Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Вы свет мира. Мф 5,14

Вербное воскресенье

 

Вербная процессия

Евангелие Мф 21, 1-11

И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдёте ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлёт их. Всё же  сие  было,  да   сбудется   речённое  через  пророка,  который  говорит:

Скажите дщери Сионовой: "се, Царь твой грядёт к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной".

Ученики  пошли  и  поступили  так,  как  повелел  им  Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же  народа  постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви  с   дерев  и  постилали  по  дороге; народ  же,  предшествовавший и сопровождавший, восклицал:

осанна Сыну Давидову!
благословен Грядущий во имя Господне!
осанна в вышних!

И когда вошёл Он в Иерусалим, весь город пришёл в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

 

Месса

Первое  чтение Ис 50, 4-7

Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Моё, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Моё, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.

 
 

Второе чтение Флп 2, 6-11

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

 
 

Евангелие Мф 27, 11-54 (краткий вариант)

Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился. На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.

 

Проповедь 1

Первая часть литургии сегодняшнего воскресенья наполнена радостью, связанной с воспоминаниями торжественного входа Господня в Иерусалим.

Иисус, приветствуемый множеством людей как Царь, въезжает в Святой город.

Въезжает не на лошади или верблюде, как правитель этого мира, но сидя на бедной «ослице и ослике, сыне подъяремной». Иисус не показывает себя Царём, ищущим славы, но Царём, который несёт мир. Поэтому въезд Его не сопровождается звуками мечей, труб, барабанов. Вместо солдат с оружием стоят простые люди с ветками пальм в руках.

Святой Матфей в своём Евангелие, когда говорит об ослице и ослике, показывает, как исполняются пророчества Ветхого Завета в Иисусе Христе. Ослица символизирует Ветхий Завет, молодой ослик – Новый Завет. Иисус не отбрасывает Ветхого Завета в том плане, что он нужен был для подготовки Нового Завета, где основой будут мир и любовь.

В сегодняшнее воскресенье во все католические храмы прихожане приносят веточки верб и пальм. Делают очень красивые композиции. В Польше, к примеру, проводятся даже конкурсы на самые красивые и высокие пальмы. Иногда высота пальм достигает нескольких метров. Всё это создает атмосферу радости.

Далее в литургии мы слушаем описание страстей Христовых. И атмосфера радости быстро переходит в трагизм. То же, как и в сегодняшнее воскресенье, происходило 20 веков назад. Когда Человек, с которым было связано столько надежд, Человек, которого встречали с восклицаниями энтузиазма и радости, которого ждали как Избавителя несколько веков, всего лишь через несколько дней в том же самом городе был арестован, осужден и распят.

Почему Иисус в эти последние дни на земле избрал дорогу, ведущую «не вверх, а вниз»? Почему Он не проявил каким-то образом себя Сыном Божиим, а дал себя распять? Что могло послужить мотивом для выбора этой дороги? Библия не оставляет в ответе на этот вопрос никаких сомнений. Иисус соглашается идти на «самое дно уничижения» из любви к людям. В Евангелии Святого Иоанна Иисус говорит о Себе: «…за них Я посвящаю Себя, чтобы они были освещены истиною» (Ин 17, 19).

В апостольских посланиях, чаще всего у Святого Апостола Павла, цитата «…это за них, за нас, из любви к нам…» повторяется постоянно.

Основатель Конгрегации редемптористов Святой Альфонс Мария де Лигуори в своих размышлениях и книгах часто задавал себе вопрос: «почему Бог избрал именно такой трудный путь искупления человека – через крест? Ведь Бог мог каким-то более лёгким образом совершить дело искупления человеческого рода, для чего нужны боль, страдания, самоуничижение Сына Божьего?» Пытаясь ответить на этот вопрос, Святой Альфонс приходит к мнению, что только безграничная любовь Бога к людям объяснят избранный путь.

Любовь – мотив самый высокий. Среди всех жизненных ценностей, которыми люди руководствовались в своей жизни, любовь не только была, есть, но всегда будет самой великой. Если так, то на жизнь Иисуса нам придётся посмотреть совсем с другой точки зрения. Его жизнь не есть трагедия, не есть схождение вниз, печальный проигрыш, потому что, там, где любовь – там вершина! Там самые высокие полёты духа, там самые достойные увенчания.

 о. Зенон Генец CSsR

 

Проповедь 2

1. Внимательно читая Евангелие, можно заметить, что Иисус встречался с разными группами людей, и названы они по-разному. Иной раз это «ученики», в другой раз это будет толпа, а ещё где-то «фарисеи», представляющие Его оппонентов.

В литургии этого воскресенья «толпа» людей встаёт перед Иисусом дважды. Сначала толпа выбегает встречать Иисуса, въезжающего в Иерусалим на молодом осле (см. Мф 21, 8-11). А в другой раз Иисус стоит перед толпой у наместника Пилата (см. Мф 27, 20).

2. Меньше пяти дней в литургии Церкви проходит между этими двумя встречами Иисуса с толпой, но до чего же разными они были! В Вербное воскресенье люди пришли с пальмовыми ветвями и бросали свои плащи на землю под ноги осла, приветствуя триумфально въезжающего в город Иисуса. А всего лишь через несколько дней в ответ на вопрос Пилата настроенная фарисеями толпа (а ведь это в основном были те же самые жители Иерусалима!) в один голос кричала: «Да будет распят!» (Мф 27, 22). Что случилось с этими людьми? Почему всего за несколько дней они так легко перешли от «осанна» до «распни Его»?

3. Два этих события очень характерны для того, что можно назвать «стадной религиозностью», с которой мы сталкиваемся и в наше время. Религиозность толпы заключается в совершенно ни к чему не обязывающем формальном признании Иисуса и в таком поведении, какое приветствуется толпой. Подчиняясь этой стадной религиозности, человек может петь «осанна» и говорить «верую», поскольку стоит он среди тех, кто так же поёт «осанна» и исповедует свою веру. Однако, оказавшись в толпе, исповедующей другие ценности, он будет готов отречься от только что произнесённого признания, чтобы остаться одним из толпы. А когда толпа закричит «распни», он тоже закричит «распни Его», не чувствуя при этом никакой ответственности за свои действия.

Сегодняшняя литургия показывает, сколь опасна может быть эта стадная религиозность. Ведь верой других (к примеру, верой родителей, катехизаторов, душепастырей) прикрыться невозможно. Поэтому Иисус неустанно обращал к укрывшимся в толпе призыв выйти из неё, сделать свой, очень личный, выбор веры и войти в круг учеников.

Это одно из самых важных решений, перед необходимостью принять которое должен когда-нибудь встать каждый, и которое приводит к очень серьёзным последствиям. Некоторые предпочитают этого решения не принимать. И тогда альтернатива одна: «религиозность стада»…

 

О. Войчех Загродзкий СSsR