Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив Пс 102,8

17 рядовое воскресенье

 

Первое чтение 3 Цар 3, 5-12

В те дни: Явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе. И сказал Соломон: Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде, и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость, и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне. И ныне, Господи, Боже мой, Ты поставил раба Твоего царём вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа. И раб Твой – среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть. Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, вот, Я сделаю по слову твоему. Вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе.

 

Второе чтение Рим 8, 28-30

Братья: Знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

 

Евангелие Мф 13, 44-52

В то время: Иисус сказал народу: Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идёт, и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то. Ещё: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её. Ещё: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег, и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов. И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

 

Проповедь 

1. К знаменитому огранщику алмазов в Амстердаме обратился мужчина среднего возраста. Он вынул из кармана нечто завёрнутое в старые газеты и сказал огранщику: «Разделите его на две равные половины». Огранщик не торопясь развернул свёрток. Спустя мгновение перед его глазами оказался редкостной величины и чистоты алмаз. Огранщик позвал своего помощника. В дверях мастерской возник подросток. Огранщик вручил ему алмаз и равнодушным голосом приказал: «Раздели это стёклышко на две половины». В этот момент владельца алмаза охватил ужас. Когда парень закрыл за собой дверь, мужчина пришёл в себя и возмущённо закричал: «Вы что, с ума сошли? Вы знаете, сколько стоит этот камень? И такое сокровище вы отдаёте в руки такого молокососа?!» «Успокойтесь, – невозмутимо ответил огранщик. – Я хорошо знаю, сколько он стоит, а вот мальчишка этого ещё не знает. И у него рука не дрогнет». И действительно, через минуту парень пришёл с алмазом, аккуратно разделённым пополам.

Поступок огранщика нам понятен. Как правило, человек не может сознательно уничтожить то, что представляется ему ценным. Не удивляет нас и поведение искателя жемчужин из сегодняшнего евангельского чтения. Обычно человек, видя возможность стать обладателем большой ценности, делает всё возможное и прикладывает много усилий, чтобы овладеть этой ценностью.

2. «Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле», – слышим мы сегодня в Евангелии. Если иногда мы медлим в ответ на призыв лично участвовать в деле Царства Небесного, если окрещённые люди достаточно безразличны к проблемам своей веры (часто складывается именно такое впечатление), то разве такое поведение не является как минимум удивительным, раз жизнь верой подобна сокровищу, скрытому в поле? А может, проблема заключается в том, что человеку не всегда удаётся увидеть в своей вере сокровище, которому стоит многое посвятить? Что моя вера значит для меня? Евангелие велит нам смело поставить этот основополагающий для нашей жизни вопрос.

3. Здесь можно воспользоваться размышлениями из второй энциклики Папы Бенедикта XVI Spe salvi. Он отметил, что одним из основных векторов, по которым движется человеческая жизнь, является стремление к счастью, к полноте жизни. Однако что такое счастье? Отвечая на этот вопрос, Папа, цитируя св. Августина, утверждает, что мы, по сути, не знаем, чего мы хотим на самом деле. Есть в природе человека такой странный парадокс: он не может прекратить стремиться к счастью, о котором так мечтает, и в то же время не может сформулировать, чего он, собственно, жаждет. В жизни мы ставим перед собой множество целей и задач. Затем оказывается, что за каждой достигнутой целью встаёт следующая, более высокая. Каждое исполненное желание порождает следующее, а человеку постоянно хочется большего и большего…

Будет ли когда-нибудь утолена человеческая жажда счастья? Первые христиане были счастливы, встречаясь с Иисусом Христом. Потом человеку стало казаться, что он и сам, собственными силами может утолить эту ненасытимую жажду. Непрерывные новые научные открытия и появляющиеся вместе с ними новые технические возможности породили утопические представления о возможности таким путём удовлетворить все людские потребности и решить все проблемы. Позднее предпринимались попытки создать мир счастливых людей политическими средствами, в расчёте на то, что удастся построить идеальное общество. Сегодня мы видим, что это была утопия.

4. Следует признаться, что мы, люди XXI века, постоянно подвержены всё тем же двум соблазнам. Классический пример попытки решения человеческой проблемы техническими средствами – контрацепция. На том же основано желание узаконить оплодотворение in vitro. Нет недостатка и в тех, кто верит, будто политика – это единственная область деятельности, которая эффективно служит истинному благу человека. Поэтому так важна для нас сегодня высказанная Папой Бенедиктом XXVI мысль: «Человека не спасёт ни наука, ни политика, а только любовь» (Spe salvi, 12).

«Если пристально взглянуть, то мы вообще не знаем, к чему стремимся, чего именно хотим. Ведь мы не знаем этой действительности; даже когда думаем, что прикоснулись к ней, не постигаем её по-настоящему. (…) Знаем лишь, что это – одно, а это – другое. (…) Тем не менее, мы знаем, что должно быть что-то, чего мы не знаем, но к чему стремимся» (Spe salvi, 11). «Это неизвестное что-то – наша настоящая надежда» (Spe salvi, 12).

5. Когда к человеку приходит любовь, его жизнь наполняется новым смыслом. Но человеческая любовь, даже самая прекрасная, остаётся хрупкой, ведь может быть разрушена смертью. Поэтому человек ищет безусловной, абсолютной любви. И найти такую любовь может только в Боге. А прийти к этой любви можно только через веру.

Без веры человек не может быть счастлив до конца. Поэтому она – как сокровище, скрытое в поле. Поэтому верить – стóит.

О. Войчех Загродзкий CSsR