Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Мф 5,4

3-е воскресенье Великого поста

Первое чтение Исх 17, 3-7

И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши? Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? ещё немного, и побьют меня камнями. И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдёт из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских. И нарёк месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?

 
 

Второе чтение Рим 5, 1-2. 5-8

Братья:

Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Ибо Христос, когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками.

 
 

Евангелие Ин 4, 5-42

Иисус приходит в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чём говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.

Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принёс Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнёт». Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И ещё большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

 

Проповедь 1

1. Повествование о встрече Иисуса с Самарянкой можно рассматривать как повествование о борьбе Иисуса за доступ к сердцу человека или о том, как человек сопротивляется вовлечению его в подлинно религиозную жизнь.

Иисус просит у Самарянки воды. Бог часто предстаёт перед человеком и просит его о чем-нибудь, будто человек и вправду может одарить Его чем-то (а мы иногда своё присутствие на воскресной мессе считаем нашим «подарком» Богу…) Иисус ломает господствовавшие тогда стереотипы мышления (иудеи и самаряне презирали друг друга), и срывает маски («иудей» и «самарянка»), которыми закрыты лица людей, потому что хочет достучаться до сердца. Он предстаёт перед человеком как проситель, а это всегда открывает сердце человека.

2. Но вскоре Он от просьбы переходит к предложению – проситель становится дарителем. Вода из колодца утолит жажду, но через некоторое время она вернётся. Вода же, которую даёт Иисус, есть «источник воды, текущей в жизнь вечную». Она даже выше той воды, что получил народ Израиля в пустыне (1 чтение).

В диалоге с Богом настаёт момент, когда человек обнаруживает, что Бог – это тот, кто одаривает. Однако принятие дара от Бога требует полной вовлечённости в жизнь веры. А человек боится этого, он хочет остаться независимым. Поэтому (иногда бессознательно) он сопротивляется дару.

3. Так и Самарянка не хочет брать воду, которая утоляет жажду «на веки». Сначала она притворяется, что не понимает, и пытается использовать предложение Бога для решения срочных жизненных проблем: «Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Разве и мы иногда не пытаемся использовать Бога исключительно для решения такого типа срочных надобностей? Как выглядит наша молитва прошения? И тем не менее, обращённая к Богу просьба – это уже важный момент, в просьбе человек признаёт перед Богом свою несамодостаточность.

4. Тогда Иисус раскрывает главную проблему этой женщины: «Позови мужа твоего». В этот момент она, совершенно беспомощная, должна бы взглянуть в глаза правде о своей грешной жизни. Но, не смотря ни на что, она продолжает обороняться, стараясь перевести разговор на религиозные противоречия: «Отцы наши поклонялись на этой горе». Человек всегда ищет каких-то отговорок, чтобы избежать радикального решения обращения. «Трудности понимания» часто бывают лишь поводом не поддаваться Богу. «Заинтересованность» – это категория, которую современный мир изобрёл, чтобы избежать ответственности.

5. Человек часто сопротивляется принятию на себя ответственности. Рассказ о встрече Иисуса с Самарянкой раскрывает некоторые способы бегства от призыва к обращению: желание всё время что-то давать Богу для очистки совести, по существу ничего от Него не ожидая; откладывание на потом признания в своих грехах (некоторым даже на исповеди не хватает смелости признаться во всех своих грехах!); бегство в «трудности понимания», чтобы избежать решения подчинить свою жизнь Богу – это лишь некоторые способы, которыми человек обороняется от Бога. Есть о чём подумать…

 

О. Войчех Загродзкий CSsR

 

Проповедь 2  

В полдень у колодца<//a>

Всё, что угодно может произойти у колодца. Особенно в полдень, когда беспощадно жжёт солнце. Кто может оказаться у него в это время? Путник, измученный дорогой, который ждёт ушедших за покупками. Вот подходит одинокая женщина, которая меньше всего хочет встретить кого-либо. Она пришла сюда сейчас, чтобы избежать тех женщин, которые глазеют на неё и шепчутся, осуждая её образ жизни. Она пришла сюда в жаркий полдень, потому что нет другого такого ненормального, кто пришёл бы сюда за водой в это время. В Риме часто повторяют пословицу, что в «таких условиях можно найти только сумасшедшего пса и англичанина».

Но что же делает здесь этот путник? Видимо, он пришёл издалека. Как же мне вести себя с ним? Лучше всего притвориться смелой и отважной. Ну и ну! Как необычно. Он разговаривает со мной.

– Дай Мне пить.

