Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.Мф.5,7

Великий (Страстной) Четверг

 

Первое чтение Ис 61, 1-3а.6а.8b-9

Дух Господа Бога на Мне,
ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим,
послал Меня исцелять сокрушённых сердцем,
проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы,
проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего,
утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе,
что им вместо пепла дастся украшение,
вместо плача - елей радости,
вместо унылого духа - славная одежда.
А вы будете называться священниками Господа,
служителями Бога нашего будут именовать вас.
И воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними;
и будет известно между народами семя их, и потомство их - среди племён;
все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом.

 
 

Второе чтение Откр 1, 4b-8

Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядёт, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мёртвых и владыка царей земных.

Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

Се, грядёт с облаками,
и узрит Его всякое око
и те, которые пронзили Его;
и возрыдают пред Ним все племена земные.
Ей, аминь.

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель.

 

Евангелие Лк 4, 16-21

И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано:

Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим,
и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем,
проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение,
отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное.

И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

Иисус, зная, что пришёл Его час перейти от этого мира сего к Отцу,
явил делом, что, возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их.

Проповедь 1

Сколько раз тебе приходилось расставаться!

Сколько раз ты видел, как расстаются люди, которые очень любят друг друга! Улыбка через силу, прощальные слова, слёзы, фото, подарок на память – чтобы в какой то мере продолжить присутствие в отсутствии.

Сегодня, в Великий Четверг, входя в Пасхальное Триденствие, каждый из нас является свидетелем прощального события, которое произошло между Иисусом а Его учениками. Иисус, будучи Человеком и Богом, знает, что приближается время расставания, и желает оставить Апостолам, а через них – их наследникам и всем верующим совет, который касается жизни и дар, благодаря которому они всегда будут помнить о Нём.

Что делает Иисус? Какой дар и совет оставляет?

Ответы на эти вопросы даёт нам сегодняшняя литургия Слова.

Начнём с совета, который одновременно является для нас примером.

Иисус в Евангелии делает то, что пристало лишь слугам. Он омывает ноги своим ученикам. И конечно, сталкивается с сопротивлением, особенно Петра: как это – Он, Господин и Учитель, хочет им омывать ноги, это недопустимо, не принято. Но Иисус говорит: если хотите иметь част со Мною, Мне надо умыть вам ноги. А после того, говорит им: «Знаете ли, что Я сделал вам? Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». И как хочется сейчас сказать похожие слова Иисуса о Евхаристии: «Это совершайте в память обо Мне!»

Иисус даёт им и нам пример и завещание бескорыстной любви в службе другому человеку, независимо от того, кем он является, и сможет ли он отдать тебе взаимно.

Это завещание Иисус вручает Апостолам, как призвание и миссию, а через них всему миру и каждому из нас. Да любите друг друга, как я возлюбил вас! Да любите не только на словах, но прежде всего в делах. Ибо, если хотите совершать в память обо Мне, и если хотите иметь часть со Мною, вам надо подставить свои ноги, дабы вам служили, и омывать ноги другим, дабы вы им служили. Всё это для того, чтобы мы заметили силу любви, которая не возвышается, но унижается, дабы мы почувствовали, как служение укрепляет единство и любовь. И только тогда она будет чистой, искренней и верной до конца!

Этот пример и то, что сделал Иисус, вас не восхищает? Но, не думайте, что это всё! Давайте посмотрим, чем Он нас одарил.

Книга Исхода, отрывок из которой мы слышали сегодня, приближает к нам историю освобождения Богом избранного Им народа, который находится в Египте, живёт в рабстве и нищете. Хотя Бог освободил их силой мышцы своей, но сделал это видимым для человека образом, пользуясь обрядом из жизни человека. Каждая семья должна зарезать агнца и его кровью помазать косяк дверей своего дома, съесть его, и быть готовым отправиться в путь. Агнец стал пищей, а его кровь – знаком для Ангела Смерти, который в ту ночь шёл через Египет, убивая всё первородное.

