Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Мф 5,3

Торжество Пресвятого Тела и Крови Христа

Первое чтение Втор 8, 2–3.14b-16a

 

Моисей сказал народу:

Помни весь путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоём, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живёт человек. Не забывай Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Который провёл тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя источник воды из скалы гранитной, питал тебя в пустыне манною, которой не знали отцы твои.

 

Второе чтение 1 Кор 10, 16–17

 

Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

 

Евангелие Ин 6, 51–58

 

Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

 

Проповедь 1

«Я – Хлеб живой» (Ин 6, 51).

В это торжество Евхаристия проходит по-особенному. Во многих местах по всему миру проходит крестные ходы с Пресвятыми Дарами. Христос, присутствующий в Евхаристии, покидает стены храмов, чтобы быть прославленным за ними. Эти процессии должны нам напомнить, что там, куда мы несём Святые Дары, должно быть место Иисусу. Т. е. в нашей жизни, среди тех дел и забот, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Иисус хочет быть на наших улицах и в наших домах. Везде! Он хочет быть везде через свидетельство нашей христианской жизни.

После II мировой войны две маленькие девочки жили со своими родителями возле Кракова. Их тётя со всей семьёй была переселена на Мазуры. Однажды мама девочек решила навестить свою сестру. И взяла с собой детей. По пути девочки не спрашивали о красоте озёр и пейзажей, но часто повторяли: «Мама, а когда мы приедем, тётя даст нам хлеба?» Успокоенные словами мамы, что, конечно, они получат хлеб, девочки некоторое время молчали, но потом снова повторяли вопрос, чтобы ещё раз услышать, что они больше не будут голодать, как во время оккупации.

Один из английских журналистов провёл однажды странный эксперимент. Он решил посмотреть, как люди в разных частях света будут реагировать на предложение поработать один час за буханку хлеба. Он купил килограммовую буханку и вставал в многолюдные места, где за день проходили тысячи людей. И каковы были результаты его исследования? В портовом Гамбурге его высмеяли, в Нью-Йорке он был арестовал полицией. В нигерийском Лагосе было много готовых за эту буханку работать три часа, а в столице Индии – Дели – вокруг него собралась толпа, каждый человек из которой был готов работать за этот хлеб целый день. Сегодня очень часто люди выбрасывают хлеб в мусор, в то время как другие в мусоре ищет что-нибудь съестное. У одних обилие, у других – недостаток хлеба.

Сегодня у нас торжество Пресвятого Тела и Крови Христа. Каждый день на алтарях в храмах всего мира совершается Святая Евхаристия. Принимая Христа в свою душу, каждый из нас получает силу, исцеление и пищу, которая, как и обычный хлеб, питает наше тело.

В одном из своих посланий молодежи Иоанн Павел II сказал: «Пойти на Святую Мессу – значит пойти на Голгофу, чтобы встретиться с Ним, нашим Искупителем».

Св. Иоанн записал в своём Евангелии слова Иисуса: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нём положил печать [Свою] Отец, Бог» (Ин 6, 27).

Как мы должны участвовать в святой мессе? Ответ на этот вопрос нам даёт св. отец Пио: «Как Божия Матерь, как св. Иоанн и набожные жёны на Голгофе, любя и сострадая». Настоящее участие в св. мессе должно преобразить нас в хостию, соединённую с Хостией. Мы становимся хостией для других, становимся хостией вне храма. Мы будем хостией в школе, на работе, в институтах, семьях. Мы будем хостией, которую можно взять в руки, преломить и раздавать, кормиться её силой.

Живой, истинный Богочеловек, Иисус Христос, ждёт тебя в Пресвятой Евхаристии. Он всегда готов помочь старушке, алкоголику, наркоману, безработному, отцу или матери, ребёнку, юноше или девушке – каждому, кто попросит Его о помощи. Будь с Христом, говори с Христом, кормись Его Телом. Прими эту пищу, и она станет для тебя ключом спасения, открывающим небо и смиряющим Божий гнев. Поверь Иисусу и Его любви!

О. Гжегож Вось CSsR

Проповедь 2

В четверг второй недели по сошествии Святого Духа Церковь празднует праздник Пресвятой Евхаристии. Мы знаем, что любовь Божественного Спасителя оставила нам много даров: крещение, через которое мы омылись от грехов и стали детьми Божьими; Евангелие, которое указывает нам путь к Небесной Отчизне; ценное лекарство исповеди, которое из невольника греха и сатаны делает нас свободными детьми Божьими; нам дорогá святая и чистая Христова Церковь, которая ведёт нас путями спасения; нам дорог Христов Крест, на котором Иисус, Спаситель мира, совершил дело искупления всего живого.

Но ценнее и дороже всего – Пресвятая Евхаристия. Это дар над всеми дарами! В Пресвятой Евхаристии любовь Иисуса не имеет границ. Иисус «возлюбивши своих, что в мире, до конца их возлюбил». Пресвятая Евхаристия – это солнце Христовой Церкви, которая согревает, освещает и оживляет Её. Кто Её не знает, тот не знает сути христианства. Кто Её понимает и Ею живёт, тот многое понимает и ведёт истинно христианский образ жизни.

