Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Мф 5,6

Торжество Пресвятой Троицы год А

Первое чтение Исх 34, 4b–6.8–9

Моисей, встав рано поутру, взошёл на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные. И сошёл Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошёл Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный. Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу и сказал: если я приобрёл благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдёт Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим.

 

Второе чтение 2 Кор 13, 11–13

 

Братия! Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами. Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь

 

Евангелие Ин 3, 16–18

 

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

 

Проповедь 1

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3, 16)

Сегодняшнее воскресение, во время которого мы особенным образом почитаем Господа в Пресвятой Троице, подчёркивает неограниченные возможности Господа, которые никогда не иссякают. Человек своим ограниченным умом никогда не может познать Бога в Его сущности: что Господь един в трёх лицах – это просто тайна нашей веры.

Около 385 года от Рождества Христова в семье глубоко верующего англичанина родился мальчик, которому дали имя Патрик. Спустя несколько лет на этот городок напали ирландские пираты, которые ограбили город, и взяли с собой в рабство 16-летнего Патрика. Привезли его в Ирландию, и продали одному богатому язычнику. Он послал мальчика пасти овец. Для Патрика закончилась беззаботная жизнь, он рано повзрослел, стал много думать о Господе, тайком молился. Спустя 6 лет рабства ему приснился сон, где свыше ему указали, что надо бежать, и что недалеко от места его проживания причалит корабль, на котором он сможет спастись от преследователей. Действительно, так и случилось, на этом корабле он переправился во Францию, которая в это время была уже христианской. Оттуда он смог вернуться в дом отца. Уже взрослым Патрик решил «отомстить» ирландцам за свое похищение и рабство, но по-христиански. Он решил поехать туда, чтобы учить их любви и вере Господу. После изучения богословия Патрик получает рукоположение в священники, затем в епископы, и в 432 году прибывает в Ирландию, которую евангелизирует около 30 лет. Ирландским язычникам тяжело было принимать тайны христианской веры, особенно Пресвятой Троицы. Патрик долго им объяснял, что Бог есть один, но он в трёх лицах. По окончанию катехизации Патрик видел, что люди так и не поняли его – утверждают, что есть три Бога. Тогда он понял, что слова здесь бесполезны, и что надо найти какой-то образ, пример. Ирландия – это остров, на котором постоянно идут дожди, поэтому там растет очень много различных видов растений, она даже получила название «зеленого острова». Среди этих растений Патрик заметил трилистник, и на его примере решил объяснить тайну Пресвятой Троицы. Он говорил: трилистник состоит из трех листков, но он одно целое, так и Господь Бог в единой сущности Троицы. Мы поклоняемся Его Единому Божественному существу в Трёх лицах: Отцу, Сыну и Святому Духу. Этот трилистник помог ирландцам принять истину веры, касающуюся Святой Троицы.

Благодаря миссионерской деятельности Святого Патрика, Ирландия является сегодня не только настоящей католической страной, но и сама посылает своих миссионеров в разные страны: от Америки до Сибири, от Северной Европы до Африки и Азии, неся благую весть людям всего мира.

В настоящее время, несмотря на усилия миссионеров, мир переживает кризис веры, особенно Северная Европа и страны, где высоко материальное благополучие. Многие люди имеют своеобразные представления о Боге, которые всё-таки далеки от объективного Господа Евангелия, такого, каким Его показывал Иисус. Бог – это, прежде всего, любовь. Многие святые, которые были более приближены к Господу через молитву и озарение, показывают современному миру, что только смирение и упование приведут к истинному познанию Бога.

Даже Энштейн, несмотря на свой глубокий просвещённый ум, с упованием и смирением прибегал к Иисусу. Помню один рассказ о молодом человеке, ищущем истину: он вошёл в Парижскую церковь и с недоумением узнал в старике, стоящем на коленях возле алтаря, великого учёного, молящегося на розарии.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Чтобы понять Господа, нам нужен не только ум, но и открытое сердце, потому, что именно сердцем мы можем принять любовь, которая и есть Господь.

 

О. Григорий Ляхович СSsR

Проповедь 2

 

Да будет благословен Бог Отец,
и Единородный Сын, и Дух Святой,
ибо сотворил нам милость Свою
(Входной антифон).

 

1. В одном из журналов напечатали детские рисунки и высказывания на тему «Как ты представляешь себе Господа Бога?» Девятилетняя школьница нарисовала фигуру с большими глазами, ушами и руками, и дописала: «Бог видит, слышит и делает всё». Первоклассница нарисовала весёлого человечка с комментарием: «Бог молодой и весёлый». Совсем по-другому видит Бога тринадцатилетний: «Бог всемогущий. В любой момент он может уничтожить мир». Это своё представление о Боге мальчик проиллюстрировал рисунком, изображающим громадный танк, направивший пушку на земной шар. А на рисунке 14-летней школьницы можно было увидеть едва заметную человеческую фигуру. Одна деталь привлекала к себе особое внимание: на месте головы девочка поместила ярко сияющее солнце. Под рисунком можно было увидеть объяснение: «Бог – это существо, на лицо которого мы смотреть не в силах».

