Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Мф 5,3

Крещение Господне

 

Первое чтение Ис 42, 1-4. 6-7

Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку,
избранный Мой, к которому благоволит душа Моя.
Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах;
трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит;
будет производить суд по истине;
не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда,
и на закон Его будут уповать острова.
Я, Господь, призвал Тебя в правду,
и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя,
и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,
чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения
и сидящих во тьме - из темницы.

 
 

Второе чтение Деян 10, 34-38

Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.

 
 

Евангелие Мф 3, 13-17

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение.

Проповедь 1

Ныне  же  Христос  вступает  в  воды  Иордана,  дабы в них омыть грех мира, ибо Он для того и пришёл в мир, как говорит о том Иоанн Креститель:
«Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира».
Ныне рабу довелось принимать Господина, человеку – Бога, Иоанну – Христа; приносящего ему прощение, вовсе не заслуженное.
Ныне ровно слышится глас Господень над водами, глас, говорящий:
«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».
(св. Пётр Хризолог)

Сегодня литургия Церкви и Евангелие обращает наш взгляд на место, где не слышно криков торговли, где вместо громких разговоров между людьми и повседневной гонки за хлебом, деньгами и удачей, господствует тишина молитвы и встреча личностей: Бога и человека. Где всех объединяет вера ожидания, чистые слёзы любви в покаянии и радость в надежде, что Мессия-Спаситель уже близко. Это место в пустыне на берегу реки Иордан, где Иоанн Креститель согласно полученному Богом призванию готовит Спасителю путь, призывая к покаянию и обращению.

Этот храм святости и ожидания посещает Иисус. Здесь в низине Иордана рабу пришлось принимать Господина, человеку – Бога, Иоанну – Христа.

Встреча личностей: Бога и человека! Посещение Иоанна Иисусом.

Иисус приходит принять от него крещение, как обычный грешный человек. Иоанн говорит: откуда это мне, что Ты – Господин мой, приходишь ко мне, я не достоин понести обувь Твою. Господи! Ты Крести меня!

Нет! «Надлежит нам исполнить всякую правду», – отвечает ему Иисус.

Какую правду?

Услышав слова Иисуса, Иоанн сразу соглашается и совершает обряд очищения. Слова «исполнить правду» подействовали на Иоанна, как в будущем во время тайной вечери подействуют на Петра слова Иисуса «если не умою тебя, не имеешь части со Мною».

Надлежит всё это исполнить, дабы возлюбили Меня и уверовали в Отца, который послал Меня.

Тогда Иисус Христос, который принял на себя плоть человеческую и стал Человеком, чтобы соединить Небо и землю, Слово и плоть, Бога и человека, входит в воды Иордана и стоит в них, как любой грешник.

Иисус, принимая крещение покаяния, берёт на себя грехи очищения в водах Иордана. Принимает крещение от Иоанна, дабы освятить и утвердить этот обряд и с него начинает свою миссию спасения рода человеческого. Начинает свой путь в Иерусалим для совершения Пасхи. У начала этого пути присутствует вся Троица, как и в деле сотворения и спасения человека. Святая Троица являет себя, дабы засвидетельствовать, что Иисус это долгожданный Мессия, что в Нём и через Него Бог всё соединит с Собою, что в Нём и через Него совершится спасение.

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Для Отца Иисус – это Сын возлюбленный, для нас – Мессия и Спаситель. В Иисусе – Благоволение Отца, в Нём спасение и надежда наша.

Евхаристия – таинство встречи личностей: Бога и человека. Посещение нас Иисусом. Тишина тайны молитвы перед Господом. Иисус приходит, хотя мы недостойны этого. Надо нам принять Его, потому что Он знает, что надлежит сделать, дабы «совершить правду», дабы иметь удел быть причастными к великим делам Божьим. Тем более, что во время каждой Евхаристии Иисус посещает нас, дабы мы, принимая Его в этом таинстве, были свидетелями Его Любви в достойной и праведной жизни. В Нём спасение и надежда наша.

«Господи, я не достоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только словo, и исцелится душа моя».

 

О. Бенедикт Цисонь СSsR

 

Проповедь 2

Сегодня Церковь ставит нас перед крещением Иисуса в водах Иордана. Приняв крещение из рук Иоанна, Иисус слился с кающейся частью избранного народа. Иисус не нуждался в крещении, но пришёл к Иоанну вместе с толпой, поскольку солидаризировался с грешниками. Только Он мог взять на себя грехи всего человечества, каждого из людей, чтобы – как Агнец Божий – принести за них в жертву самого себя. В своём Евангелии св. Иоанн вкладывает  в уста Иоанна Крестителя слова: «Вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира» (Ин 1, 29). Таким способом Иоанн указывает на миссию Иисуса: Агнец должен быть заклан в жертву за грехи всех людей. Ведь ещё пророк Исайя писал: «Как овца, ведён был Он на заклание, и (…) не отверзал уст Своих» (Ис 53, 7).

День крещения стал переломным для Иисуса, ведь этим днём завершается тридцатилетний период жизни «втайне» и начинается пора Его общественной деятельности. Во время крещениея Иисуса, едва Он вошёл в воду Иордана, начали исполняться пророческие слова Исайи о смиренном Слуге Яхве. Он – «Свет народов» – был послан, чтобы «открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы» (см. первое чтение). Ибо в Иисусе Христе нам открылись глаза, и мы увидели, «в чём состоит надежда призвания Его» (Еф 1, 18).

2. Вспоминая крещение Иисуса, мы вспоминаем также и наше собственное крещение. Каждый из нас в тот момент был обласкан бесконечной любовью Трёх Божественных Ипостасей. Помним ли мы это событие? Какое огромное значение придаёт своему крещению Иоанн Павел II! Он выразил это во время своего первого паломничества на родину, когда в Вадовицах сказал: «Оглядываясь назад, я вижу, как дорога моей жизни ведёт меня к одному месту: к крестильне в вадовицкой церкви. В этой крестильне я был принят в благодать Божьего сыновства и веры в моего Искупителя, в общину Его Церкви. Эту крестильню я торжественно поцеловал в год тысячелетия крещения Польши как тогдашний краковский епископ. Второй раз я сделал это в день 50-летия моего крещения, будучи кардиналом, а сегодня в третий раз я целую эту крестильню, прибыв из Рима как преемник св. Петра».

3. Вспоминаем ли мы своё крещение? Или, может быть, считаем, что оно уже совершилось и теперь это событие – лишь исторический факт? А ведь то, что мы окрещены, должно быть видно каждый миг нашей жизни. То, что мы христиане, должно проявляться в нашей семейной жизни, в нашем поведении в той среде, в которой нам выпало жить. Во время крещения после исповедания веры священник произносит слова: «Такова наша вера, исповедание которой является нашей славой». Действительно ли со славой исповедуем мы нашу веру? Способны ли мы сделать замечание грешнику, учить его, обратить его внимание на греховность его действий? Можем ли мы благочестно перекреститься, например, в поезде, отправляясь в путь? Молимся ли мы ещё перед едой и после неё? Это только некоторые из вопросов, которые мы должны часто себе задавать.


О. Рафал Казимеж Вильк OSPPE