Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Мф.5,12

торжество Рождества Христова

месса днём

Первое чтение Ис 52, 7-10

Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» Голос сторожей твоих - они возвысили голос, и все вместе ликуют, ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион. Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего.

 
 

Второе чтение Евр 1, 1-6

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И ещё: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.

 
 

Евангелие Ин 1, 1-18

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нём и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

 

Проповедь 1

Многократно и по-разному говорил когда-то Бог к отцам через пророков. Когда же люди осознали, что в эти последние дни Он говорил с нами в Сыне, Которого соделал наследником всего сущего и через Которого сотворил мир – повеяло грозой.

Выражая эту мысль, евангелист Иоанн начинает своё Евангелие возвышенными, строгими словами. Он отказывается описывать идиллическое Рождество и с первых строк Евангелия очерчивает самую суть происшедшего. Он говорит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. … Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Нет здесь Младенца, которому, умиляясь, можно спеть колыбельную, увязая в категориях людского образа мысли. Новорождённый у Иоанна в силах непрестанно выходить за рамки человеческих представлений о Нём. Перед нами попросту предстал Всемогущий Бог, и в этом суть сегодняшнего праздника.

О Его пришествие предупреждали. Был посланный Господом человек по имени Иоанн. Он пришёл для свидетельства, дабы засвидетельствовать о Свете, чтобы все через него уверовали. Однако, несмотря на эти приготовления и на то, что Свет был истинным, освещающим каждого приходящего в мир человека, евангелист Иоанн печально формулирует драму человечества: в мире было Слово, через Которое он и был сотворён, однако мир не познал Его. Пришло к своим, но свои Его не приняли. А должно быть по-другому.

И в результате только тем, кто Его принял, Слово дало силы стать детьми Божьими. Кто же они, эти избранные? Евангелист даёт чёткое определение: верующие во имя Его, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. Св. Иоанн ясно отождествляет себя с ними. Поэтому больше не говорит «они», а только «мы». Так Слово стало плотью и обитало с нами. И мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Из полноты Его мы все приняли: и благодать на благодать; и первая благодать – Закон, данный через Моисея, которому (закону), дабы видна была его справедливость, должен было восстать посреди греха; а вторая благодать – Истина, явленная в самом Иисусе Христе, данном нам по неисчерпаемому милосердию Отца.

Пик праздника позади. Сегодняшняя святая месса ставит нас лицом к лицу с реальным откровением Слова, которое, хоть и стало телом, кроме этого, и прежде всего, является Богом. Уверуем же в Него и разглядим первое из того «величия», что сотворил нам Всесильный. И, уверовав и ощутив милосердие Отца, благодарно воспоём: «Слава в вышних Богу, и на земле мир людям Его благоволения».

 

О. Ежи Весоловский CSsR

 

Проповедь 2

 

Прошёл год. Год, посвящённый семье. Оглянувшись на него, надо осознать то, что и в этом году много семей распалось. Много детей потеряло своих родителей. Много пожилых людей осталось без крыши над головой. А сколько детей было убито?

И в этот наш человеческий Вифлеем снова приходит Христос. И снова нет места для Него, хотя мы так старались. Ведь мы переживали год семьи. Опять Он придёт, а нет для Него места. Но Он каждый раз готов прийти. Он рад прийти к нам. Но для чего?

Я ещё не встречал человека, которого бы не радовал ребёнок. Не встречал человека, который бы не был бы успокоен ребёнком.

В одном городе в Польше я вёл реколлекции. Там уже в первый день этих духовных упражнений умер прихожанин. Естественно, я участвовал в его похоронах. Никто не мог успокоить вдову. Она всё время плакала. Но на этих похоронах присутствовал также мальчик – внук усопшего. Когда мы пришли на обед, случилось нечто необычное. Вдова улыбалась и сияла покоем. Кто её так утешил? Этот мальчик. Никакие слова, никакие люди не могли утешить вдову так, как этот ребёнок.

Именно и потому приходит к нам Иисус. Он приходит, чтобы нас утешить. Он хочет заново войти в наш человеческий Вифлеем, чтобы дать нам покой.