Для Египтян употреблённый Евреями агнец и его кровь стали поражением, а для Избранного Народа – освобождением и радостью, ведущей к свободе. Евреи ежегодно воспоминали это освобождение торжеством Пасхи.

И эту ветхозаветную еврейскую Пасху совершает Иисус со Своими учениками, но делает её совсем новой дополняя её на кресте. Он, через свою смерть и кровь, пролитую на кресте, будет для всех верующих в Него Новым Агнцем, ведущим не как первый – к политической свободе, но к свободе от тления смерти, силы греха и сатаны; к свободе, которая через воскресение открывает нам двери Новой Земли в Царстве Его Отца. Как не назвать это наивеличайщим даром, которым Бог одарил Тебя, меня и человечество?

Вот, Иисус взял хлеб и вино и говорит слова, которые во время каждой Святой Евхаристии повторяет священник над хлебом и над чашей вина: «Примите и вкусите, ибо это есть тело Моё… Примите и пейте, ибо это есть чаша крови Моей… Это совершайте в память обо мне.

Ибо, едущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие».

А на следующий день, как хлеб и вино, взял в свои руки крест и на том кресте отдал жизнь Свою и Себя в руки Отца, за Тебя, за меня и за человечество. Сказанное Им во время Тайной вечери Слово воплотил на кресте.

Воплощайте слова в жизни!

Воплощайте Евхаристию в жизни!

Принимайте Тело и Кровь Иисуса, дабы получит Царство, и иметь часть с Иисусом!

Будьте одно с Иисусом, дабы мы составляли один хлеб и одно Тело через Него!

Иисус оставил нам всё необходимое для этого, и это мы воспоминаем и совершаем сегодня, завтра и всегда, когда стоим у Его алтаря!

Это Его и наша Пасха! Это наше освобождение, которое ведёт нас к полной свободе духа и тела! Аминь.

 

О. Ян Глувчик CSsR

 

Проповедь 2

1. Когда мы совершаем евхаристическую жертву, перед нашим внутренним взором возникает, как пишет Иоанн Павел II в энциклике Ecclesia de Eucharistia, то, что произошло вечером Великого Четверга, во время последней вечери и после неё. Ведь установление Евхаристии таинственным образом предварило события, которые вскоре должны были произойти, начиная с борения в Гефсиманском саду (см. Ecclesia de Eucharistia, п. 3). Насколько удивительны и неубедительны в контексте этих слов звучат оправдания некоторых из тех, кто пытается оправдать своё отсутствие на воскресной литургии: «На мессу я прихожу, чтобы встретиться с Богом. Но ведь встретиться с Ним можно везде: в лесу, в горах, в собственной комнате. В уютной домашней обстановке или в бескрайней горной тиши, возможно, будет даже легче сосредоточиться. Поэтому вместо того чтобы идти в церковь я остаюсь дома». В этих рассуждениях есть, конечно, своя внутренняя логика, которая, на первый взгляд, всё объясняет. Однако эта логика сметается во этими словами Папы: «Во время мессы мы снова видим Господа Иисуса, Который выходит из горницы и вместе с учениками спускается в долину, чтобы пересечь поток Кедрон и взойти на гору Елеонскую. (…) Начиналось пролитие той самой крови, которую Он только что пожертвовал Церкви в таинстве Евхаристии как напиток спасения» (п. 3). Наверное, ни в какой другой день мы не осознаём так, как в Великий Четверг, насколько умаляет значение Евхаристии её понимание исключительно как встречи. Это не только воспоминание о пасхальных событиях, но и их возобновление, в Евхаристии нетленно запечатлены страсти и смерть Господа нашего (ср. Ecclesia de Eucharistia, п. 11).

Евхаристия является прежде всего возобновление жертвы Христа посредством таинства. Именно это означают последние слова освящения: «Сие творите в Моё воспоминание».

