Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Пс 102,2

27-е рядовое воскресенье

Первое чтение Ис 5, 1–7

Воспою Возлюбленному моему
песнь Возлюбленного моего о винограднике Его.
У Возлюбленного моего был виноградник
на вершине утучненной горы,
и Он обнёс его оградою, и очистил его от камней,
и насадил в нем отборные виноградные лозы,
и построил башню посреди его,
и выкопал в нём точило,
и ожидал, что он принесёт добрые грозды,
а он принёс дикие ягоды.
И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды,
рассудите Меня с виноградником Моим.
Что ещё надлежало бы сделать для виноградника Моего,
чего Я не сделал ему?
Почему, когда Я ожидал, что он принесёт добрые грозды,
он принёс дикие ягоды?
Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим:
отниму у него ограду, и будет он опустошаем;
разрушу стены его, и будет попираем,
и оставлю его в запустении:
не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, -
и зарастёт он тернами и волчцами,
и повелю облакам не проливать на него дождя.
Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев,
и мужи Иуды - любимое насаждение Его.
И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие;
ждал правды, и вот - вопль.

 

Второе чтение Флп 4, 6–9

Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами.

 

Евангелие Мф 21, 33–43

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдём, убьём его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании:

«камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших»?

Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его.

 

Проповедь 1

В сегодняшних чтениях, особенно из книги пророка Исайи и Евангелия от Матфея выходит на первый план тема взаимоотношений между хозяином виноградника и работниками.

В книге пророка Исайи мы слышим историю о человеке, который, имея виноградник, заботится о нём, ухаживает за ним, защищает от непогоды и врагов. Но мы видим, что эти старания не оправдывают себя: виноградник не приносит хорошего плода, вместо сладких вкусных гроздьев винограда приносит дикие кислые ягоды.

Эта история, рассказанная пророком, указывает на отношения между Богом и избранным народом Израиля. Бог, который многократно доказывал свою любовь к этому народу (избрание Авраама, освобождение израильтян с Египетского рабства, установление царей, присутствие Бога в Иерусалимском храме и другие) зачастую встречал негативную реакцию. «…И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль».

Кто-то из нас может теперь сказать: какое отношение имеет эта история к моей жизни, ведь я не из народа Израилева? Но я христианин, католик, верующий в Иисуса Христа.

В Евангелии очень часто можем услышать, как Иисус уподобляет Церковь и верующих в Христа винограднику, а Иисус – это хозяин виноградника. Мы похожи на евреев, получаем постоянно знаки любви со стороны Бога: дар жизни, дар веры, дар искупления, дар прощения грехов и Его ежедневную заботу о нас (зачем перечислять дальше, ведь каждый из нас мог бы продолжить этот список). Но, хотя у нас есть этот опыт Божьей любви, частенько мы ищем счастья в чём-то другом. Оставляем Бога и Его заповеди в стороне. Очень часто позволяем себе быть обманутыми Сатаной, когда принимаем его подсказки, его предложения, как что-то хорошее… Последствия такого нашего выбора ведут в тупик, безвыходное положение, вместо ожидаемого счастья и добра мы находим горе и слёзы. Наши проблемы не только не решаются, но ещё более усугубляются.

Во вступительной молитве мы взывали: «Всемогущий, вечный Боже, Твоя щедрость превышает заслуги и желания молящихся Тебе; яви нам милосердие Твоё, прости нам грехи, отягощающие нашу совесть, и ниспошли даже то, о чём мы не решаемся просить».

Бог отзывается на наши просьбы. Святой Павел в одном из своих посланий сказал, что любовь Христова призывает нас. Мы перед Богом всегда будем в долгу. Он даёт нам неизмеримо большее, чем мы можем Ему дать. Мы – виноградник, так давайте принесём хорошие, вкусные ягоды – нашу жизнь, нашу веру и любовь к Богу.

 

О. Анджей Легеч CSsR


Проповедь 2

На что они рассчитывали? Это же безумие! Размечтались! Неужели они подумали, что завладеют виноградником, если убьют его хозяина? Смешно. Неужели нельзя было догадаться, что смерть станет их участью? На что они рассчитывали?

А на что рассчитывает современный мир? Ведь и сегодня человеку хочется убить хозяина виноградника нашей жизни – Господа Бога. Ведь так невыгодно работать на него! Хотелось бы человеку решать всё и стать хозяином самому. Поэтому в нашей жизни и даже в СМИ так много покушений на Бога. Человеку не терпится лишить Господа прав на Его виноградник. А тем временем мы не понимаем даже, что без него нам не справиться. Мы ведь сами себя губим, сами себя уничтожаем, думая при этом, что это наказание Божье. Ну уж нет! Это не Бог, а сам человек является самым большим врагом для самого себя. И, в конце концов, на что мы, христиане, рассчитываем? Ведь и в нашей жизни есть искушение – мы иногда хотим, чтобы Он не лез в наши дела. Обратите внимание на то, что заповеди Бога не нравятся, в первую очередь, людям верующим. Они спрашивают: «Зачем столько запретов, если я сам прекрасно знаю, что для меня хорошо и полезно?».

