Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Мф 5,6

25-е рядовое воскресенье

 

Первое чтение Ис 55, 6-9

Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.

 

 

Второе чтение Флп 1, 20c-24. 27a

Братья: Возвеличится Христос в теле моём, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. Только живите достойно благовествования Христова.

 

Евангелие Мф 20, 1-16a

В то время: Иисус сказал ученикам Своим следующую притчу: Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. И договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой. Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно. И им сказал: «идите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, дам вам». Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашёл других, стоящих праздно, и говорит им: «что вы стоите здесь целый день праздно?». Они говорят ему: «никто нас не нанял». Он говорит им: «идите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, получите». Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: «позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых». И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию. И, получив, стали роптать на хозяина дома, и говорили: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенёсшими тягость дня и зной». Он же в ответ сказал одному из них: «друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своём делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» Так будут последние первыми, и первые последними.

 

Проповедь

1. В Бразилии во время мессы, совершаемой на небольшой площади посреди фавелас в Сальвадор-да-Баия, после прочтения сегодняшнего евангельского фрагмента предстоятель начал проповедь вопросом: «Что вы на это скажете?». Реакция собравшихся на мессу жителей этого островка нищеты была мгновенна: «Бог несправедлив». Ведь очевидно, что работа должна быть вознаграждена пропорционально вложенному в неё труду, считали они.

Если бы Евангелие было учебником домоводства или управления предприятием, то прочитанный сегодня фрагмент, наверное, надо было бы из него вычеркнуть. Но уже само начало сегодняшнего чтения подсказывает, что так воспринимать Евангелие нельзя: «Царство Небесное подобно хозяину дома…» Иисус не учит управлять хозяйством. Он учит о Царстве Небесном.

2. Обычай подыскивать работников на площадях бытует в некоторых странах Ближнего Востока по сей день. Несколько странным в Евангелии выглядит тот факт, что работников набирали четырежды, тогда как множество их праздно стоит в ожидании работы. Динарий был обычной ставкой за один день работы, не очень высокой, может быть, но позволяющей содержать семью. Выплата того, что причиталось за работу, в соответствии с предписаниями Закона происходила ежевечерне (Лев 19, 13: «Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра»). Важно то, что первые работники согласились с условиями найма, то есть динарий за день работы. Какие же они могли предъявить претензии? Проблема возникла когда динарий получили и те, кто проработал едва ли один час (хозяин в притче сознательно начинает расчёт именно с них, с последних). Первые надеялись получить больше: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами».

На предприятии, где зарплата должна отражать вклад работника, такое, конечно, неприемлемо. Иисус создаёт в притче парадоксальную ситуацию, чтобы на основе контраста раскрыть одну из тайн Царства Божия: оно отличается от предприятия! Логика принадлежности к Царству Божию – это не логика платы за что бы то ни было, но логика принятия бескорыстного Божьего дара, логика милосердия, которое, однако же, не отрицает принципов справедливости (ведь ни с кем из работников не обошлись несправедливо!). «Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?», – так Иисус защищает владельца виноградника.

3. В прочитанной сегодня притче мы находим великую надежду для всех, кто всё ещё находится за пределами Царства Божия, носитель которого в нашем мире – община Церкви. Никогда не поздно взяться за работу. Никогда не поздно приступить к исповеди, вернуться к обычаю каждый день молиться и участвовать в мессе по воскресеньям и праздникам, возродить практику воздержания по пятницам… Никогда не поздно возобновить диалог и восстановить супружескую связь… Никогда не поздно снова встать на борьбу со своими греховными вредными привычками… Иисус не запирает ворота своего виноградника перед «работниками последнего часа».

4. Эта притча очень важна также и для всех, кто принадлежит к действительности Царства Божия уже на этом свете. Люди сегодня, как и работники из евангельской притчи, не свободны от зависти. Одной из её причин может быть соблазн выторговать что-нибудь у Бога (например, усиленные религиозные практики ради того, чтобы добиться от Бога уделения какой-нибудь особой благодати). Именно этот соблазн зачастую лежит в основе такого ощутимого наследия первородного греха в нас, как грех зависти. Тогда мы завидуем другим, что им везёт больше, чем нам, хотя их набожность оставляет желать лучшего. Другой причиной зависти может быть неумение разглядеть полученный от Бога дар. А ведь дарованное нам искупление ведёт нас к полноте человечества (как? Это тоже может быть темой сегодняшних размышлений)! Так можно ли желать большего? Если бы мы могли видеть величие полученного дара, то разве оставался бы ещё повод для зависти?

 

О. Войчех Загродзкий CSsR