Пресвятая Евхаристия – это Таинство Тела и Крови Христа Человеколюбца под видами хлеба и вина. Тот же Иисус, что жил тут среди нас на земле, что учил, страдал, умер, воскрес и вознёсся на небеса; тот, что сидит возле Небесного Отца, который придёт судить мир; тот самый правдиво и истинно сокрыт в Пресвятой Евхаристии. Можно было бы усомниться в словах человека, даже словах ангела о чём-либо. Но в свидетельстве о Пресвятой Евхаристии говорит нам Слово Божье, сам Творец мироздания, вечная Правда, который не может ошибаться или вводить в заблуждение. «Сие есть Тело моё, … сие есть Кровь моя!» – говорит Господь. И эти слова для нас, христиан, означают – это уже не хлеб и не вино, а Тело и Кровь Иисуса Христа, хотя мы и дальше нашим человеческим взором видим хлеб и вино. В этом таинстве Его присутствие является полным и неизменным, как полон и неизменен сам Бог. Чудо, необъяснимое уму человеческому! Мало было Богу показать свою любовь людям, искупив человечество своими страданиями и смертью. Он не смог оставить нас одних без своего присутствия, без своей любви на земле. Захотел быть с нами всегда, до скончания веков. И потому дал своим апостолам, а через них и нам, священникам, такую заповедь: «сие творите в Моё воспоминание» – это значит совершать Прсв. Евхаристию всегда. Тем самым Господь дал своим священникам неограниченную власть призывать с небес самого Бога на наши престолы и в Церкви, власть, которой нет даже у Сил и Властей ангельских.

В Вифлееме осталась пещера и ясли, в которых лежал Иисус, но Его вы там не найдёте. А найдёте его в Пресвятой Евхаристии, где он укрыт не пеленами, а завесой хлеба и вина. Как в Вифлееме ангелы пели ему песнь, так и сейчас каждый день Церковь поёт ему песни славы и победы «Осанна». Скрытые тридцать лет Иисуса в Назарете не указывают ли нам его скрытость в Пресвятой Евхаристии? Его апостольское служение в присутствии евреев не является ли для нас таким же присутствием в наших Церквях? Христос один единственный раз умер за нас. Но каждый раз, во время Божественной Литургии, через молитву священника совершается бескровная жертва Тела и Крови Иисуса Христа.

Чем же всё-таки для нас, католиков, является Пресвятая Евхаристия?

Во-первых – это тайна любви Бога к человеку. Ибо: «Христос, возлюбив своих, что в мире, до конца их возлюбил». Братья и сёстры, какие сильные слова «до конца», или сказать проще – совершенно, полностью. Не знаю, любил ли кто-то кого-то до конца, но именно так полюбил нас Господь Бог. Если кто-то кого-то любит, хочет быть с ним всегда – неразлучно, то этого не надо доказывать, об этом говорит нам наше сердце. Именно любовь Иисуса – причина Его присутствия среди нас. Он, как добрый Пастырь, зовёт и приглашает прийти к Нему: «Придите ко мне все труждающиеся и обременённые, и я успокою вас!». «Я – хлеб жизни». «Я – хлеб живой, что с небес сошёл. Кто этот хлеб вкушает, живёт вовеки». Как было бы пусто в Церквах, если бы в них не было Евхаристического Иисуса!

Во-вторых, Пресвятая Евхаристия – это и наша жертва Отцу Небесному. Эта жертва – наилучший способ вознести славу Богу, отблагодарить за все Его благодати, воздать Ему достойное примирение за все прегрешения, ею же мы приносим наиуспешнейшие просьбы на престол Всемогущего. Ею сдерживаем справедливую кару Божью за грехи и беззакония человечества (если перестанет приноситься бескровная жертва Иисуса Христа, наступит конец всему живому на земле).

В-третьих, в Пресвятой Евхаристии сам Господь Бог становится пищей нашей души. Освящая и просвещая нас, Он оздоровляет душу и тело, открывает радость пребывания с Богом, даёт жизнь вечную – бессмертность: «кто этот хлеб вкушает, живёт вовеки». Это даёт нам право называться братьями и сёстрами между собой, а также братьями и сёстрами Иисуса Христа. Потому как в нашей крови течёт кровь Иисуса Евхаристического и наше тело уподобляется Телу нашего Спасителя.

Чего же ждёт Господь от нас, приступающих к Нему в Пресвятой Евхаристии или присутствующих в Церкви? Прежде всего – веры в его присутствие в Св. Таинстве Тела и Крови. А уже сама вера приведёт нас к более глубокому пониманию Бога и Его Церкви. Наполнит благодатью и радостью сердца верных, пробудит желание быть ближе к своему Спасителю. Аминь.

о. Иоанн Сыкало CSsR