Неоднократно в нашей жизни мы поднимаем руку на Творца, желая, чтобы Он оставил нам свой виноградник (например, верующая женщина, которая ждёт ребенка, хочет сама решать, жить её ребенку или нет). Справимся ли мы без Него? Ответ здесь может быть только один. У нас нет ни малейшего шанса. Тогда еще вопрос: на что ты и я рассчитываем? Неужели мы тоже такие глупые и смешные, как слуги из сегодняшней притчи Иисуса? Да сохранит нас Господь от такого безумия!

о. Артур Вильчек CSsR


Проповедь 3

Слушая сегодняшнюю притчу о злых виноградарях, нужно постараться не дать втянуть себя в чисто внешнюю драматургию описываемых событий, напоминающую сенсационные криминальные фильмы. Ведь здесь и богатый хозяин, и соблазнительно большие владения, и сговор верных, казалось бы, людей, и насилие над беззащитными, и даже трупы, а в финале, как всегда, торжествует справедливость.

История, обращённая не ко всему народу, а к его вождям, то есть книжникам и фарисеям, была рассказана не для того, чтобы заинтересовать и уж тем более не для развлечения. Ибо она – нечто большее, нежели просто попытка доступно изложить некую истину. Это предостережение и приговор, вписанные во взятый из жизни образ. Нужно уметь услышать это предостережение и отнестись к нему со всей серьёзностью. Нужно отдавать себе отчёт в том, насколько грозен прозвучавший приговор. Ведь и то, и другое выходит далеко за рамки исторического, а значит, отошедшего в прошлое события. Как всё в Евангелии, притча о злых виноградарях относится непосредственно к нашему настоящему – моему, твоему, настоящему Церкви и мира.

Итак, есть виноградник и есть его хозяин. Виноград – это избранный народ, хозяин – Бог. Хозяин заботится о своём винограднике. В прочитанном чуть раньше пророчестве Исаии показано, как он его любит. Во всяком случае, хозяин вложил в свой виноградник немало труда: вскопал землю, очистил её от камней, насадил отборные виноградные лозы, посреди виноградника построил сторожевую башню, не забыл и о точиле (давильне) для изготовления вина. В образах, понятных каждому, кто возделывал виноград, показано, как небезразличен Богу Его народ и как Он заботится о том, чтобы не было недостатка ни в чём, что требуется для роста и созревания желанных плодов. «Что ещё надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?» – спрашивает Бог устами Исаии (Ис 5, 4).

Какой нежной любовью, какой отцовской опекой Бог окружил каждого человека! Сколько даров, сколько света, всегда «при нас», всегда «для нас»! «Что есть человек, что Ты помнишь его, – спрашивает Библия, – и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс 8, 5). К несчастью, виноградник, как тот небольшой, что в человеческом сердце, так и тот огромный – избранных групп, сообществ и народов – чаще всего не задумывается о том, кому он обязан своей зеленью, своими крепкими рвущимися к солнцу побегами, своими сладкими, сочными гроздьями, осенней порой гнущими к земле ветви кустов винограда. «Силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умён», – чванится у Исаии ассирийский царь (Ис 10, 13). Сколько раз в своей жизни и мы повторяли эту похвальбу коронованного глупца, забывая, что мы из себя представляем и что имеем, это дар. «Что ты имеешь, чего бы не получил?» – вопрошает Павел у коринфян. «А если получил, что хвалишься» (1 Кор 4, 7).

Владелец виноградника из притчи сдаёт его в наём местным крестьянам, а сам уезжает куда-то далеко. «На долгое время», – добавляет Лука (Лк 20, 9). Избранный народ, являясь народом Яхве, не общается, однако, со своим Богом каждый день. Как и любому сердцу, этому народу кажется, что Бог очень далеко. Так далеко, что люди иногда начинают спрашивать: а Он вообще есть? Вместо хозяина виноградником управляют уполномоченные на то арендаторы. Но их сотрудничество с ним удавшимся не назовёшь. Кто знаком с историей Израиля, тот знает, что её писали веками: неверность, отступничество, измена, бегство от своего Бога и попытки обойтись без Него. Вина за такое положение ложилась, прежде всего, на различных политических и религиозных вождей, правивших здесь от имени Яхве и вместо Яхве. Злые виноградари пытаются присвоить себе виноградник, отданный им в наём на время. Но хозяин не дремлет. Когда приходить пора собирать урожай, он посылает своих слуг, чтобы в соответствии с договором они забрали у нанимателей ту часть урожая, что принадлежит владельцу виноградника. И тут разыгрывается драма. Слуг встречают в штыки, оскорбляют, прогоняют, избивают, а некоторые из них даже расплачиваются за свою миссию жизнью.

Эти подробности не выдуманы лишь для драматизации события. Уже скоро Иисус скажет вождям Израиля громко и без экивоков: «Вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьёте и распнёте, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; … Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!» (Мф 23, 34.37).

