Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Истинно, истинно говорю вам: верующий в меня имеет жизнь вечную. Ин 6,47

23-е рядовое воскресенье


Первое чтение Иез 33, 7–9

И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрёшь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, - то беззаконник тот умрёт за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, - то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою.

 

Второе чтение Рим 13, 8–10

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

 

Евангелие Мф 18, 15–20

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них.

 

Проповедь 1  

1. «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» – этот призыв Апостола народов очень красноречив, а в свете сегодняшней литургии слова приобретает особое звучание. Ведь речь идёт о любви в контексте причинённого кем-то зла: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его…» Нельзя в подобной ситуации оставаться безучастным. Противоположность любви – это не только ненависть. Противоположно ей также равнодушие или страх за себя (проявляющийся как боязнь обличать), который оказывается сильнее, чем забота о добре ближнего. Равнодушие и страх являются сильными искушениями, и современная атомизация общества им способствует.

Примеров такого равнодушия и страха можно привести много. Чтобы в доме были тишь да гладь, жена не делает замечаний мужу, а муж жене, родители стараются не выговаривать детям, чтобы не вызвать в них сопротивления; влюблённые избегают «трудных» разговоров, боясь, что он либо она уйдёт. Нам, священникам, этот страх тоже знаком, и из-за него мы иногда закрываем глаза на злоупотребления других священников. А сколько возникающих в общественной жизни проблем требуют обличения, а иногда и громкого протеста, однако мы не возвышаем голоса, боясь оказаться в неудобном положении…

2. Известный рок-музыкант Томаш Будзыньский, вокалист групп «Armia» и «Siekiera», рассказал историю своего обращения: «Иисус всегда был в моей жизни. Я ходил в церковь (редко, но ходил). И знаете, было так, что я целый год в церкви не был, но в Рождество шёл туда и молился. Конечно, я тогда многого не замечал, например, того, что сожительствовал с девушкой и не считал это грехом. Я сильно любил её, и этого было достаточно, чтобы оправдаться перед собой». После одного сильного религиозного переживания Томаш стал ходить в церковь постоянно и однажды от своего друга священника услышал очень простые слова: «Ты живёшь во грехе». Возразить было нечего. Надо было что-то делать. И он попросил о совершении таинства брака. Прочитанный сегодня фрагмент об обличении приобретает ещё более глубокий смысл в контексте предшествующих ему слов: «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф 18, 14). Братское назидание является выражением великого евангельского реализма. Церковь – это сообщество людей, и людей не идеальных. Это сообщество людей, находящихся в пути. А также сообщество обращения. На этом пути обращения братское назидание может сильно помочь. Оно нам крайне необходимо.

3. Евангелие показывает три ступени братского обличения: с глазу на глаз, в присутствии свидетелей и перед лицом церковной власти. Первым шагом всегда должно быть назидание с глазу на глаз, лицом к лицу. Раструбить на весь мир о никому дотоле неизвестных чужих грехах – это не то (правда, слова и дела общественных деятелей надо рассматривать несколько иначе, на их действия надо реагировать публично, ведь они не носят характера никому не известных). Не следует ли нам в этом контексте провести испытание совести по поводу так называемых «грехов языка»?

4. Братское назидание должно служить вступлению на путь обращения. Однако если уличённый во грехе человек отвергает предоставленный ему шанс, община Церкви ради его добра предпринимает дальнейшие шаги вплоть до крайнего, коим является исключение из неё. De facto такое исключение происходит вследствие некоторых особо тяжких грехов (например, аборта). Если же грех становится общеизвестным, о фактически состоявшемся исключении может быть официально объявлено Церковью в так называемой экскомунике. Исключение длится до вступления на путь примирения, всегда открытый для каждого человека.

5. Обличение никогда не было чем-то лёгким. Не бывает оно также приятным ни для обличаемого, ни для обличающего. Но не надо путать любовь и нежелание причинять другому человеку неудобство. Воскресший Иисус не постеснялся поставить Петра в «неудобное положение», напомнив ему троекратный грех предательства. И тогда «Пётр опечалился» (Ин 21, 17). Но эта печаль была спасительна. Сегодня мы, с одной стороны, хотим ободрить друг друга для смелого братского обличения, а с другой – подготовиться самим к возможному обличению со стороны других. Для каждого из нас такое обличение – это всегда великий шанс.

 

О. Войчех Загродзкий CSsR


Проповедь 2

«Кем ты станешь в будущем?» «Пилотом», – отвечал мальчик. Он всегда об этом мечтал. Все им восхищались и иногда дивились тому, что он так чётко определил свою судьбу. Он вообще не менял своего мнения. Собирал деньги, чтобы покупать книги о самолётах, и ходил на курсы. Поэтому у него не было времени ходить на дискотеки. Он даже работал в каникулы, чтобы сбылась его мечта. Он знал, что если хочешь достичь цели, надо пожертвовать собой.

Начался новый учебный год. Кто-то доволен этим, кто-то уже скучает по каникулам. Но всем придётся пожертвовать чем-то. Компьютерной игрой, на которую останется не так уж много времени. Друзьями, приобретёнными в каникулы, или чем-то ещё. Даже учителя пожертвуют собой ради воспитания детей. И можно начать грустить, жаловаться, а можно просто посмотреть на всё с другой стороны. Каникулы придут, а учёба – это возможность достичь своей цели, которой является знание и мудрость.

Некоторые будут просить Божьего благословения в начале года. Пусть Он даст силу в учёбе и поможет всегда делать правильный выбор.

 

О. Мирослав Давлевич CSsR

 

«