Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12

5-е воскресенье Великого поста

Первое чтение Иез 37, 12-14

Так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживёте, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь.

Второе чтение Рим 8, 8-11

Живущие по плоти Богу угодить не могут.

Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

Евангелие Ин 11, 3-7.17.20-27.33b-45

Сёстры Лазаря послали сказать Иисусу: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдём опять в Иудею.

Иисус, придя, нашёл, что он уже четыре дня в гробе. Марфа, услышав, что идёт Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.

Иисус восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?

Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвёл очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идёт.

Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.

Проповедь 1

Мы переживаем уже пятое воскресенье Великого Поста и всё быстрее приближаемся к празднованию Пасхи. Сегодняшнее Евангелие дышит атмосферой воскресения. Умер Лазарь – человек, которого Иисус очень любил. Его земная жизнь закончилась, и он уже четыре дня лежал в могиле, выдолбленной в скале. Но Иисус, Сын Божий, Своей божественной силой и силой Своего слова возвратил Лазарю жизнь, воскресив его. Это было большое чудо. Толпы людей приходили из Иерусалима в деревню, где жил Лазарь, чтобы увидеть его. Многие поверили в Иисуса. Не знаем, как чувствовал себя Лазарь; имело ли это событие большое влияние на его жизнь? Может, благодарил Иисуса, а может, был недоволен, что Иисус разбудил его от прекрасного сна. Не знаем, и это не является для нас чем-то очень важным.

Может мы, читая сегодняшний фрагмент, думаем, что наше воскресение будет похоже на воскресение Лазаря. Но думаю, что оно будет выглядеть иначе. Жизнь Лазаря после его воскресения опять была направлена к смерти. Он вернулся к своим обычным обязанностям, радостям и трудам жизни и потом умер вторично. Мы же после нашего воскресения уже не возвратимся к земной жизни; начнем совсем другую жизнь. Мы войдём в мир, где уже не будет смерти. Это будет «новая земля», на которой не будет страданий, семейных проблем, забот о хлебе, одежде и т. д. Бог, который является для нас Любовью, будет для всех воскресших Отцом, Матерью, Другом; будет Светом и Жизнью, Хлебом и Счастьем – будет Всем. Мы после воскресения войдём не в мир человеческий, но в мир Бога. Войдём в мир, где будут царствовать Божьи правила, правила жизни вечной.

Размышляя сегодня над Евангелием о воскрешении Иисусом Лазаря, но, прежде всего, смотря, помня, исповедуя воскресение самого Христа, нам, как христианам, надо помнить о том, что смерть не заканчивает человеческой жизни. Если Бог проводит человека через могилу, как Лазаря, то это означает, что смерть ничего не заканчивает, не решает. Жизнь нельзя засыпать землёй! Наша жизнь не закончится, но изменится. Бог воскресит нас в судный день, чтобы мы жили вместе с Ним и в Нём вечно. Это наша надежда! Это наша Благая Весть!

В конце хочу рассказать короткий рассказ, который мне очень нравится.

Однажды дождевые червяки собрались на свою важную конференцию. Разговаривая между собой, никто из них не заметил, что в конференц-зале появился странный гость, который сказал: «Я гусеница, я только на минутку… Я чувствую себя очень усталой, мне не хочется жить». Некоторые дождевые червяки хотели ей помочь, но гусеница заснула прямо там, где стояла. Со временем уставшее тело гусеницы покрылось нежной сеткой. «Это ужасная болезнь» – единогласно решили дождевые червяки. Однако они не знали, что, когда пройдёт несколько недель, из этой «мумии» взлетит новая, полноцветная жизнь.

О. Вальдемар Важиньский CSsR

Проповедь 2

1. Когда становится ясно, что Лазарь при смерти, сёстры его передают весточку Иисусу: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Ин 11, 3). И хотя Иисус в это время находится в спокойном, безопасном месте, Он решает возвращаться в Иудею. Удивлённые ученики спрашивают: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (Ин 11, 8). Но есть вещи сильнее страха: Иисуса ведёт туда любовь к другу, любовь к человеку, любовь, выраженная в сегодняшнем Евангелии одними из самых волнующих нас слов: «Восскорбел духом и возмутился (…) прослезился» (Ин 11, 33.35). То, что взволнованный Иисус плачет по смерти Лазаря, мы можем понимать как выражение соединявшей их живой любви. Но не только. Бог помнит, что вдохнул жизнь в Адама, сотворив его по образу и подобию Своему. У гроба Лазаря Иисус стоит перед следствием грехопадения первого человека – перед лицом смерти.

2. В первом чтении пророчество Иезекииля недвусмысленно показывает Бога как Того, Кто желает дать жизнь: «Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших (…) и вложу в вас дух Мой, и оживёте» (Иез 37, 12.14). Эти слова предрекают то будущее, о котором говорит святой Павел в Послании к римлянам (ср. 2-е чтение). Воскрешение Лазаря – это ещё не то воскресение, о котором пишет апостол. Это знак, подтверждающий власть Иисуса над смертью. Знак, в котором Иисус являет Самого Себя: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин 11, 25–26). Это предзнаменование непрерывного чуда, силой которого «жизнь преображается, но не отнимается».

3. Сегодня то, что тогда Он говорил Марте: «Верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Ин 11, 25–26), Христос говорит нам. Вера в вечную жизнь позволяет Церкви смело смотреть в лицо смерти. Более того, эта вера позволяет намного глубже и полнее воспринимать жизнь земную.

Американский психолог Элизабет Кюблер-Росс и её муж, стремясь как можно лучше подготовить детей ко взрослой жизни, пригласили в свой дом семидесятичетырёхлетнего старика, которому, по мнению врачей, осталось жить не больше двух месяцев. Она вспоминает: «Я хотела, чтобы дети были рядом с ним на его пути к смерти, чтобы они видели это, могли прикоснуться к важнейшему переживанию в жизни каждого человека. Наш гость был с нами не два месяца, а два с половиной года, во всех отношениях войдя в нашу семейную жизнь. Этот опыт принёс моим детям необычайное духовное богатство; те тридцать месяцев были необыкновенно плодотворны для их взросления». Этот стремление американского психолога познать жизнь, познавая смерть, можно счесть чудачеством. Но разве не более удивительно бегство от осознания неизбежности ухода, который всё же остаётся одним из самых обыденных событий в жизни каждого человека?

3. Однако для того, чтобы не избегать такого осознания, необходимо уверовать в жизнь вечную. Поэтому так актуален вопрос, заданный Иисусом в сегодняшнем евангельском чтении: «Веришь ли сему?» (Ин 11, 26). И каждый из нас должен ответить на этот вопрос.

О. Анджей Шлюсаж