2. Как же поражены должны были быть апостолы, когда в некий момент Иисус встал от стола последней вечери и, «взяв полотенце, препоясался». Симон Пётр, когда Иисус хотел омыть его ноги, запротестовал. Он всё ещё пребывал в уверенности, что мыть ноги – это задача слуг и рабов, а не Того, в Ком они увидели Мессию, пришедшего от Бога. «Что Я делаю, теперь ты не знаешь», – спокойно ответил ему Иисус.

Поступок Иисуса сам по себе представляется достаточно понятным. У него есть своё значение, и оно подтверждается тем, как до этих пор Он относился к людям. И не случайно, что поступок этот совершён во время тайной вечери. «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, – объясняет Иисус, – то и вы должны умывать ноги друг другу». Указание вполне понятное: надо, чтобы сначала нас «омыл» Иисус, и тогда мы сможем «омывать ноги» другим. И первое омовение происходит на каждой святой мессе. Иисус Христос в каждой Евхаристии готов не только склониться к ногам человека, но и жизнь Свою в жертву приносит.

Так святая месса становится школой любви, готовой даже склониться, чтобы «омыть ноги» брату. В этом выражается подлинное величие человека. И мера готовности склониться определяется тем, в какой мере мы сами «омыты» Иисусом. Поэтому ни одна другая форма молитвы не может заменить Евхаристии.


О. Войчех Загродзкий CSsR

 

Проповедь 3

Великий Четверг. Сегодня мыслями мы возвращаемся к Горнице. Сегодня в литургии слова Христа, произнесённые Им за день до страстей, звучат так же, как каждый день, как в любое воскресенье, и всё же иначе, потому что сегодня – вечер особенный. Совершаемая в литургии тайна становится действительностью. И мы сегодня участвуем в том событии, которое происходило в Горнице. Христос сегодня собирает своих друзей, сегодня каждому омывает ноги, сегодня даёт нам Свои Тело и Кровь, говоря: «Примите и ешьте. Примите и пейте».

Последняя встреча Христа с апостолами была особенной. С одной стороны, глубоко вписанная в традиции иудейской Пасхи, она ассоциировалась с исходом из египетского рабства и чудесным освобождением родоначальников Израиля. С другой стороны, Тайная Вечеря становится чем-то совершенно новым. Она не ограничивается воспоминаниями, но смотрит в будущее. Потому что уже завтра Христос станет жертвенным Агнцем, чтобы совершить по-настоящему полное освобождение человека, освобождение из рабства греха и смерти. Возможно, эта встреча должна была стать драмой, раз Иисус сказал, что один из них предаст Его, что Его ждёт близкая смерть. Глубокий смысл этой смерти Иисус объясняет и одновременно вписывает в знаки хлеба и вина, говоря: «Это Тело моё, которое за вас будет предано. Это Кровь Нового Завета, которая за многих прольётся во отпущение грехов».

В словах Тайной Вечери мы видим установление таинства Евхаристии – знака присутствия Христа и Его спасительной Жертвы под видом хлеба и вина. Чтобы эта спасительная смерть поколениями совершалась на алтарях всего мира, Иисус говорит: «Сие творите в Моё воспоминание». Благодаря этим словам и знакам Иисус идёт через века, привлекая к Себе новые поколения людей из разных народов, рас и языков. Всех Он укрепляет, кормит и ведёт. Он наш попутчик. Но чтобы это могло свершиться, Христос призывает тех, кто Его слова, жесты и знаки подхватит и при их помощи сделает так, что тот Иисус из Горницы и с Голгофы будет тем же сегодня и навеки. Поэтому в Великий Четверг вместе с воспоминанием установления таинства Евхаристии мы вспоминанием и установление таинства священства.

