II Воскресенье Адвента 9.12.2012 г.
Первое чтение: Вар 5, 1–9
Иерусалим! сними с себя одежду плача и озлобления твоего и оденься в благолепие славы от Бога навеки. Облекись в одежду правды от Бога, возложи на голову твою венец славы Вечного, ибо Бог покажет всей поднебесной славу твою. Навек наречется от Бога имя тебе: "Мир правды и слава благочестия". Встань, Иерусалим, и стань на высоте, и обратись на восток, и посмотри на детей твоих, собранных от запада солнца до востока словом Святаго, радующихся о Божием воспоминании о них. Они вышли от тебя пешие, будучи ведомы врагами, а приведет к тебе их Бог возносимых со славою, как царских сыновей; ибо Бог определил, чтобы всякая высокая гора и вечные холмы понизились, а долины наполнились для уравнения земли, чтобы Израиль шел твердо, со славою Божиею, а леса и всякое благовонное дерево осеняли Израиля по повелению Божию. Бог будет с радостью предводить Израиля светом славы Своей, с милостью и правдою Своею.
Ответный псалом: Пс 126
Когда возвращал Господь плен Сиона,
мы были как бы видящие во сне:
тогда уста наши были полны веселья, и язык наш - пения;
тогда между народами говорили:
«великое сотворил Господь над ними!»
Возврати, Господи, пленников наших,
как потоки на полдень.
Сеявшие со слезами
будут пожинать с радостью.
С плачем несущий семена
возвратится с радостью, неся снопы свои.
Второе чтение: Фил 1, 4-6. 8-11
Братья: всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне, будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа, Бог - свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.
Евангелие: Лк 3, 1-6
В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие.
Проповедь
Мы часто можем заметить усиленную подготовку к визиту губернатора, президента или другого высокого гостя. Ответственные за это мероприятие и соответствующие службы подготавливают целую программу. Срочно ремонтируют дороги, красят фасады зданий, проверяют помещения, залы, комнаты и т.д. Все это делается для того, чтобы ничего плохого не случилось, чтобы визит протекал без помех, а приглашённый гость и хозяин города были довольны и счастливы.
Дорогие! Так готовятся к посещению кого-то важного. Насколько же нужнее нам, верующим, хорошо подготовиться во время Адвента к встрече с приходящим Христом. Сегодняшняя Литургия Слова подсказывает нам, как лучше подготовиться к пришествию Бога Любви.
Что нужно делать, чтобы наши сердца были хорошо подготовлены к приходу такого великого Гостя, чтобы не быть негостеприимными? Сегодняшнее первое чтение дает конкретную подсказку: “чтобы всякая высокая гора и вечные холмы понизились, а долины наполнились для уравнения земли, чтобы Израиль шел твердо, со славою Божьею”.
А Иоанн Креститель добавляет: «Приготовьте дорогу Господу, сделайте прямыми стези Ему!» В этом призыве заключается вся программа Адвентского приготовления для встречи с Богом. В образе дороги, с которой надо убрать препятствия – долины, холмы, обрывы – спрятана вся правда наших сердец. Это символ разрушений, которые в человеке производит грех; действий, которые нужно предпринять, чтобы избавиться от зла в своем сердце. Если в этот момент примем для себя слова Господа Иисуса о человеческом сердце; о том, что из него выходит и доброе, и злое,- то с еще большим усилием нам надо стремиться работать над собой, над своим сердцем.
Засыпать ямы
Что такое ямы? Это образ страхов, комплексов, пессимизма, временами отчаяния. Это большие и маленькие «ямы», которые в нас сделал грех. Временами говорим: «святость не для меня», «у меня не получится», «я слишком слаб». Кто из нас не переживал такого состояния души? Сегодня многие люди живут в комплексах, чувствуют себя израненными, временами господствует в их сердцах отчаяние. Пророк Барух подсказывает нам всем, как подняться из такого состояния души. Нужно встать в правде, снять одежду грусти и уныния. Нужно одеться в Божью справедливость. Нужно засыпать наши комплексы, раны, чтобы Господь мог придти к нам по гладкой дороге, ровной дороге. Чем засыпать? Верой, надеждой и любовью. Нужно нам снова поверить, что с Божьей помощью мы можем пережить эти трудные моменты сомнения, комплексы. Поэтому нужно громко звать: « Приди, Господи Иисусе!»! Только он может засыпать все эти долины и вылечить твою душу. Он - настоящий врач. Нужно только ему это разрешить! Нет такой «ямы», которую любовь Бога не могла бы вылечить и восстановить.
Понизить горы и вершины
Это символ высокомерия, эгоистических амбиций, гордости, высокомерного выставления всем своего « Я». Через такие «горы» Господь не может приблизиться к сердцу человека. И человек не может встретиться с Богом. Поэтому нужно эти «горы» и «вершины» уменьшить. Как это сделать? Прими все, что Бог допускает, чтобы разрушить эти высокомерные « горы»; - и самое трудное испытание, и унижение. Будем стараться послужить другому человеку, ближнему, постараемся посвятить ему свое время и свои таланты. Не бойтесь, это нас не унизит, не изменит. Наоборот, наше достоинство и наша человечность станут бесконечно высоко! Когда унижаешься, сам Бог тебя поднимает и делает красивым человеком. Он первым унизился для того, чтобы тебя искупить от греха и дать участвовать в своей Божьей жизни. Покорность - это язык любви. Поэтому Бога, который и есть Любовь, можно встретить на дороге покорности и унижения.
Распрямить извилистые дороги
Говоря о ревности, которая часто выбирает форму: « Почему кто-то другой лучше, чем я, почему им восхищаются, а мной нет?» Ревность - это следующее состояние человеческого сердца, окаменевшего грехом. Какую же большую помеху она нам создаёт во встрече с Богом! Очень хорошим может быть сравнение ревности с обрывом. Не- сдержанная, слепая ревность - как дорога, которая резко обрывается! Человек, у которого сердце переполнено ревностью, не в состоянии полностью принять Божью Милость, потому что сосредотачивается на том, что получают другие, а не на том, что он сам каждый день получает в дар от Бога. Как распрямить эти обрывы ревности? Нужно начать вести духовную борьбу с ревностью, найти в себе терпение. Пока человек ведет с ней борьбу, она ничем не угрожает. Хуже, если ей поддаваться. Тогда может быть так, как с опасным поворотом на дороге, – может случиться несчастье. Поэтому нужно обратиться к Богу – Любви, чтобы нас освободил от больной ревности и научил настоящей любви, которая не уничтожает!
Дорогие! Сегодняшнее Божье Слово является для нас очень конкретным приглашением к перемене нашего сердца, нашей жизни. Пусть Благая Весть об Иисусе Христе – Искупителе будет для нас радостью и надеждой. Пусть дает смысл нашим усилиям и перемену нашему сердцу!
Анджей Легеч CSsR
Кемерово