Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Покайтесь, ибо приближилось Царство Небесное. Мф 4,17

4-е воскресенье Великого поста

Первое чтение 1 Цар 16, 1b. 6-7. 10-13а

Сказал Господь Самуилу: Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя.

И когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце. Так подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь. И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть ещё меньший; он пасёт овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придёт он сюда. И послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после.

 
 

Второе чтение Еф 5, 8-14

Братья:

Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Всё же обнаруживаемое делается явным от света, ибо всё, делающееся явным, свет есть. Посему сказано:

«встань, спящий,
и воскресни из мёртвых,
и осветит тебя Христос».

 
 

Евангелие Ин 9, 1-41

Иисус, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошёл, умылся и прозрел.

Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нём, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.

Итак вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что ещё хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорождённому. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

Иисус,  услышав,  что выгнали его вон, и найдя его, сказал  ему: ты веруешь ли в  Сына  Божия?  Он  отвечал  и  сказал: а  кто  Он, Господи,  чтобы  мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он  же  сказал: верую, Господи!  И поклонился Ему. И  сказал  Иисус:  на суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав  это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.

 

Проповедь 1

Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чём говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.

Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принёс Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнёт». Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И ещё большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Дорогие братья и сёстры во Христе!

Во времена второй мировой войны отец Карло Ниоки был капеланом итальянской армии, много раз видел смерть солдат, у многих из которых оставались маленькие дети. После окончания войны он решил открыть приюты для больных детей и детей-инвалидов. После нескольких лет тяжёлой работы, в возрасте 54 лет, он умирает от тяжелой болезни – рака крови, но и после свой смерти он хочет продолжать служить другим. Поэтому завещает свои глаза незрячим детям. В Италии такое случилось впервые! Благодаря этому хирурги смогли вернуть зрение 11-летнему мальчику Сильвио и 19-летней девушке Амабиле. После проведённой операции Амабиле выучилась, получила высшее образование, вышла замуж и родила двоих детей, на которых смотрит с любовью глазами отца Карло Ниоки.

В сегодняшем Евангелии мы услышали, что Иисус, видя страдания незрячего с рождения, исцеляет его глаза, даруя зрение. Раньше родители этого бедного мальчика посылали его просить милостыню перед храмом. Люди видели его нетвёрдый шаг, видели, как он осторожно передвигался с помощью трости или держась за стены, а сейчас с радостью на лице идёт уверенным шагом, наслаждаясь полнотой жизни.

Но для нас, верующих, это событие, исцеление незрячего, имеет намного более глубокий смысл. Иисус хочет сегодня не только исцелять человеческое тело, но прежде всего исцеляет нашу израненную грехами душу, Он хочет, чтобы мы смотрели на жизнь глазами веры. Незрячий через несколько дней после своего исцеления снова встречает Иисуса, который спрашивает Его: «веруешь ли ты в Сына Божьего?». Прозревший отвечал: «а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?». Иисус сказал ему: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою», он же сказал: «верую, Господи, и поклонился Ему». (Ин 9, 36–38)

А как я сегодня отвечу Господу во время моей воскресной встречи с Ним?

Иисус, который исцеляет мои грехи в таинстве Покаяния и укрепляет меня своей благодатью в таинстве Евхаристии, спрашивает меня: веруешь ли ты в Сына Божьего, который говорит с тобою, хочешь принять Его слово, хочешь с любовью помогать другим людям, хочешь свидетельствовать обо Мне? Я опять открыл сегодня твои больные глаза, пусть они помогут тебе найти истину и радость исполнения Воли Божией.

 

Отец Григорий Ляхович CSsR

 

Проповедь 2

1. Иисус с апостолами проходил мимо слепого с рождения человека. Ученики, тронутые страданиями больного, спросили Иисуса: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» В этом вопросе выразился бытовавший среди иудеев стереотип: болезнь или несчастье они всегда считали карой за какой-то грех. Эта кара грозила даже потомкам – последствия грехов родителей сказывались на их детях. Впрочем, этот стереотип и сегодня ещё жив в сознании многих христиан.

Иисус исключил провинность как самого слепорождённого, так и его родителей. Но это вовсе не означает, что Он в принципе не признал связи греха с болезнью. Он не мог этого сделать, ведь достаточно внимательно поглядеть вокруг, чтобы связь между злом, грехом и страданием стала видна, как на ладони – слишком часто страдания одних являются следствием грехов других. Однако выпадающие людям страдания нельзя воспринимать как Божью кару за грех. За нарушение морали «мстит» не Бог, а природа. Иисус решительно восстаёт против ветхозаветных представлений о страдании как об исходящем от Бога наказании за грех.

2. Иисус ясно показывает, что страдать можно и невинно. Более того, иногда Бог допускает страдания для того, чтобы «явились дела Божии». Так в сегодняшнем Евангелии Иисус толкует тот факт, что встретившийся Ему человек был слеп с рождения. Какие же «дела Божии» были явлены в чуде исцеления?

В Евангелии от Иоанна, в главе, предшествующей истории об исцелении слепорождённого, Иисус произносит пространную речь, в которой показывает Себя как свет для человека. Последовавшее вслед за этим исцеление незрячего становится подтверждением явления Иисуса как света. Св. Иоанн вкладывает в уста незрячего слова, которые можно считать истолкованием всей этой истории: «Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин 9, 25). Вся изложенная далее дискуссия прозревшего с религиозными авторитетами Израиля показывает, что её основной проблемой является вопрос о происхождении Иисуса. Тот, кто соглашается с Его божественным происхождением, должен тут же ответить верой, то есть безоговорочно принять Его Самого и Его учение. А вера, в свою очередь, должна привести человека к новому взгляду не только на Иисуса из Назарета, но и на собственную жизнь, на нравственные ценности, на жизнь общества, на мир. Иисус чётко формулирует, зачем Он послан: «Пришёл Я в мир сей, чтобы не видящие видели» (Ин 9, 39). Этот «новый взгляд» стал уделом исцелённого слепого, который в последней части сегодняшнего Евангелия исповедует свою веру. Этот «новый взгляд» должен также стать уделом каждого, кто уверовал.

3. «Веруешь ли ты, что Иисус Христос есть Сын Божий, посланный Богом в мир, дабы принести каждому человеку „новый взгляд”?» – вот главный вопрос, который нужно задать себе сегодня, шагая по пути великопостного обращения к обновлению таинства крещения в Великую Субботу. Результатом этой веры является безусловное принятие Его иерархии ценностей, Его морали, Его образа жизни.

В наши дни модно быть избирательным в вере: «Я верую, но не со всем согласен…»; «Верую, но…», и из-за этого «но» такое «Верую» – это уже совсем не исповедание веры. Это «но» делает невозможным «новый взгляд» на мир, делает невозможным исцеление незрячего, то есть каждого из нас.

 

О. Анджей Шлюсаж