– Пить? Как ты, иудей, можешь просишь у меня, самарянки, пить? Как это возможно? Приди в себя на мгновение!

Не спеши... Он не просто просит, Он что-то хочет дать.

– Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе, то сама просила бы у Меня, и Я бы не только дал тебе пить, но отдал весь колодец. Колодец, сокрытый в тебе, наполненный вечной жизнью.

– Да тебе же и почерпнуть нечем? Неужели, ты думаешь, что ты лучше отца нашего Иакова, давшего нам этот колодец?

–Да! Ты пьёшь эту воду и вновь возвращаешься к нему, жаждая. Испей воду, которую Я даю пить, и не будешь жаждать вовек. Ибо она сделается в тебе источником воды.

– Дай мне этой воды, чтобы больше мне не нужно было бы приходить сюда и видеть других женщин.

– Это тебе не поможет. Пойти, позови твоего мужа и приходи сюда.

– (О, слава Богу, Он не знает всего). У меня нет мужа.

– Правду говоришь, нет у тебя мужа. И тот мужчина, с которым ты живёшь сейчас, не муж тебе, и те пятеро, что были до него, тоже не мужья тебе. Ты честно отвечала.

– Ты знаешь многое, ты как пророк, читаешь моё сердце. Я начинаю думать, что ты знаешь всё, что я делала. Ну, раз так, скажи, где дóлжно поклоняться – на горе этой, или в Иерусалимском Храме?

– Женщина, не пытайся улизнуть. Этот вопрос места вскоре будет уже не важен, ибо важно то, чему ты будешь поклоняться в сердце своём, в духе и истине.

– Кто знает? Вот придёт Мессия, и Он разъяснит нам всё.

– Он уже пришёл. И Он разговаривает сейчас с тобой.

Пришли люди, как всегда, не вовремя. Ещё лишние глаза. Ещё лишние вопросы: «Зачем Ты на людях говоришь с ней?», «Зачем Ты, иудей, говоришь с этой женщиной?».

Лучше убраться сейчас отсюда и рассказать об этом остальным. Я смогу забрать поднос потом, если он мне будет ещё нужен. В городе, конечно, ещё больше станут болтать обо мне, когда я расскажу им, что Он знает всё, что я делала. Но это единственный шанс в моей жизни. Я должна им о Нём рассказать. Знаю, они выйдут отсюда в своих белых одеждах, подпоясанные, как снопы сена. Но сейчас не время стыда, сейчас время надежды. Наверное, они не поверят мне. Возможно, в моей жизни было много разного, чтобы я смогла нести эту Благую Весть. Но может быть, они придут и увидят сами, и поверят, когда сами встретятся с этим человеком. Может быть, Он Сам придёт к нам в город и останется в нём на некоторое время. Он нужен нам в Самарии. Может быть, Он нужен нам повсюду, и здесь, в Саратове, тоже.

о. Майкл Скрин MSC

Проповедь 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспомните те времена, когда в нашем городе на долгое время отключают воду. Как тогда приходится набирать её во все емкости, какие есть дома. Как её надо экономить, считать каждый литр, какой она становится дорогой и драгоценной. В это время мы задумываемся над тем, как трудно без воды. Нельзя приготовить пищу, помыть посуду, нельзя сделать уборку в доме и помыться самому. Жизнь становится грязной.

Но не только в таких экстремальных ситуациях нам необходима вода.

Помню, в детском лагере несколько лет назад в бочках закончилась питьевая вода. Обычно её привозили на машине с родника. На этот раз машины не было. А вода была нужна. К счастью, нашли добровольцы, готовые в жару, в полдень идти пешком в соседнюю деревню (несколько километров) за питьевой водой.

Героиня сегодняшнего Евангелия встретилась с такой же проблемой. Дома нет воды! Придётся в жару отправляться к колодцу. Наверняка она даже не подозревала, насколько важным окажется для неё этот поход.

Стремление утолить жажду ведёт её к колодцу. Но у колодца она встречает Того, Кто утоляет другую, намного более важную жажду. Жажду счастья, жажду любви, жажду самореализации и радости! Тот, кто помогает ей открыть настоящее счастье. Счастье, которое может придать смысл каждому поступку.

Каждый из нас временами устаёт на своём жизненном пути. И, как Самарянка, хочет найти источник, который мог бы исцелить нашу усталость (не только физическую, но более всего душевную), укрепить веру в жизнь, в себя, в Бога!

