Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Мф 5,5

33-е рядовое воскресенье

Первое чтение Притч 31, 10-13. 19-20. 30-31

Кто найдёт добродетельную жену? цена её выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа её, и он не останется без прибытка. Она воздаёт ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лён, и с охотою работает руками своими. Протягивает руки свои к прялке, и персты её берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подаёт нуждающемуся. Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук её, и да прославят её у ворот дела её!

 
 

Второе чтение 1 Фес 5, 1-6

О временах и сроках нет нужды писать к вам, братия: ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как вор ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как вор. Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.

 
 

Евангелие Мф 25, 14-30

В то время: Иисус сказал ученикам Своим следующую притчу: Человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело, и приобрёл другие пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два. Получивший же один талант пошёл, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта. И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов, и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрёл на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошёл также и получивший два таланта, и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрёл на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошёл и получивший один талант, и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот, тебе твоё». Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим; и я, придя, получил бы моё с прибылью. Итак возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

 

Проповедь

Хозяйствовать с ответственностью

Чаще всего люди забывают, а если не забывают, то не придают значения той истине, что каждый одаренный чем-либо потом должен будет дать отчёт: как он распорядился полученным даром. Нас, как правило, интересует только то, чтó мы даём, и сколько даём. Даём много – значит, и взять нужно много, даём меньше – так и за малым не помешает в очередь встать. Вот так и берём всю жизнь, от колыбели до могилы. Вечно мы голодные, вечно нам мало, вечно тянем руку за новыми дарами.

В сегодняшнем евангельском чтении говорится о богатом господине, который, уезжая куда-то далеко, наверное, за границу, оставил некоторым из своих слуг немалые деньги. В древнем таланте было от 30 до 40 килограммов серебра или золота (в зависимости от того, какой был талант). Пять талантов – это целое состояние. Его и получил первый слуга. Второму было выделено два таланта, а третьему – только один.

Люди одарены неодинаково. Богом, природой, судьбой. Так уж сложилось, и этой данности никто не изменит. В конце концов, важно не то, сколько получено, а что с полученным даром сделано. Вот и евангельский господин из притчи Иисуса, уезжая из дома, вовсе не собирается дарить кому-то своё добро. Он, хоть и оставляет своим доверенным слугам немалые суммы, к каждой из них добавляет поручение. Евангелист Лука, излагая ту же притчу, формулирует его так: «Употребляйте их в оборот, пока я возвращусь» (Лк 19, 13).

Ни здоровье, ни красота, ни выгодные условия, в которых кому-то, может быть, выпало жить, ни тем более благодать веры и то, что мы допущены к сопричастности великой семье Церкви Христовой, не являются дармовыми и ни к чему нас не обязывающими подарками, с которыми мы можем поступать как кому заблагорассудится. «Мудро и добросовестно распоряжайтесь всем этим, – говорит нам Господь Бог, – до той поры, когда Я вернусь и потребую отчёта».

Что это значит: хорошо, добросовестно распорядиться? Это, прежде всего, значит не растратить полученные дары впустую, не загубить, не продать по глупости за бесценок посторонним, будто это какая-то ничего не стоящая мелочь. Чужое добро следует бережно хранить.

Все ли мы так поступаем? Не надо далеко ходить, чтобы найти более чем достаточно людей, которые за пустые слова, за вздорные идеи, за порожние обещания или туманные надежды легкомысленно отдали свою веру в Бога, свою принадлежность к Церкви или нации, свои нравственные принципы, свою до тех пор незапятнанную совесть и чистые руки. А другие все те великие ценности, что получили: здоровье, талант, имущество, уважение окружающих, своё и чужое счастье безвозвратно топят в спиртном, обменивают на наркотики, заглушают сексом и распущенностью, растрачивают из-за своей лени или теряют в безумной погоне за деньгами.

Если бы мы нашли силы, чтобы на минутку углубиться в самих себя, и при этом не боялись взглянуть правде в глаза, то увидели бы, что и в нашей жизни множество бесценных даров природы и благодати утекло сквозь пальцы, как вода, куда-то безвозвратно подевалось, унеслось с дымом лет, растраченных напрасно, или было продано жуликам за какие-то фальшивые, ничего не стоящие копейки, за фиктивный чек, за иллюзии, просто ни за что. А ведь это не была исключительно наша собственность, наше личное имущество, за которое мы не должны отчитываться ни перед кем. Мы растратили депозит, о котором некогда вспомнит тот, кто нам его предоставил.

