Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения. Пс 118,165

2-е Воскресенье Пасхи

 

Введение

 

В сегодняшних чтениях мы много раз услышим слово ВЕРА. Каждому из нас, будь то ребёнок, будь то взрослый, необходима вера в то, что Господь Бог его любит, что Он добр и заботится о нём. Сегодня мы хотим просить Господа Иисуса о том, чтоб и мы, как св. сестра Фаустина, уповали на Него в любой ситуации, в какой бы ни оказались.

 

Акт покаяния

 

Попросим прощения у Господа Бога за всё то, что отдаляет нас от Него и не позволяет видеть Его любовь к нам. Исповедуюсь перед Богом всемогущим…

 

Комментарии к чтениям

Чтение 1 (Деян 5, 12-16)

 

Какой сильной верой должны были обладать апостолы, уверовавшие, что смогут исцелять больных силой Иисуса Христа! Верой обладали и люди, приходившие к ним со своими хворями. В сегодняшней Евхаристии ты приглашён, как и апостолы, уверовать, что тот же Бог действует и ныне. Он в действительности хочет, чтобы ты понял: Он добр именно к тебе.

 

 

Чтение 2 (Откр 1, 9-11а.12-13.17-19)

 

Господь Бог обращается к каждому из нас по-разному. В чтении из книги Откровения мы услышим, что апостол Иоанн «был в духе» и увидел Иисуса. И услышал важные слова: не бойся, ибо Я жив. Умер, но сейчас живу. То же самое Бог в сегодняшнем чтении говорит тебе: Я жив, Я с тобой!

 

Евангелие (Ин 20, 19-31)

 

Воскресший Иисус явился апостолам. Среди них не было только Фомы. Поэтому ему трудно было поверить, что Иисус, смерть которого он видел собственными глазами, теперь жив. Однако Господь Иисус хорошо знал Фому и пришёл ещё раз, специально ради него. Господь Иисус так же хорошо знает и твоё сердце. Слушая Евангелие, попроси, чтобы ты верил Ему, даже не видя, и чтобы, принимая св. причастие, верил, что воистину встречаешься с Богом.

 

Молитва верных

 

Иисусу, который любит каждого человека, представляем наши прошения:

1. Помолимся о Церкви святой, дабы она исполнилась Божьего Милосердия и делилась с другими людьми Благой Вестью о любви Бога к каждому человеку. Тебя просим…

2. Помолимся за людей, правящих государствами, чтобы они принимали мудрые и справедливые решения. Тебя просим…

3. Помолимся за опечаленных, запуганных и утративших надежду, чтобы нашлись люди, которые громко скажут им, что Иисус воскрес, жив и помогает нам. Тебя просим…

4. Помолимся за умерших, особенно за наших близких, пусть будут одарены радостью видеть Бога. Тебя просим…

5. Помолимся за всех нас, собравшихся здесь, чтобы мы верили, что Бог действует и в нашей жизни. Тебя просим…

 

Процессия с дарами

 

Приносим к алтарю:

изображение Иисуса Милосердного – символ любви Бога к каждому человеку.

хлеб и вино – которые станут нашей духовной пищей и подвигнут ко взаимной любви.

 

Молитва благодарения

 

Слава Тебе, Господи Иисусе, знающий каждого по имени. Ты любишь меня и всех моих близких. Ты любишь всех людей, даже тех, кто поступает плохо. Научи меня с любовью следовать за Тобой.

 

Заключение

 

Христос воистину воскрес! Полные радости и упования на Него, начнём новую неделю. Вверим Ему все наши заботы и радости. Он будет с нами каждый день.

 

 

Первое чтение: Деян 5, 12-16

 

Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

 

Второе чтение: Откр 1, 9-11а.12-13.17-19

 

Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу, и пошли церквам, находящимся в Асии. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мёртвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь. И имею ключи ада и смерти. Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.

 

Евангелие: Ин 20, 19–31

 

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и рёбра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

 

 

Проповедь 1

 

«Какая это радость – полюбить Тебя с первого взгляда, без доказательств Твоего существования, без проверки документов…» – восклицает о. Ян Твардовский. Конечно, уверовать без каких-либо предварительных обоснований, без доказательств и проверок – как это прекрасно, но в то же время – как это трудно! Для апостола Фомы и для многих из нас – очень трудно!

