Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Вы свет мира. Мф 5,14

22-е рядовое воскресенье


Первое чтение Иер 20, 7-9

Ты влёк меня, Господи, и я увлечён; Ты сильнее меня, и превозмог; и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: «не буду я напоминать о Нём, и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моём, как бы горящий огонь, заключённый в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог.

 

Второе чтение Рим 12, 1-2

Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.

 

Евангелие Мф 16, 21-27

В то время: Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Пётр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою. Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её. Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его.

 

Проповедь 

1. Христианство требует приложения некоторых усилий. Стараясь идти вслед за Иисусом, мы иногда вставали перед трудным выбором. От чего-то нужно было отказываться, чему-то посвящать больше времени и сил. Зачастую это было для нас актом самоотверженности, принятием креста во имя верности Богу. Для кого-то таким актом был отказ от спиртного, другие предприняли паломничество к святым местам. Начало нового учебного года напоминает нам, что во имя верности Господу Богу надо вернуться к систематическим занятиям в школе.

На свете так много дел, которые надо исполнить. Они требуют некоей жертвы, креста. И человек иногда бунтует. Появляются претензии, вопросы: «Куда Ты ведёшь меня, Боже?» Хочется повторить за пророком Иеремией: «Ты влёк меня, Господи, и я увлечён; Ты сильнее меня, и превозмог» (Иер 20, 7а). И сыпятся на Господа Бога упрёки… Стóит ли им удивляться?

2. Сегодня Иисус говорит о Своей жертве, которую Он должен принести в Иерусалиме. Это крестная смерть, принятая ради нашего искупления, принесение Его жизни в жертву за наши грехи. Иисус должен принести эту жертву Богу Отцу. Своей смертью Он хочет сокрушить нашу смерть. Жаждет отдать Свою жизнь за нас.

А если смотреть «по-человечески», то каждый хочет свою жизнь сберечь, сохранить для себя. Поэтому Пётр чувствует себя обманутым, слыша, что предсказывает Учитель и Наставник. И у него невольно вырывается: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою» (Мф 16, 22b). Иисус с укоризной отвечает: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16, 23b). А затем разъясняет, сколь необходимо жертвовать и Ему, и каждому, кто хочет следовать за Ним. В Евангелии не отмечено, понял Пётр эти слова или нет. Однако в последующих стихах Матфей даёт описание Преображения Господня, когда Иисус укрепляет Петра, Иакова и Иоанна накануне Своей смерти, из чего следует, что апостолы этих слов не поняли.

3. Что мешает нам ежедневно принимать и нести свой крест? Эгоизм, который избегает жертвы, самоотречения; любовь к себе, которая каждому близка, как рубашка к телу. Ведь каждый хочет жить спокойно, удобно, в достатке. И старается как можно дольше сохранить своё «имущественное положение».

Эгоизм мешает нам любить и жить для Бога и других. Это хорошо показано в притче Оскара Уайлда о великане-эгоисте. В прекрасном полудиком саду, принадлежащем уехавшему куда-то великану, любили играть дети. Однажды хозяин сада вернулся и запретил детям приходить туда. А на воротах повесил табличку: «Детям вход строго запрещён». Близилась зима, и малыши вынуждены были смириться с таким решением. Шли месяцы, и наступила весна. Но не в саду – там по-прежнему царил холод, дул морозный ветер и падал снег. Это явление удивило Эгоиста, а спустя какое-то время стало раздражать. Каково же было его удивление, когда однажды всё вдруг зазеленело и зацвело, а сад наполнился птичьим пением. Оказалось, что дети, не взирая на запрет, вернулись на место своих игр. Тогда великан понял… Теперь он знал, что из-за своего эгоизма лишается не только чарующей весны. И немедленно снял табличку с запретом входить в сад.

Только любовью можно победить эгоизм. Иисус, отдавая за нас жизнь, помогает нам любить без условий. Своей любовью Он показывает нам смысл посвящения, жертвы и креста. Из любви к нам в каждой Евхаристии Он даёт нам Своё Тело под видом хлеба. И учит нас избавляться от эгоизма, чтобы любить. Любить так, чтоб быть счастливым вовек.

 

О. Казимеж Пельчарский CSsR