Сегодня для нас, священников, – торжественный день, ещё раз напоминающий, какой великий дар мы получили во время рукоположения; какую огромную ответственность несём, раз Христос разрешил нам стать Его орудиями в исполнении Его миссии спасения мира. Что значит быть священником? Св. Павел говорит, что священник – это, прежде всего, исполнитель Божиих тайн. В тáинственном служении священника Христос действует в Церкви. Благодаря священнику Христос рождается на алтаре. Это отцовское измерение священства. А служение слова – это забота о том, чтобы сегодня  Христа могли слышать и понимать вновь и вновь. Господи, как изумляет меня Твой призыв! Я, грешный человек, могу совершать святые тайны. Пётр, Иуда, Иаков, Андрей, Фома, Матфей не были лучше. Были, как Ты, людьми того времени, тех обычаев. Итак, совершай таинства и проповедуй! Вместе с другими иди путями этого мира к спасению. Да. Идём все вместе, как братья и сёстры во Христе, миряне и люди духовные. Вместе, хотя сколько раз бесы подозрительности хотят нас настроить друг против друга. Вместе преклоняем свои головы и служим, укрепляясь молитвой. Укрепляясь хлебом и добрым словом. Укрепляясь любовью и доверием.

Перед нами Бог – всемогущий и необъятный – в лице Иисуса Христа унижается, когда снимает верхнюю одежду и, препоясавшись полотенцем, умывает ноги Своим ученикам, сидящим с Ним за столом. Какое удивление на лицах апостолов! Такое торжество, а их Учитель так странно себя ведёт. Омывать ноги гостям – задача рабов! Поведение Иисуса противоречит людским обычаям и ожиданиям апостолов. Неужели и они должны делать то же самое? Хм… Все молчат… Кроме Петра, бунтовщика. «Господи! Тебе ли омывать мои ноги?» Краткое, но какое ёмкое восклицание! Нет, Ты не можешь крушить наших мечтаний! Это мы должны служить Тебе, это Ты должен возлежать за столом, а мы омывать тебе ноги! Не пренебрегай нашими обычаями! Мы не позволим Тебе омывать наших ног! Вдруг затем и мы должны будем это сделать? Не отрицай Своего величия! Ведь мы тоже хотим быть великими, как Ты!

Сегодня тот самый вечер. Все мы – его участники. Как и тогда, Иисус прислуживает нам, всего Себя отдаёт за нас, за нас проливает Свою Кровь. Поразителен урок Горницы! Поразителен и труден. Наверное, даже Учитель ошибся, ведь не так становятся великими. Омывать ноги, кланяться всем – и быть великим? Удивительно, впервые об этом слышу!

Перестань же спорить! Это прекрасный урок истинного величия для всех. Для монашествующих и мирян, для жён и мужей, для детей и родителей, для молодых и пожилых – для всех без исключения. Мой дорогой друг! Христос призывает тебя быть священником, монахом или создать семью и говорит, чтобы ты шёл и служил, а ты ждёшь, боишься, медлишь, не хочешь, потому что иначе представляешь себе христианство. Никогда и никому я не буду омывать ноги! Не буду прислуживать! Пусть лучше мне послужат! Ну вот… Ты ничего не понял… Попробую тебе ещё раз все объяснить. Иисус учит тебя одному – любить и служить. И Церковь, предлагая этот фрагмент Евангелия на сегодня, хочет сказать, что ты не можешь только пиршествовать. Ты должен выйти из своей горницы, из храма, с желанием служить. И это желание должно претвориться в дело. Ты должен омывать людям ноги, иначе не будешь отличаться от них, не знающих Евангелие. Когда люди служат друг другу, между ними и через них действует Бог.

Маленький Петя весь день был беспокоен. Подходил ко всем и спрашивал: ты меня любишь? Подходил к бабушке, отвечающей «да». Подходил к папе, тёте, дедушке, слыша подобные ответы. Но мальчишка не унимался. Наконец, он подошёл к маме и спросил: а ты меня любишь? Мама ничего не ответила, только обняла Петра и прижала к своему сердцу. Больше спрашивать было незачем.

О любви можно много говорить, но порой достаточно одного жеста. Жеста, который откроет любовь. Часто мы поражаемся, сколько такой жест несёт.

Сегодня пора перестать удивляться тому, что делает Иисус. Сегодня пора маленькими жестами любви начать удивлять сначала самих себя, потом наших близких и, наконец, весь мир!


О. Гжегож Вось CSsR