Поэтому нам ближе, как представляется, молитва французского мыслителя Габриэля Марселя: «Прошу Тебя, явись мне, стань для меня столь явным, что можно будет совершенно сознательно посвятить себя Тебе. А сейчас я ещё не могу разглядеть Тебя сквозь густые тучи неуверенности, окружающие меня. Если Ты меня любишь, то должен хотеть, чтобы я познал Тебя и служил Тебе». Насколько же легче и крепче можно было бы уверовать, если бы господь встал перед нами, как перед Фомой или хотя бы громко и ясно заговорил с нами!

Тем временем Иисус называет сегодня блаженными тех, кто уверовал в Него, хотя и не видел Его, не прикасались к Его достославному Телу, не ели и не пили с Ним после Его воскресения. Разумеется, Фома не заслужил такого блаженства. История назвала его за это «неверующим», хотя, пожалуй, лучше было бы дать ему прозвище «Маловер».

Можно представить себе радость апостолов и учеников, их волнение, когда жестоко замученный и убитый Иисус, как живой Господь, возникает перед ними в Горнице, хотя двери заперты. Можно представить то воодушевление, с которым Пётр и Иоанн рассказывали отсутствовавшим об этой чудесной, поразительной встрече, или как счастливы были женщины, заглядывавшие в пустую пещеру, полные наихудших предчувствий и подозрений, что кто-то украл Иисуса, а потом услышавшие радостную весть: Господь жив!

Все эти потрясающие новости и волнение друзей не произвели на Фому особого впечатления. Возможно, он думал, что имеет дело с некоей групповой галлюцинацией, и уж наверняка усмотрел во всём этом женские бредни. Держась на безопасной дистанции от услышанного, Фома решил ждать.

И дождался: Господь снова пришёл в Горницу. А это значит, что Пётр, Иаков, Матфей не соврали! И женщины – удивительное дело, если учесть их натуру – говорили правду! Подтвердилось, что Иисус жив, что он воскрес. Они действительно видели Его и разговаривали с Ним.

«Иисус жив!» – это было свидетельство. Так говорили очевидцы, встречавшиеся с Иисусом. Фома не поверил свидетельству. Ему нужны были доказательства, он должен был убедиться, прикоснуться, чтобы уверовать. «Явись мне, Господи!» – восклицал он глубоко в душе. И Господь появился перед Фомой.

Наверняка горько было Фоме слышать слова благословения: «Блаженны невидевшие и уверовавшие». Блаженны те, кто не требует доказательств и верят без «проверки документов». Блаженны те, кому достаточно слова свидетелей Воскресения Иисуса.

Несколько лет тому назад в прессе появилась несколько странная информация: если верить опросам, то в Польше из всех крещёных только 35% верят в Воскресение. Возможно, оставшиеся 65% маловеров, подобно упрямому Фоме, ждут доказательств, которые можно будет добыть с помощью современных исследовательских технологий? Скорее всего, свидетельство Петра, Иакова, Матфея, Павла или Луки для них – только пустая болтовня, россказни вроде научной фантастики. А может, те 65% сомневающихся в факте Воскресения не смогли в нынешнем мире встретить учеников Иисуса, которые были бы проникнуты этой истиной, которые всей своей жизнью провозглашали бы надежду на Воскресение?

Как много зависит от ныне живущих учеников Иисуса! Случилось это до войны в Вильнюсе. Два извозчика сидели на козлах и болтали, ожидая пассажиров. «Я не знаю, что там было с Господом Богом, потому что кто его видел? Священники учат, что Бог есть, что Его Сын пришёл в мир, умер и воскрес, но я этого наверняка не знаю». Другой ответил: «Я верю в Бога, верю в Иисуса и Его воскресение. Потому что у нас такой хороший настоятель! Он всегда в церкви. Всё, что у него есть, раздаёт другим. Он так добр к людям».

Так уж сложилось, что свидетельство жизни и слова душепастырей пробуждает и укрепляет веру в Иисуса воскресшего. Тогда никакие научные доказательства Воскресения Иисуса не нужны. Достаточно встречи с людьми, которые живут Евангелием. Достаточно поверить их свидетельству, которое заключается не только в словах, но охватывает и всю их жизнь.

Наше участие в Евхаристии даёт нам право говорить, что мы блаженны. Ведь не видели, а верим. В храм нас привела наша вера. Мы пришли сюда на встречу с воскресшим Господом: слушать Его слово, вкусить Его Тела.