Слуги из сегодняшнего евангельского чтения хорошо знали, что выданные господином деньги пропасть не должны. Так что из полученных талантов никто из них не утянул ни гроша. Почему же вернувшийся хозяин не всех похвалил и вознаградил? Произошло так потому, что нашёлся среди них один, решивший: господина устроит, если он получит ровно столько, сколько оставил, уезжая. Но господин ясно сказал: «Употребляйте их в оборот, пока я возвращусь». Употреблять в оборот – это не только не потратить полученные деньги, это и не закапывать их без пользы в землю, прятать в шкафу или носить с собой завязанными в платочек. Употреблять в оборот – это правильно, разумно распоряжаться деньгами, чтобы многократно увеличить полученную сумму. Это только в некоторых экономических системах, практиковавшихся в мире, «распоряжаются» так, что год от года всё беднеют. В нормальных условиях имущество, которым разумно распоряжаются, прирастает. Зерно приносит больше зерна, стада становятся многочисленнее и плодовитее, деньги приносят новые деньги. Именно такого хозяйствования ожидал уезжающий господин и так хозяйствовали первые двое доверенных слуг. Получивший пять талантов принёс ещё пять. Имевший два заработал ещё два. И только третий неизвестно почему вбил себе в голову, что надёжнее всего ничего не делать. Полученных денег он не растратил, не промотал, не дал украсть. Но и не приумножил их. И за это понёс наказание.

Не стоит удивляться возмущению хозяина. Мы и сами были бы столь же возмущены, если бы из брошенного нами в землю зерна к жатве вырос колос с одним-единственным зёрнышком, если бы из банка через много лет нам отдали ту же сумму, что мы положили, без приплюсованных процентов.

Все дары – и дары природы, и благодати – мы получили от Бога с тем, чтобы они в нас росли и умножались, чтобы приносили всё более прекрасные и изобильные плоды как для нашего добра, так и на пользу другим людям. А поскольку ничто не растёт просто так, само по себе, то «употребление в оборот», которого ждёт от нас Господь, означает приложение усилий, заботу, чуткость и неустанный труд с нашей стороны. Полученным добром следует «распорядиться» по-хозяйски. Хозяева лучше, чем кто-либо понимают, что это слово не означает «лежать под одеялом».

Кто не прилагает усилий для приумножения полученных талантов, тот совершает грех небрежения. Это такой же скверный грех, как и любой другой. Вот только иной раз он гораздо вреднее и опаснее других. Ведь он не порождает у людей никаких угрызений совести, никакого внутреннего протеста. Он позволяет спокойно спать и потихоньку вырастает во всё большее бремя недосмотров и упущенных шансов, которых уже никогда не вернёшь. И потом с таким горбом на спине будет тяжело идти давать последний, ожидающий всех нас, отчёт.

В первом чтении этого воскресенья было полно похвал предусмотрительной, работящей и хозяйственной жене. Ни от Бога, ни от людей она не получила слишком много. Ну, муж – не хуже и не лучше, чем у других – какое-никакое хозяйство, две здоровые работящие руки и голова, идущая кругом от забот. А посмотрите, что она из этого сделала! Ухоженный зажиточный дом, сытые и довольные слуги, амбары и кладовки полны всякого добра и муж, которого распирает от гордости, что он нашёл себе такую хорошую хозяйку в жёны. Вдохновлённое Богом Священное Писание также восхваляет её и ставит в пример как тем, кто получил пять талантов, так и тем, которым досталось только два. Однако в первую очередь могут кое-чему научиться у этой заботливой женщины те, кто обижается на Бога, что Он дал им один-единственный талант. Даже этим, казалось бы, небольшим даром можно удивить мир и приобрести за него небеса.

Чем ближе завершение церковного года, тем настойчивее литургия напоминает нам, что надо подводить итоги, выплачивать застарелые долги и накапливать те сокровища, что не пропадут до прихода Господа. Не забудем же упомянуть в этом итоговом балансе и наших столь многочисленных грехов небрежения. Но даже если общий итог жизни из-за них оказался неутешительным, а может, и трагичным, не будем терять надежды.

Ещё есть время. Ещё лежит на нас не карающая длань Суда, а терпеливая рука Милосердия. Ещё нисходит на едва зеленеющее поле сердца щедрая роса небесной благодати. Ещё ожидает нас – вот он, здесь, на алтаре, только руку протянуть – дар, ценностью своей способный уравнять и перечеркнуть любое отрицательное сальдо жизни.

Пусть этот дар, дар отданного за нас Тела и пролитой за нас Крови, уже сегодня станет для нас приносящим счастье и обогащающим приобретением и пусть оградит всех ещё вчера ленивых и нерадивых от грядущего гнева великого дня, когда придётся дать отчёт.

 

О. Станислав Подгурский CSsR