Уже в этот момент на виноградарей должна обрушиться кара. Ведь покушение на слуг – это покушение и на хозяина. Но сегодня эта кара ещё не обрушится на злых виноградарей. Ибо кто в силах вычерпать бездну Божьего терпения по отношению ко грешнику? Кто сосчитает, скольким праведникам суждено погибнуть, чтобы могли обратиться злодеи? Вместо того чтобы воздать виновникам по справедливости, хозяин применяет ещё один способ напомнить о том, что надлежит ему. Рискованный способ! Он пошлёт к бунтовщикам собственного сына. Марк добавит: «Сына, любезного ему» (Мк 12, 6). «Постыдятся сына моего», – думал он (Мф 21, 37).

С чего бы уважать сына тем, кто отца ни во что не ставит? Разве владелец виноградника этого не знает? Знает. Это решение он принимает сознательно, руководствуясь самыми благородными мотивами: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 16). Сколько раз мы слышали эти слова! Так почему же владелец виноградника нас удивляет?

Оставшаяся часть сегодняшней притчи Иисуса – это уже пророчество о Его собственной судьбе. О неприятии и смерти. «Виноградари, увидев сына, сказали друг другу: “это наследник; пойдём, убьём его, и завладеем наследством его”» (Мф 21, 38-39). Достаточно пролистать всего лишь несколько страниц Евангелия, чтобы прочесть то же самое, но уже не как вымышленное повествование, а как факт, запятнавший и нас, и историю: «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить» (Мф 26, 3-4). И дальше: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его» (Лк 23, 33). Место это было вне Иерусалима (см. Ин 19, 20). Вне виноградника.

«Когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?», – спрашивает Иисус у слушателей. «Злодеев сих предаст злой смерти; а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф 21, 40-41). Да, так и будет. Ведь отвергнуть сына – это, с точки зрения отца, перечеркнуть и самого себя. Мученическая смерть Иисуса заполнит меру вероломства народа, который был народом Яхве и которому многое сходило с рук, а страшный удар обрушился на него только тогда, когда он поднял мятежную руку на Сына Предвечного Отца.

Приговор звучит уже в притче. Иисус говорит книжникам и фарисеям: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф 21, 43). В истории это произойдёт через неполные полвека, весной 70-го года, когда римские легионы под командованием Тита сожгут и сравняют с землёй святой град Иерусалим, а избранный народ, этот «дом Израилев – виноградник Господа Саваофа» (см. Ис 5, 7), пересчитают и разгонят по всему миру.

Христа нельзя отвергнуть безнаказанно. С Ним из жизни уходит всё великое, святое, всё, что имеет будущее. С Его изъятием рушится любое строение, и рушится на головы строителей. Ведь Он – краеугольный камень, которым держится всё, что созидает человек. Можно попытаться отбросить этот камень. Тогда он станет главой угла какого-то другого здания, большего и прекраснейшего, чем наше. А для тех, кто от него избавился – несчастьем. «Тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит» (Мф 21, 44).

Виноградник, ограбленный непочтительными, вероломными виноградарями, защищая который, отдали свои жизни много слуг хозяина, а затем и его собственный единородный сын, берут в свои руки другие люди. С самого своего начала христиане осознавали, что это именно они являются новым народом Божьим, занявшим место тех, кто некогда был особым народом Яхве. Знали они и о том, что свои отношения с Богом и Христом должны строить совершенно по-другому: не присваивать виноградник себе и честно отдавать Господу принадлежащие ему плоды. И помнят об этом до сего дня.

Но зло долговечно. Даже вырванное, оно отрастает из корня. Через двадцать веков после того, как была рассказана эта история о злых виноградарях, люди снова впадают в искушение, причём сильнее, чем когда-либо, отобрать у Бога Его мир и сделать его исключительно своим миром. Это попытки уже не просто беззаконно присвоить урожай, а отобрать у владельца всё поле. Мы безоглядно (хотя более тонко и коварно, чем те, первые) уничтожаем и убиваем всё, что приходит оттуда, от Господа, который говорит: «Ты не свой» (ср. 1 Кор 6, 19), «ты не на своём» (ср. Пс 24, 1). Мы вовлекли в эту грязную работу всё: науку, культуру, политику, средства массовой информации, личную и общественную жизнь. Мы уже и теологию уговариваем, чтоб сказала нам, что Бог умер и виноградник наследовать некому. Если так пойдёт и дальше, то можно быть уверенным: самое горькое и страшное в судьбе мира ещё впереди.

А пока следует позаботиться о своём собственном сердце. Заставить его отказаться от мысли, будто оно может построить что-то вечное на самом себе. Да и вообще – зачем силой вырывать у Господа то, что принадлежит Ему? Ведь всё это Он отдаёт нам добровольно, но вместе с Самим Собой. А в таком случае тебе уже не надо быть ни наёмником, ни арендатором. Тебе предложено быть сыном, а если сыном, то и наследником (ср. Рим 8, 17).

 

О. Станислав Подгурский CSsR