Все мы, уверовавшие без доказательств, без экспериментов, без «проверки документов» – тоже свидетели. Ведь не только духовенство призвано свидетельствовать о том, что Иисус воскрес и живёт. Все мы, и люди духовного звания, и миряне – Его ученики. А значит, от каждого из нас зависит, достигнет ли свидетельство о воскресении Иисуса до всех концов земли. Если к этой нашей задаче мы отнесёмся серьёзно, то можем надеяться, что маловеров, подобных Фоме, на этом свете будет меньше…

О. Рышард Хайдук CSsR

 

 

Проповедь 2

 

Воскресенье Милосердия Божия

 

«Помилуй меня, Боже, помилуй меня;
ибо на Тебя уповает душа моя» (Пс 57).

 

Господь дарует нам прощение наших грехов и призывает уповать на Его безграничное милосердие. Иисус, уповаем на Тебя.

Артём – прелестный трёхлетний мальчик. Он живёт в нашем доме в квартире, которая находится наверху. Мы часто встречаемся с ним на лестнице или во дворе и каждый раз он идёт ко мне со счастливой улыбкой, болтает без перерыва и обнимает меня. Эта встреча – образ и даже выражение отношения Бога к нам. Бог постоянно привлекает нас к Себе. Он любит нас и хочет, чтобы мы приблизились к Нему нежно, ласково, с любовью, с полным детским доверием. Иисус, я уповаю на Тебя.

Бог привлекает наc к Себе, потому что Он любит нас, как детей Своих, и хочет, чтобы мы приблизились к Нему, остались с Ним, любили Его и исполняли волю Его, которая является для нас счастьем здесь, на земле, и на небе.

 

Милосердная любовь

Он любит нас как детей Своих, зная, что мы слабые и грешные. Он продолжает нас любить даже несмотря на то, что мы обижаем Его нашими грехами. Эти грехи вредны для нас и могут отделить нас от Него навсегда. Любовь Бога для нас – милосердная любовь. Он усыновил нас в Своём Сыне, Иисусе, Который пострадал и умер на Кресте за нас, грешников. На молитве верных сегодня мы молимся «чтобы глубже осознавали величие Крещения, которым мы очистились, и ценность Крови, которой мы искуплены».

 

Упование на Господа

Этот воскресенье Милосердия Божьего учит нас, как нам надо осознавать наши грехи и вину. Но больше показывает, как Бог принимает нас, когда мы смиренно и с искренним сердцем и покаянием приближаемся к Нему и просим прошение за наши грехи. Сколько раз повторяется мысль о милосердии Божием в Библии? «Бог милосерден, долготерпелив и многомилостив. Он желает не смерти грешника, но чтобы тот обратился и жив был». – «Он Благ, ибо вовек милость Его» (Пс 118). Самая известная фраза из Библии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы, всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него». Так воскресенье Милосердия Божьего вдохновляет нас на большее упование, на милосердие Божие.

 

Подражание милосердию

Если смотреть внимательно на Образ Милосердия, мы можем услышать приглашение Иисуса: «Придите ко Мне, все труждающиеса и обременённые, и Я успокою вас; возмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко». Я думаю, что это приглашение зовёт нас не только уповать на помощь и милосердие Иисуса, но и приглашает нас подражать Его милосердию.

В пятое воскресенье Великого Поста слова первой молитвы были: «Помоги нам ревностно подражать любви Твоего Сына, Который, возлюбив мир, предал Себя на смерть». Что значит такое подражание? Это значит смотреть на Иисуса и на поведение Его, когда Он жил среди нас. Особенно заметим, как Он любил всех: детей, взрослых, больных, бедных, страдающих, одержимых бесами. И мы должны действовать, подражая Ему, смотря на то, как Он это делал, и помогать другим, как можем.

Милосердный Иисус приглашает нас также подражать Своей Любви к грешникам. Он однажды сказал: «Что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9, 13) Святая Фаустина очень хорошо приняла этот урок, и постоянно жертвовала свои страдания за искупление грешников.

Это воскресенье Милосердия приглашает нас следовать за Иисусом, за Тем, «Который, возлюбив мир, предал Себя на смерть» (5-е воскресенье В. П.). Это значит следовать за Ним по пути святости даже до Голгофы. В этом Святая Фаустина тоже подаёт нам хороший пример.

 

О. Энтони Бранаган CSsR