Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Мф 5,4

2-е воскресенье Великого поста

Первое чтение Быт 12, 1-4а

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

И пошёл Аврам, как сказал ему Господь.

 
 

Второе чтение 2 Тим 1, 8b-10

Возлюбленный:

Страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времён, открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие.

 
 

Евангелие Мф 17, 1-9

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых.

 

Проповедь 1

Преображение Христово

Когда мы исполняем заповеди, либо переносим невзгоды, неизменно должен звучать в ушах наших предостерегающий глас Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Так Папа Лев Великий говорит о Преображении Христовом.

Евангелие сегодня рассказывает, что случилось на горе. Самое глубокое значение этого случая – Иисус Христос, родившийся от Девы Марии, продолжает миссию Моисея и Илии (то есть Ветхого Завета). Глас Отца признает Его – Сына Возлюбленного и призывает всех слушать Его.

Иисус явил свою славу Апостолам на горе незадолго перед смертью. Зачем Он это сделал? Иисус уже начал открывать ученикам Своим, что Ему дóлжно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, и быть убитым, и в третий день воскреснуть. Пётр не хотел принять это и начал прекословить Иисусу. Эти слова Петру и Ученикам были очень непонятны. Иисус хотел подготовить своих учеников заранее, чтобы они не отказались от своей веры, глядя на Его страдания и Его крест. Так сказал Папа Лев: «Преображение Христово прежде всего совершилось для того, чтобы из сердец учеников изгнано было искушение креста и чтобы уничижение вольно принятых страданий не возмутило веры тех, кому явлено было великолепие сокрытого достоинства». Преображение Христово имеет целью укрепить веру апостолов в преддверии Голгофы.

В каждое второе воскресенье Великого Поста Евангелие на Мессе рассказывает историю Преображения Иисуса. Великий Пост приглашает нас следовать за Иисусом и отказываться от своих заблуждений: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её; какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф 16)

Великий Пост напоминает нам, что мы слабые и грешные и что нам надо вести, искренно и серьёзно, борьбу против зла – внутри и вне нас. Великий Пост учит нас, что нам надо умерщвлять нашу плоть. Это значит контролировать: склонности, желания, инстинкты, страсти, воображение, фантазию, память, избегать злословия и клеветы.

Преображение поддерживает нас в этой борьбе и укрепляет нашу веру, чтобы мы продолжали следовать за Иисусом, делать добро до конца и получили награду нашей верности Иисусу. Мы надеемся участвовать в славе Иисуса, той, что явилась в Преображении на горе перед Апостолами. И так будет, если мы будем верными Ему до конца.

Душа наша уповает на Господа:
Он – помощь наша и защита наша.
Да будет милость Твоя, Господи, над нами,
Как мы уповаем на Тебя. (Пс 33)

 

о. Энтони Бранаган CSsR

 

Проповедь 2

1. Евангельское чтение этого воскресенья может вызвать много вопросов. Если увидеть то, что произошло на горе Фавор, то почему Иисус удостоил этим всего лишь троих из двенадцати учеников? Почему эти трое испугались не тогда, когда видение началось, а уже тогда, когда оно закончилось? Почему, наконец, мы читаем этот фрагмент Евангелия Великим Постом?

В структуре воскресных литургических чтений ключом к пониманию Евангелия является первое чтение. «Пойди из земли твоей», – разве эти обращённые к Аврааму слова не являются в то же время неким призывом, обращённым к каждому христианину, и не только во время Великого Поста? Не указывают ли они на одну из существеннейших признаков нашего великопостного обращения? Ведь христианин – это человек, исполненный доверия, то есть готовый пойти даже в неведомый край по одному только слову Бога.

2. На пути доверия человек слышит слова, вдохновляющие его (например, «волос с головы твоей не упадёт», «просите и дано будет вам»), их он слушает охотно, но слышит и требовательные, нелёгкие, вызывающие сопротивление слова («не прелюбодействуй», «люби врагов своих», «одолевай зло добром» и т. п.). Нужно отдавать себе отчёт в том, что путь христианина связан с тяготами, отречением, умиранием для самого себя. Иисус не занимался перед Своими учениками дешёвой пропагандой, а ставил вопрос ребром: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой…» (Мф 16, 24). Крест глубоко вписан в жизнь христианина.

3. Именно это предвестие креста и составляет тот контекст, в котором разворачивается сцена преображения в Евангелии от Матфея. Несколькими словами ранее Иисус предрекает Свой крестный путь. И, читая сегодняшнее Евангелие, необходимо принимать во внимание этот контекст креста, в котором Иисус ведёт троих учеников на гору Фавор.

Иисус прекрасно понимал, что человеческая жизнь не будет непрерывной полосой успехов, что настанет время тьмы, что самая безупречная верность Божьим заповедям не убережёт Его последователей от крестного пути (иногда в человеке подымается бунт, если, несмотря на его верность Богу он сталкивается с трудностями). Перспектива креста не вызывает восторга, скорее пробуждает страх (ученики испугались, услышав «Его слушайте», поскольку поняли, что вера Иисусу приведёт каждого из них на свой личный крестный путь). Рассказав о перспективе креста, уготованного каждому, Иисус преображается перед тремя избранными учениками. Ощущение мистического взлёта должно подготовить их к стойкости в крестный час. Они должны видеть, что крестный путь не бесконечен, он ведёт к той действительности, которую они описали словами: «Хорошо нам здесь быть».

4. Может быть, именно поэтому Церковь направляет наш взгляд на гору Фавор в первой части Великого Поста, когда мы принимаемся за труд обращения, то есть вступаем на путь доверия Божьему слову по образцу Авраама. Это будет путь трудов и отречений. Важно, чтобы мы, обращаясь к свидетельству трёх апостолов, припомнили наши собственные «горы Фавор», то есть те необыкновенно важные моменты в нашей духовной жизни, когда Бог явно открывался нам. Они позволяют нам хранить доверие, несмотря на трудности, с которыми мы сталкиваемся, даже несмотря на наши грехи. Как мать терпит боль родов, зная, что вот-вот получит в дар собственное дитя, как покупатель автомобиля терпеливо проводит часы в очередях, исполняя регистрационные формальности, потому что знает, что уже скоро сядет за руль купленной машины, так человек сносит все труды крестного пути своей жизни, зная, что в конце её воскликнет: «Хорошо нам здесь быть!» Стóит вспомнить наши малые «горы Фавор». И нужно помнить о них в час тьмы.

 

О. Войчех Загродзкий CSsR