Беседа с Иисусом напоминает важную истину. Это суть сегодняшнего Евангелия, которую мы должны открыть! В этом нам могут помочь слова пророка Иеремии. Пророк сравнивает людей, оставивших Бога и ищущих счастья в мире, с теми, которые бросают источник живой воды и копают ямы, чтобы собирать капли дождя. Всё это бесполезно!

Иисус говорит о том же.

Человек всем своим существом жаждет жизни и счастья, ибо он сотворён Богом именно для этого. И неспокойно сердце человека, пока не найдёт места, где сможет обрести покой.

В Третье Воскресенье Великого Поста мы открываем эту истину: Иисус – это Источник Живой Воды! Иисус – это податель Подлинной жизни!

о. Павел Юрковский CSsR

 

 

Проповедь 4

 

Сегодня в литургии слова мы слышим слова о воде и колодце. Давайте немного подумаем о них.

В пустыне колодцы являются пунктами остановок для караванов и обычным местом встреч. Это прекрасно видно в Библии: слуга Авраама встречает Ребекку, будущую жену Исаака, именно у колодца; Иаков получает известия от своего дяди Лавана у колодезя, а Моисей знакомится со своей женой также у колодца в пустыне Мадиам.

У колодца Иакова, единственного до сих пор существующего в регионе Сихем, Иисус разговаривает с самарянкой, о чем мы читаем сегодня в Евангелии.

Что случилось с этим колодцем? Какое значение он имеет для нас сегодня?

Уже в IV в. около этого колодца глубиной 32 м было построено святилище, перестроенное крестоносцами в базилику, в одной из крипт которой сохранился древний колодец Иакова. Сейчас это место принадлежит православным грекам. Российские цари хотели построить храм около колодца, но до революции 1917 г., закончившей историю царской России, успели поставить только круговые стены. Сегодня паломники проходят этот призрачный храм и входят в тёмную крипту, чтобы попробовать холодную кристальную воду из источника, у которого двадцать веков тому назад около полудня сел уставший с дороги Иисус и попросил самарянскую женщину: «дай Мне пить». Многие паломники возносят к Господу такую же молитву: «дай Мне пить».

Весь тот диалог в пустыне касался воды, которая в Библии является значимым теологическим символом. Может потому, что она – испрашиваемый дар в пустынных странах Ближнего Востока, залитых солнцем, сухих и жаждущих дождя. Незабываемо определение Бога и человеческого зла, данное Иеремией для противопоставления – бьющего источника и замутнённого водоёма: «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоёмы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер 2,13).

Слова Иисуса о живой воде снова заставляют нас задуматься над этим символом, часто используемым во всех культурах и являющимся отправным пунктом нашего размышления. Чем для нас является вода сегодня?

Сегодня вода обращается к нам всей силой своих физических и символических свойств из-за загрязнения рек и водоёмов, из-за экологического неравновесия, слепого эгоизма владельцев промышленных предприятий, расточительства и игнорирования законов природы.

Но сегодня мы, прежде всего, должны посмотреть на воду через её культовое значение, которое она приобретает в таинстве крещения. Библия постоянно говорит о воде, как об источнике физической и духовной жизни: «Жаждущие! идите все к водам» (Ис 55, 1).

В книге псалмов мотив воды также встречается очень часто. Посреди пустыни, утопленной в абсолютной тишине, автор 42 псалма рисует образ жаждущей лани, ищущей источник воды. Образ символизирует инстинктивную тоску автора и каждого человека по Богу, воде жизни, радости, надежды, прохлады и конечной цели существования: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс 42(41), 2-3).

Пейзаж (пустыня) и внутреннее представление (пустота, ощущаемая, когда Бога нет) в псалмах неразрывно связаны. Как земля мертва без дождя, а её потрескавшаяся поверхность напоминает иссохшие губы, так и верующий, чтобы жить и развиваться, нуждается в Боге и Его Слове.

Мои дорогие! Давайте спросим себя сегодня: действительно ли Бог является нашей жаждой? Посмотрим в наши сердца сегодня, в 3 воскресенье Великого Поста, когда литургия предлагает нам задуматься над водой: жажду ли я той воды, которая дает жизнь вечную? И искренне скажем Иисусу, что мы пресыщены другой водой, испорченной миром, в котором мы живём… Загрязнённой водой, которая вносит в нашу духовную жизнь столько проблем! Давайте отдадим Ему наши жизни, чтобы Он напоил нас водой, дающей нам жизнь вечную. Вспомните своё крещение. Не хотите ли вы ещё раз окунуться в ту святую воду?

Пусть Евхаристия сегодня будет для нас особенным обновлением нашей первоначальной, ничем не омрачённой, святости.

Аминь.