2. «Бог – это существо, на лицо которого мы смотреть не в силах». Интуитивно школьница уловила самую суть нынешнего мира. Нелегко всё время смотреть на солнце. Единый в Пресвятой Троице Бог настолько велик, что ни один человек, даже самый гениальный, не в силах объять Его разумом или уместить в каком-либо понятии или образе. Св. Августин, столько времени и сил посвятивший постижению тайны Бога, в конце концов сказал: «Deus semper maior (Бог всегда больше)». И добавил: «Если думаешь, что понял Его, то это, без сомнения, был не Бог». А известный писатель Грэм Грин как-то сказал: «Я бы поостерёгся верить в Бога, которого сумел постичь».

Кто хотя бы раз был в православной церкви, наверняка обратил внимание на так называемый иконостас, как называют покрытую иконами стену, отделяющую алтарь от остального храма. Иконоборческие идеи возникают как раз от особо острого ощущения величия тайны Бога. Благоговение перед этой непостижимой тайной заставило Восточную церковь скрыть литургические обряды за перегородкой.

2. Бедность нашего языка и убожество нашей веры приводят к тому, что тайна пресвятой Троицы в нашей повседневной жизни часто низводится до уровня некоей псевдо-математической формулы, которая (как нам кажется) усложняет веру в единого Бога. Это очень опасное заблуждение, ибо оно заслоняет нам ту важнейшую истину, что «Бог есть любовь» (1 Ин 4, 16).

Если Бог есть любовь, то Его явление нам Самого Себя есть знак наивысшей любви. Уже во время встречи на горе Синай, о которой напоминает нам первое чтение, Моисей осознал, что «трижды святой» Бог является и Богом любви. Моисей закрывает перед Ним своё лицо, но в то же время ощущает Его близость и необыкновенную доброжелательность. Бесконечно могущественный Бог открывает ему Своё имя: Яхве. Это имя означает: «Я здесь, и пребуду здесь всегда, дабы помогать». Бог всегда будет рядом со своим народом. По мере того, как разворачивалась история избранного народа, облик Бога приобретал всё более и более конкретные черты. Это «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный».

Истинный облик Бога в полной мере был явлен в Иисусе из Назарета. Сам Он прекрасно выразил это словами, которые сказал Никодиму: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Эти слова неоспоримо свидетельствуют, что явление Пресвятой Троицы не усложняет веру в единого Бога, а раскрывают всё богатство истины, что Бог есть любовь.

3. Таким образом, сегодняшнее торжество говорит нам, что Пресвятая Троица есть касающаяся жизни каждого из нас тайна, мимо которой нельзя пройти равнодушно. Это источник, из которого мы родились как христиане. Троица сопровождает нас по жизни постоянно. Центром христианской жизни является Отец – Его милосердие, Его любовь, Его воля. Мы можем называть Его Отцом, ибо Он послал нам Своего Сына. Сын из любви к нам сошёл с небе и стал человеком, умер и воскрес. Он – «живая икона Бога» в мире. Через Своего Духа, Который живёт в нас, Он старается указывать нам Отца и ведёт к Отцу.

Иисус дал нам необыкновенное обещание: «Кто любит Меня (…), и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14, 23). Пресвятая Троица – это не только наше начало, но также наше будущее и наша последняя родина. Иисус называл Её Своим и нашим домом: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин 14, 2). Наш путь к этому дому ещё не закончен. Мы знаем цель, но не знаем, насколько близка или далека она от нас. Не вызывает сомнений одно: настанет час, когда Тот, Кто есть Любовь, исполнит Своё обещание. В этом и заключается наше счастье. И то, что мы хотим такого будущего, мы выражаем всякий раз, когда произносим: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Аминь.

о. Ян Хаим CSsR

 

Проповедь 3

В сегодняшних чтениях сам Бог нам представляется. Бог Отец сам напоминает нам, что Он милосерден, много милостив, терпелив. Иисус ещё раз подчёркивает, что он пришёл не погубить, но спасти мир. А Святой Дух дарит себя всем верующим. Но не в этом суть сегодняшнего торжества.

Во время Евхаристии некоторые верующее, хотя присутствуют телом в храме, но душой отсутствуют. Поэтому не удается им обратит внимания на молитвы, которые священник читает во время Литургии. А там можно услышать объяснение. Так и сегодня, вступительная молитва подсказывает нам, на что мы должны обратить внимание – на единство Божьих Лиц.

Если так хорошо подумать, то можно прийти к выводу, что сегодня у нас праздник единства. Что верующее должны делать всё, чтобы жить в согласии и единстве. Вить к этому призывает их сам Господь. Вить такой наш Бог. Если отнестись к жизненному опыту, то можно замети, что где любовь, там и единство, там и мир. Затем, сегодня каждый верующий не только должен молится о единстве, но и о любви, потому единство истекает из любви. Такой наш Бог.

О. Мирослав Давлевич CSsR