Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Пс 102,2

Пепельная Среда

Первое чтение Иоиль 2, 12-18

Говорит Господь:
обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.
Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?
Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы.
Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: "пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?"
И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой.

 
 

Второе чтение 2 Кор 5, 20 - 6, 2

Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом. Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе.

Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

 

 

Евангелие Мф 6, 1-7. 16-18

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

 

Проповедь

1. Время Великого Поста – это начало особенного общения с Господом. Особенного потому, что человек особенным образом старается приблизиться к Богу, а Бог особенным образом благословляет усилия человека.

Церковь в своей традиции обращает наше внимание на три неразделимые момента этих усилий: пост, молитва и милостыня.

И хотя много людей сегодня хотят эти элементы разделить и, например, только поститься, без молитвы и без милостыни – христианин знает, что так делать нельзя. Только пост с молитвой и милостыней имеет смысл. Пост без молитвы и без милостыни становится просто разновидностью диеты.

Однако Великий Пост касается не только особенного усилия – поста, но в первую очередь особенного усилия – молитвы и внимания к нуждам других. Пост должен быть направлен на Бога. Помощь другому человеку без видения в нём Бога тоже была бы нечестной.

Только серьёзный подход к этим трём элементам, составляющим одну действительность верующего человека может быть свидетельством искреннего переживания этого особенного времени.

2. Время Великого Поста – это и время обращения. Но под словом «обращение» не подразумевается только поворот на 180 градусов. В нём подразумевается также ещё более точное определение направления, в котором мы уже следуем.

Обращение – это не только отказ от греха, но это также, и даже в первую очередь, чувствительность к более верному исполнению воли Божьей. Это значит также, что надо идти дальше, быть в дороге, но более чётко определять не только направление, но и способ того, как идти.

Человек верующий, христианин – это человек, который с возрастом ещё больше направлен на исполнение воли Господа, ещё более радостен от переживания Божьего присутствия, ещё более спокоен и несёт другим мир Господа – веру, что Господь является Господом истории. В том числе и нашей личной.

3. Время Великого Поста – это время осознания дара времени, который Бог нам дал, чтобы мы его использовали соответствующим образом. Чтобы мы тоже снова осознавали, что каждый из нас отдельно и все мы вместе имеем своё время Благовещения. Своё время для того, чтобы исполнилось Слово, которое Господь к нам и через нас направляет...

4. Время Великого Поста – это время отказа от греха. От всего того, что мешает нам приблизиться к Нему. Со всем тем, к чему мы привыкли больше, чем к Богу. И с таким видением себя и Бога, которое мы сами придумали. А нам всем необходимо видеть себя так, как нас видит Господь. И всем нам необходимо так понимать Господа, как Он есть на самом деле. Бога, который живёт в нас, в нашей жизни – Бог, который есть Сущий.

5. Время Великого Поста – это время великой молитвы. Великой не только потому, что её будет больше, чем обычно, но и потому, что она будет другая – глубже, более зрелая. В ней будет больше благодарения за то, что Бог уже сделал в нашей жизни. И вспоминая всё то, что Бог для нас сделал, будем благодарны за каждое его «вторжение» в нашу короткую историю. И каждый раз, когда мы будем заходить в храм и делать знак креста освящённой водой, мы будем вспоминать начало нашей дороги с Господом. Хотя, смотря вглубь, мы замечаем, что эта дорога началась намного раньше нашего крещения. И за безграничную любовь Господа будем благодарны. За то, что Есть и Был и Будет. Такой, какой Он Есть – Сущий.

Эта благодарность – знак великой молитвы. Знак, достойный наполнить особенное время – время Великого Поста. Время великого прикосновения к Господу.

6. Пепельная Среда – это также начало нашей дороги к признанию того, как Господь нам необходим. К признанию того, что без Него мы ничего не значим. Мы – прах, но прах, который удостоен Божьей любви. Который тем более достоин любви человеческой.

Знак посыпания головы пеплом – это знак веры. Знак веры в то, что Господь даже из ничего может сотворить всё. Может греховность человека переменить в святость. Знак посыпания головы пеплом – это также знак того, как сильно мы нуждаемся в этой перемене. Перемене, которая произошла не благодаря человеческой силе, но силе Господа, который Есть-Сущий в человеке.

Это знак, что мы хотим самые трудные дела оставить Богу. Потому что мы сами не сможем их переменить. И чтобы нам даже не пришло в голову, что мы можем сделать то, что может сделать только Господь.

 

o. Гжегож Рукштелло CSsR