Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Пс 118,1

26-е рядовое воскресенье

Первое чтение Иез 18, 25-28

Так говорит Господь: Вы говорите: «неправ путь Господа!» Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы? Если праведник отступает от правды своей, и делает беззаконие, и за то умирает: то он умирает за беззаконие своё, которое сделал. И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, — к жизни возвратит душу свою. Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрёт.

 

Второе чтение Флп 2, 1-11

Братья: Если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, и если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны. Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

 

Евангелие Мф 21, 28-32

В то время: Иисус сказал первосвященникам и старейшинам: А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: «сын! пойди, сегодня работай в винограднике моём». Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошёл. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь»; и не пошёл. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие. Ибо пришёл к вам Иоанн путём праведности; и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

 

Проповедь

 1. «А как вам кажется?», – так Иисус начал притчу о двух сыновьях. Он рассказал стоящим перед Ним людям историю, которая не оставляла никаких сомнений. Так какой же смысл был в постановке такого вопроса? Это был педагогический ход, который должен был подтолкнуть слушателей к самостоятельному мышлению, а рассказанная притча была призвана стать лишь зеркалом, в котором слушатели могли бы хорошо рассмотреть самих себя. Они с лёгкостью дали оценку поведению двух сыновей. Однако могли ли эти люди, поступая, по сути, так же, как герои притчи, с такой же прямотой дать оценку самим себе? Надо признать, что такое зеркало, в котором можно заглянуть вглубь себя, крайне необходимо нам всем. Легко давать оценки поведению других людей, в том числе и этих двоих сыновей из притчи, на которых мы смотрим со стороны. Куда труднее объективно оценить самого себя.

2. За примерами далеко ходить не надо. Царь Давид разгневался на богача из истории, которую ему рассказал пророк Нафан, не ведая при этом, что выносит приговор самому себе (см. 2 Цар 12, 1-5). Девушка удивляется, что родители не разрешают ей ехать «на природу», где она будет в одной палатке с парнем, и уверяет, что они ничего плохого делать не будут. Однако разве не удивилась бы та самая девушка, если бы её мать сказала ей, что собирается вот так же поехать с товарищем по работе, и тоже ничего плохого делать не будет? Будучи здоровым, можно качать головой, узнав о подарке, который кто-то преподнёс врачу с просьбой повнимательней отнестись к некоему пациенту. Но насколько иначе отнесётся к такому поступку тот, кто знает, что стоит между жизнью и смертью, а его будущее – в руках доктора. Есть потрясающая история о человеке, потерявшем всех своих близких во время II мировой войны. Он стал моряком. И во время одной стоянки в порту отправился в публичный дом (он часто так делал). Завязался разговор с нанятой на час проституткой, и выяснилось, что это была… его родная сестра, которую он считал погибшей. В тот же миг в нём вспыхнул бешеный гнев по отношению ко всем тем мужчинам, что попользовались ею. Но уже в следующее мгновение он осознал, что и сам такой же, как они! Вот как по-разному мы оцениваем собственное поведение и поведение других людей.

Поэтому так важен вопрос Иисуса: «А как вам кажется?». Иисус надеется, что Его слушатели будут думать. Он не желает, чтобы проповедуемые Им ценности были как бы навязаны извне. Хочет, чтобы они сами поняли эти ценности и приняли их, как свои собственные. Так Иисус воспитывает «людей совести», как назвал их однажды Иоанн Павел II.

3. Лицемерие – это грозная болезнь, коей бывает подвержена совесть. Лицемерие первого сына заключалось в том, что он изобразил смирение, а на самом деле отца не послушался. В наши дни видно, что можно соблюдать видимость религиозности и даже исполнять множество религиозных практик (утренняя и вечерняя молитвы, месса по воскресеньям и т. д.), в то же время сердцем своим будучи весьма далёким от исполнения воли Бога, раскрытой, например, в Его заповедях или вытекающих из христианского призвания обязанностях (почему у нас столько разводов?; почему столько детей вырастают эмоционально недоразвитыми из-за того, что в их семьях нет одного из родителей?). А на вид всё может быть вполне нормально. А ведь в центре религиозной жизни – покорность Богу и Его намерениям, касающимся нашей жизни. И эта покорность должна быть видна в поступках.

4. На этом фоне в сегодняшнем Евангелии звучат слова Иисуса, повергающие нас в шок: «Мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие». Чем это мытари и блудницы лучше нас? Тем, что они не могут делать вид, будто у них всё в порядке. Они прекрасно осознают, что стоят перед альтернативой: либо они совершат радикальный поворот в своей судьбе, если встретят кого-то, кто бросит им «спасательный круг», либо окончательно погрязнут во зле. И если они узрят этот спасательный круг в послании Иисуса Христа, то схватятся за него так крепко, как только смогут.

5. Потому что бог не заинтересован в смерти грешника. Божие милосердие способно в один миг забыть всё греховное прошлое человека (см. 1 чтение). Бог неутомимо даёт человеку шанс начать с начала. Но это возможно только тогда, когда человек в состоянии со смирением дать оценку самому себе (см. 2 чтение). Поэтому так важно становиться «людьми совести».

 

О. Войчех Загродзкий CSsR