Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
“Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12”

1-е воскресенье Великого поста

Первое чтение Быт 2, 7-9; 3, 1-7

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

 
 

Второе чтение Рим 5, 12-19

Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.

 
 

Евангелие Мф 4, 1-11

Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берёт Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

 

Проповедь 1

1. Иногда мы отождествляем искушение со склонностью человека ко злу. А тем временем в сцене искушения дьявол не подговаривает Иисуса к чему-то плохому. Ведь в том, чтобы поесть хлеба, когда ты голоден, нет ничего плохого. Если бы Иисус поддался другому искушению и бросился вниз, чтобы ангелы подхватили Его и понесли на руках, то таким театральным эффектом Он наверняка добился бы сенсации, и тогда со всей округи сбежались бы люди, а Он мог бы проповедовать им Евангелие. Что же в этом плохого? Третье предложение на первый взгляд тоже привлекательно – все царства мира. У Иисуса была бы власть, армия, полиция, СМИ – он мог бы построить Царство Божие на земле. Разве не следовало воспользоваться случаем и сделать свою миссию более результативной?

Однако Иисус отвергает все три предложения дьявола.

2. В эпизоде искушения Христа мы видим такой же принцип, по которому бывает искушаем каждый человек. Во время искушения человек оказывается перед неким выбором. И это редко выбор между чёрным и белым. Выбор между добром и злом вообще очень прост, и человек нечасто сознательно выбирает зло. Однако перед выбором между одним и другим добром мы стоим гораздо чаще. С одной стороны – добро, которое предлагает Бог, а с другой – тоже «добро» (то есть добро лишь на первый взгляд), но предлагаемое дьяволом. В этом заключалось искушение Христа, в этом заключается и искушение христианина.

Поначалу предложение дьявола кажется привлекательным, но по сути оно ведёт к полному разрушению всех планов Отца, касающихся человека. По существу, при искушении важно одно: хотя бы на миг вырвать человека из руки Божией. А уж затем последствия не заставят себя ждать.

3. Разве это не подтверждается опытом человечества? Не так давно мы жили во времена, когда многие, вопреки собственной совести, были принуждены к сотрудничеству с коммунистической властью. Без этого они потеряли бы работу, проблемой стало бы содержание семьи, воспитание детей и т. д. А ведь хлеб для семьи – это ценность. Образование для детей – тоже ценность. И ради них люди шли на это. Хлеб у них был, но какой ценой? Нужно было доносить на честных людей, и многолетнее заключение или вынужденная эмиграция отцов и матерей семейств оставались на совести доносчика. Последствия сделки с совестью ощущались ещё долго.

А проблема возникла ещё в момент первого выбора между добром, которое предлагает Бог (чистая совесть), и «добром», которое предлагает мир без Бога.

4. Сегодня мы не вправе с лёгкостью осуждать тех людей, но на их судьбах нужно учиться. Они тогда оправдывались тем, что обстоятельства вынудили их к сотрудничеству. А мы сегодня разве не оправдываемся, как и они, что это обстоятельства подтолкнули нас к поступку, которого позже мы будем стыдиться?

Искушение не минует никого. Его природа неизменна. И только выбор добра, предлагаемого Богом, делает человека поистине свободным (такой выбор сделал Иисус в сегодняшнем Евангелии). Любой другой выбор раньше или позже приведёт к ситуации, выйти из которой будет уже очень трудно. Хотя даже в таком случае для Бога нет ничего невозможного…

 

О. Войчех Загродзкий CSsR

 

Проповедь 2

Дождались. Ведь многие ждали этого момента, задаваясь вопросом: а что было бы, если бы дьявол подступился к Иисусу? Как бы Он тогда повёл себя, как поступил бы? Смог бы справиться с нечистым?

Справиться с сатаной – дело нелёгкое. Наверняка ты неоднократно испытал это на себе. Каких только обещаний не давал себе после последней исповеди, строил такие великолепные планы, а тут на тебе – снова споткнулся, снова согрешил, снова проиграл.

Иисусе, что делать? Скажи мне. Дай пример. Помоги!

Однажды к святому отшельнику пришёл дьявол. «Бог дал своё согласие на то, чтобы я тебя искушал. И мне очень хочется, чтобы ты совершил какой-нибудь тяжкий грех», – вежливо обратился он к пустыннику. «Продолжай» – ответил ему монах.

«Убей кого-нибудь».

«Нет, и речи быть не может».

«Напади на какую-нибудь женщину».

«Это отвратительно. Я так никогда не поступлю. Прочь отсюда, сатана».

«Ну хоть вина немного выпей. Ведь это не грех. Сделай мне хоть что-нибудь приятное»

«Ну, ладно, – вздохнул отшельник. – От глотка вина ничего плохого не случится». Хлебнул глоток, потом другой, пока, а под конец уж начал разбирать его смех, он рухнул на колени и продолжал хлестать вино. По тропинке неподалёку приближалась девушка. Отшельник двинулся на неё. Девушка стала кричать. Её отец, работавший на поле, услышал и прибежал на помощь. Завидев такое, пустынник схватил большой камень и изо всех сил швырнул в него. И лишь через некоторое время, придя в себя, пустынник осознал, что у его ног лежит мёртвый человек.

И ведь подумать только, – сказал сатана, – из трёх грехов ты выбрал самый мелкий».

Дорогие мои! Сегодня сатана трижды искушал Иисуса в пустыне.

«Скажи, чтоб эти камни стали хлебом».

«Прыгни вниз, пусть ангелы подхватят Тебя на руки».

«Я дам тебе все царства мира».

И кажется, что дьявол ничего плохого не предлагает. Поесть хлеба, когда проголодался – разве это грех?

А если бы Иисус прыгнул? У народа исчезли бы любые сомнения в том, что Он – Царь, как и тогда, когда Он умножил хлебы.

А иметь в своих руках всё? Разве это назовёшь злом? Ведь таким образом можно было бы построить Царство Божие на земле, все жили бы по законам любви.

Однако Иисус отвергает все предложения сатаны. Потому что хлеб, если он принят не из рук Отца, ничего не стоит. Потому что Иисус знает: паря в воздухе, он вызовет у людей восхищение, но не убедит их в любви Отца. Потому что понимает: Он мог бы завладеть всеми царствами и воссесть на многих тронах, но ни один царь не заставит людей верить или любить.

Отвергает, потому что знает: с сатаной не договариваются, и на компромисс с ним не идут. Ведь на самом деле мелких грехов просто не существует.

 

О. Артур Вильчек CSsR