Готовы ли мы прийти к Нему, как пришли пастухи? Готовы ли мы оставить всё и идти к Нему? Мы не найдём лучшего Утешителя, чем  Христос.

Здоровья и счастья будут нам желать все наши родные и друзья. Но всё это даёт нам Новорождённый Христос. Поэтому я хочу пожелать, чтобы каждый из нас захотел принять покой и счастье от Христа.

О. Мирослав Давлевич CSsR

 

 

Проповедь 3

Когда 10 августа 1810 года императрица Мария-Луиза, жена Наполеона, готовилась к рождению первого ребёнка, весь Париж и вся Франция напряжённо ожидали. В версальский Дворец приходили князья, генералы, графини, которые предлагали свои услуги матери и ребенку. Было приготовлено две кровати, одна  синяя – для новорождённого мальчика, и вторая, красная – для девочки. Парижане подарили кроватку из золота и слоновой кости; 300000 франков стоил набор детской одежды. В конце концов, после долгого ожидания, Наполеону сообщили, что у него родился мальчик – наследник престола. В день рождения малыша был произведён 101 выстрел из артиллерийских орудий. Ребёнку дали имя Наполеон II, как игрушку подарили ему золотую корону. Ребёнок этот, как говорит нам история, всё-таки не стал счастливым, т. к. спустя несколько лет Наполеон проиграл войну и был изгнан из Франции, а Наполеон II умер на 21 году жизни.

Как же скромно по сравнению с королевским отпрыском представляется рождение Иисуса Христа, нашего Господа. В Назарете Иосиф-плотник приготовил, наверное, скромную кроватку, а Матерь Божья позаботилась о простых пелёнках. Но неожиданно пришёл указ Римского кесаря, повелевающий всем вернуться в города своего рождения для переписи населения. Иосифу и Божьей Матери пришлось идти очень далеко: из Назарета в Вифлеем. На тот момент в Вифлеем пришло очень много народа – потомков царя Давида. С едой не было больших проблем, потому что каждый нёс пропитание с собой, воды из источников хватало всем, но была большая проблема с ночлегом. Все гостиницы и дома заняли богатые люди. Хорошо, что нашёлся человек, который подсказал, что недалеко от Вифлеема в небольшой пещере есть ясли. Так как выхода не было, Иосиф и Мария пошли туда. Иосиф, наверное, очистил место, нашёл немного чистого сена и сделал для Марии удобную постель. В таких условиях пришёл в мир Иисус Христос. Делились с Ним теплом своего тела вол и осёл. Но несмотря на такие жёсткие условия Матерь Божья улыбалась и радовалась, глядя на своего малыша и благодарила Господа, что Она была достойна принести всему миру такой большой дар.

Сегодня уже никто не помнит о богатых иудеях, которые в эту рождественскую ночь нашли себе место в Вифлееме, почти никто не помнит о сыне Наполеона; но миллионы  христиан на протяжении 2000 лет ежегодно отмечают рождение Иисуса Христа. Многие из нас могут подумать: «что я смог бы  Иисусу подарить в рождественскую ночь, находясь там, в Вифлееме?» Кто-то, может быть, подарил бы ему тёплое одеяло, кто-то бы оплатил гостиницу.

Но мы всё-таки живем в XI веке и надо спросить себя: что я сегодня могу подарить младенцу Иисусу? Сегодня место Вифлеемских яслей – в душе каждого христианина, и там, в душе, надо всё приготовить к приходу младенца Иисуса. Мы все должны очиститься через исповедь и молитву, через добрые дела и милосердие.

Когда один священник спросил 8-летную девочку, которая готовилась к первому причастию: «что ты сделаешь для того, чтобы Иисусу в твоей душе было тепло?». Она ответила: «попрошу маму, что бы она дала мне стакан горячего чаю». Этот детский ответ заставляет нас только улыбнуться, но вопрос священника всё же остаётся серьёзным. Чтобы Иисусу было тепло в моей душе, там должно быть много любви и добра. Так как младенец Иисус дарит нам радость, надежду, благодать и прежде всего любовь, мы должны не оставлять эти дары только для себя, а делиться ими с людьми, которых встречаем ежедневно на дорогах своей жизни.

 

О. Григорий Ляхович CSsR (Кемерово)