволяет открыть Лик Иисуса и припасть к Нему, может возрастать в нас любовь к Нему и стремление любить других так, как Он любил. Насколько мы принимаем Христа, насколько позволяем Ему объять нас и жить в нас, настолько можем и уделить Его близким. Такая любовь, являющаяся продлением присутствия Христа в нас и посреди нас, проявляется в мелочах, жестах, простых словах. Важно давать эту любовь в тёплом взгляде, в согласии, в удивлении, в неизменно доброжелательном принятии другого человека. Тогда наши человеческие отношения, будь то между родителями и детьми, между мужем и женой, между друзьями или членами какой-то группы, станут знаками любви Иисуса к каждому из нас и сотворят из нас настоящую общину Его учеников.

Так было в одном из приходских детских кружков, о чём рассказала 10-летняя Даниэла:

«Однажды я поругалась с двумя своими подружками. Так разозлилась на них, что даже видеть больше не хотела. Потом, когда мы пришли в школу, я подумала о Евангелии и нашла в себе силы попросить прощения; и попросила-таки. Я почувствовала, что моё сердце наполняется радостью. И поняла, почему Иисус не хочет, чтобы мы ненавидели друг друга, а хочет, чтобы мы друг друга любили, ведь мы все – дети одного и того же Отца, а значит – братья и сёстры».

О. Сильвестр Цабала CSsR

 

Проповедь 3

 

 

Когда мы читаем сегодня фрагмент Откровения апостола Иоанна, нам открывается новое небо и новая земля.

Новизна.

Есть такие люди, которые любят новшества, новинки, например, кулинарные, выдумывают что-то новое. Есть и такие, которые привыкли к старому, проверенному. Им не хочется пробовать то, чего они не знают. Им хватает того, что они уже знают и умеют.

А к какой группе относишь себя ты?

Почему я спрашиваю? Потому что сегодня Слово Божие напоминает нам о постоянном обновлении. О новизне, которая должна характеризовать нашу жизнь.

Новизна, которую мы должны сначала принять. Ибо, если мы этого не сделаем, всё будет напрасно. Весь труд пойдёт насмарку.

Что это за новизна?

Новизна – это новая жизнь, новый стиль жизни. Это воскресение, то есть восстание из смерти. Восстание из греха. Желание новой, святой жизни.

Сколько раз мы думаем о воскресении всего, о новом мире, столько раз разгорается наше воображение. Как это будет? – Ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

Что потом останется?

Останется Новый Иерусалим – богато украшенный.

Останется Бог, отирающий всякую слезу… Не будет ни смерти, ни плача, ни вопля, ни болезни… Будет Новизна! Будет единство с Богом! Слава. Любовь без страдания…

Мы так мало можем сказать на эту тему… Мы так мало понимаем… Потому что Бога пока невозможно познать и высказать.

Чем ближе становишься к Нему, тем более замолкают уста, потому что тем полнее открывается Его тайна…

Мы входим в тайну славы Божией… Мы теперь окружены ею!

Ныне прославился Сын Человеческий – Иисус произнес эти слова во время Тайной Вечери, которую мы вспоминаем на этой литургии. Перед этими словами Он глубоко возмутился, встав перед фактом предательства Своим учеником. Он знал, что через несколько минут встанет лицом к лицу со Своими врагами и начнутся Его Страсти… И здесь появляется новый и непонятный нам элемент.

Появляется божественное измерение действительности. Новизна в понимании славы.

Из этого фрагмента следует, что мы понимаем славу так, а Бог по-другому.

Он более возвышенно, мы – более приземлённо…

Почему? Потому что в нашем понимании невозможно слияние славы и страдания. Как можно страдать и говорить о благородстве?

Ключом для понимания этой новизны является любовь. Надо возродить в себе любовь, которая была подарена нам Богом. Участие в евхаристическом служении и есть именно такое возрождение в любви Бога. Потому что это конкретное участие в воскресении (восстании из смерти греха), к чему постоянно приглашает нас Христос.

Нам дана новизна. Может, в очередной раз в нашей жизни. С этой новизной связан стиль жизни, опирающийся на новой заповеди. Заповеди любви.

А заповедь любви связана со славой. Как страдание соединено со славой, так и любовь творит одно и со славой и со страданием. Как у Христа ключом к пониманию Его жизни и призвания является любовь, соединённая со страданием и славой, так и у нас.

Смысл нашей жизни можно объяснить только любовью. Иначе зачем я живу? Кто захотел, чтобы я жил?

Но как понять абсурд, которым является страдание? Ведь оно абсурдно. Достаточно маленькой болячки, хотя бы обыкновенного больного зуба – и виден нонсенс этого факта. Нонсенс этот раздражает, приводя к тому, что всем постоянно начинаю об этом рассказывать.

Нонсенс этот усиливается, когда открывается не обычная боль, а серьёзное страдание, порой приводящее к смерти. И тогда нет иного ключа, чтобы это понять и прийти к такому состоянию, как то, в котором все узнают, что мы ученики Христа – любви.

Посмотрим на конкретный пример из первого чтения.

Апостол Павел в вихре работы и путешествия. Только что его побили камнями в Листре. Можем себе представить, как он выглядел и что чувствовал! Он продолжает путь, наверняка в синяках и ранах, с болью, которой отзывается каждое его движение, а может быть, и слово. Как зрело и убеждающее должны были звучать его слова, обращённые к слушателям в Дервии, Листре, Иконии, Антиохи, Атталии, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие! Так выглядит практика учения Христа, претворённая в жизнь Его учеником. И это также предмет апостольской гордости, а в итоге – слава, соединённая с любовью и страданием.

Давайте теперь посмотрим на свою жизнь. В ней столько разных проблем, может, страданий. Всё это Иисус хочет взять на Себя. Новизна хочет себя пожертвовать. Не забрать, а всему тому, что мы переживаем, придать смысл. Прими Его приглашение и войди в действительность, которую Он нам даёт, потому что любит нас! Не говори, что боишься новинок, что не знаешь, что будет потом… Что тебе хорошо так, как есть, с тем, что имеешь… С тем стилем жизни, с теми привязанностями, с теми грехами… Он хочет всего тебя! Можешь ли всё это Ему дать? Или сегодня в тебе победит эгоизм?

Да будет наша жертва, совершаемая сейчас, Ему приятна и принесёт Ему славу!

Аминь.

О. Павел Мрочек CSsR